Урок развития речи по теме Описание внешности человека

План открытого урока русского языка в 6 классе,


Тема: Обучающий урок развития речи по теме «Описание внешности человека
(портрет)»
Цель: 1. Познакомить учащихся с требованиями, к описанию внешности
человека, видами описания, типом речи.
Дать учащимся языковые средства для данного вида описания.
Развитие навыков устной и письменной связной речи учащихся.
Воспитание культуры речи и письма.
Оборудование урока: Презентация.

Ход урока
Организационный момент.
Объявление темы и цели урока.
Работа над новым материалом.

Возможные виды работы над описанием внешности человека.
По памяти (мой брат, моя бабушка, моя первая учительница, какими они были несколько лет назад).
На основе жизненного опыта (моя мама, мои друзья, какие они).
На основе прочитанного (Маруся и Соня из повести «Дети подземелья»).
По специально организованным наблюдениям, в том числе по картине (мой товарищ во время приготовления уроков).

Тип речи, используемый при работе над портретом?
Используется описание.

3. Виды описаний (стили речи).
Деловое описание. Это объявление по радио, телевидению, радио «Потерялся мальчик трех лет »
Научное (этнографические описания людей, статьи в сборниках, научных журналах «Вокруг света», «Наука и жизнь»).
Художественное в литературных произведениях.

Обобщение полученной информации
Что вы узнали об описании внешности человека?
Какое описание мы должны изучить на этом уроке? Деловое? Научное? Художественное?
Что является основным в таком описании?

Требования к художественному описанию
Найти характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и суметь передать словами.
Это описание может быть связано с манерами, походкой описываемого, с его занятиями и профессией, с особенностями его характера.
Через описание внешности человека можно передать внутренний мир героя, выразить свое отношение к нему.

5. Языковые средства, используемые в описании внешности человека.
Глаза – серые, карие, черные, голубые, серовато-голубые, лучистые, маленькие, большие, узкие, хитрые, со смешинкой, приветливые, раскосые, задумчивые, серьезные .
Нос – прямой, с горбинкой, курносый, вздернутый, широкий, узкий .
Волосы – каштановые, светлые, русые, седые, с проседью, густые, пышные, короткие, длинные, прямые, волнистые, кудрявые, точащие, как палки .
Форма лица – продолговатое, овальное, круглое, вытянутое; черты лица: мелкие, крупные, красивые, выразительные, невыразительные, резкие, мягкие, маловыразительные, .
Походка – собранная, легкая, быстрая, смешная, вразвалочку, странная, подпрыгивающая .
Улыбка – скромная, смущенная, открытая .
Взгляд – открытый,

6. Требования сочинению-описанию внешности человека.
Необходимо найти замысел, основную мысль, которая сделает сочинение цельным.
Сочинение должно быть последовательным. Нельзя повторять одну и ту же мысль по несколько раз.
Описание нельзя подменять повествованием (рассказом, как ты познакомился с тем, о ком пишешь, что он любит, где живет, учится и т.д.
Помните, что внешность человека, его одежда, манеры характеризуют его, помогают раскрыть его внутренний мир.
Художник, в отличие от фотографа, стремится изобразить самое существенное в человеке; в сочинении важно не перечисление всех компонентов портрета, а умение уловить, что характерно для данного человека, составляет его индивидуальность, неповторимость, главное в нем.

7. Определите вид описания по стилю речи и виду работы над описанием.
Озаглавьте текст описания. Определите, как выражено отношение
автора к описываемому человеку.

Передо мной сидит пожилая женщина в строгом сером платье с кружевным воротничком. У неё седые волосы и очень добрые глаза. Когда она хмурится, на лбу образуется морщинка, но стоит Ольге Сергеевне улыбнуться – и лицо её светлеет. Это моя первая учительница.

Дети были очень милыми. Настя Была похожа на золотую курочку на высоких ножках. Волосы у неё отливали золотом, и даже веснушки были похожи на золотые монетки. Митраша на 2 года был моложе сестры, он был очень коротенький, но очень плотный, лобастый. Учителя его в шутку называли мужичок в мешочке. Я думаю, что это прозвище возникло потому, что мальчик ходил в отцовском пиджаке, а тот ему, естественно, был велик. М. Пришвин «Кладовая солнца» Этот пузатый

Пацюк был точно когда-то запорожцем ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру; впрочем, было где и поместиться, потому что Пацюк несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист. Притом шаровары, которые носил он, были так широки, что, какой бы большой ни сделал шаг, ног было совершенно незаметно, и казалось – винокуренная кадь двигалась по улице.

И через мгновение навстречу мне сверху вниз по лестнице неслась темная фигура в шубе и помятом цилиндре Поравнявшись со мной, Погостов остановился и судорожно схватил меня за руку. Он был бледен, тяжело дышал, дрожал. Глаза его беспорядочно блуждали, грудь вздымалась


8. Образец сочинения-описания внешности человека
Сочинение ученика
У меня есть подруга. Её зовут Наташа. Небольшого роста, худенькая, с бледным личиком, она внешне неприметна. Но стоит моей подруге только улыбнуться, как он мгновенно преображается.
В зеленых глазах, опушенных густыми ресницами, вспыхивают искорки, щеки слегка розовеют, и на них появляются симпатичные ямочки. Жаль только, что улыбку на лице Наташи я вижу редко. Она очень серьезная девочка.
Это видно даже по её одежде: в школе – скромное темное платье с белым воротничком, дома – халатик или спортивная форма.

9. Самостоятельная работа. Создание словесного портрета своего друга или подруги. (5 мин.)
В сочинении учесть все требования, предъявляемые к сочинениям-описаниям внешности человека. Показать слайд №3, 8.

10. Проверка самостоятельной работы. (Если учащиеся дома написали
сочинения, то откорректировать сочинение).

Рефлексия.
- Сегодня я узнал(а), что .
- Было интересно .
- Я понял, как .

Домашнее задание

Найти в учебниках описание внешности человека (первобытного общества) и выписать.
Дополнить словарь языковых средств, используемых в описании портрета человека.

15