Презентация к уроку «Н.А.Римский-Корсаков»


Русская музыкальная культура второй половины XIX века «В начале шестидесятых годов русская жизнь проснулась от долгой нравственной и умственной спячки, прозрела. Первое, что она хотела сделать – умыться, очиститься от негодных отбросов, от рутинных элементов, отживших свое время. Во всех сферах и на всех поприщах искали новых, здоровых путей» И.Е.Репин Литература Н.Г.Чернышевский Н.А.Некрасов И.С.Тургенев А.И.Герцен Ф.М.Достоевский Л.Н. Толстой А.Н.Островский Главной темой произведений литературы, произведений русской художественной культуры становится в это время тема народа, ее острый социально-политический смысл. Н.Г.Чернышевский. Эстетические отношения искусства к действительности. Что делать?А.И.Герцен. Былое и думы, Кто виноват?Н.А.Некрасов. Кому на Руси жить хорошо. Мороз Красный нос. Л.Н.Толстой. Севастопольские рассказыФ.М.Достоевский. Униженные и оскорбленные. Бедные люди. Неточка НезвановаН. Лесков. Повести и рассказыИ.С.Тургенев. Охотничьи рассказыА.Н. Островский. Драматические произведения Изобразительное искусство Создание Товарищества передвижных художественных выставок и артелей художников. Произведения передвижников отличались широтой тематики и многообразием жанров: от сатирических – до философских, поэтических, полных раздумий о судьбах Родины, утверждающих достоинство и красоту человека. В.Суриков. Утро стрелецкой казни В.Cуриков. Боярыня Морозова. И.Репин. Бурлаки на Волге И.Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану В творчестве передвижников большую роль играл бытовой жанр как наиболее доступный широкому зрителю, как связанный непосредственно с повседневной жизнью. В.Перов. Чаепитие в Мытищах В.Перов. Тройка В.Васнецов. Богатыри Величием, богатством, лиризмом в картинах родной природы, песенностью наполнены пейзажи русских художников второй половины XIX века. А.Саврасов. Грачи прилетели И.Левитан. Тихая обитель Живопись - музыка Перов – Репин – Верещагин – Суриков – МусоргскийВаснецов – Бородин – Римский-КорсаковРимский-Корсаков – Врубель, Коровин, Рерих, Билибин. Музыка 1859 – Создание Русского Музыкального общества в Петербурге1860 – Создание Русского Музыкального общества в Москве1862 – Открытие первой в России консерватории в Петербурге1862 – Открытие Бесплатной музыкальной школы1866 – Открытие консерватории в Москве Санкт-Петербургская консерватория Императорская певческая капелла Мариинский театр Москва. Большой театр Антон Григорьевич Рубинштейн КомпозиторОдин из величайших пианистов мираДирижерМузыкально-общественный деятельУчредитель РМООснователь первой русской консерваторииМузыкальный просветитель (цикл из семи исторических концертов)Педагог Русское музыкальное общество Русское музыкальное общество создано в 1859 году по инициативе А.Г.Рубинштейна и графа Матвея Юрьевича Виельгорского.Цель РМО, записанная в уставе: Развитие образования и вкуса к музыке в России и поощрение отечественных талантов.Организация регулярных концертов, конкурсов композиторов, исполнение и публикация их сочинений.В 1860 году открыты бесплатные Музыкальные классы. Затем последовало учреждение Музыкального училища и консерватории. Тогда же стали открываться отделения РМО в Москве и других крупных городах. РМО ежегодно устраивало 10-12 симфонических концертов, а так же камерные, экстренные и благотворительные. Основное место в программах отводилось европейской классике, но в каждую непременно включались произведения современных русских композиторов. Николай Григорьевич Рубинштейн Замечательный пианистОснователь Московской консерваторииПедагогОбщественный деятель Петр Ильич Чайковский 1840-1893Первым из выдающихся русских композиторов XIXвека получил профессиональное образование в консерватории.Ученик Антона Григорьевича Рубинштейна по фортепиано и композиции.Основоположник русской классической симфонии.Выдающийся оперный композитор М.А.Балакирев Ц.А.Кюи А.П.Бородин Н.А. Римский-Корсаков М.П.Мусоргский «Сколько поэзии, чувства, таланта,умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». В.Стасов В 1862 году Балакиреву 25 лет, Кюи – 27,Мусоргскому – 23, Римскому-Корсакову – 17,Бородину – 29 … Милий Алексеевич Балакирев «…обаяние его лично было страшно велико. Молодой, с чудесными, подвижными огненными глазами, с красивой бородой, говорящий решительно, авторитетно и прямо; каждую минуту готовый к прекрасной импровизации на фортепиано, помнящий каждый известный ему такт, запоминающий мгновенно играемые сочинения, он должен был производить это обаяние, как никто другой» Н.А.Римский-Корсаков. Бесплатная музыкальная школа «В эти дни всеобщего светлого и радостного возбуждения Балакирев, первый в целой России, задумал помочь также и общей безграмотности музыкальной и создать такую же школу для музыки» - В.В.Стасов. Занятия первоначально проходили в здании МХА, затем (до ухода Ломакина) - в Фонтанном доме (см. Шереметевский дворец), до 1900 - в помещениях Гор. думы, позднее - в Петерб. муз. школе Медико-хирургическая Академия Шереметьевский дворец Городская дума Гавриил Яковлевич Ломакин «…Быть полезным другим, коли сам не рожден художником» Владимир Васильевич Стасов идейный вдохновитель Балакиревского кружка.Он всегда был полон творческихзамыслов, которые щедро раздавалсвоим друзьям-художникам. Он готов был забросать своего подопечного литературными замыслами, музыкальными и историческими материалами, которые могли бы пригодитьсяпри сочинении; по ходу работысам увлекался не меньше автора, советовал, критиковал,подбадривал, воодушевлял… «Представители земли русской от музыки» Модест Петрович Мусоргский 1839 -1881«Жизнь, где бы она ни сказалась, правда, как бы ни была солона…»«Девиз мой: «Дерзай! Вперед к новым берегам!» Александр Порфирьевич Бородин 1833 – 1887 «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере, и в романсе. Главные качества его – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой» В.В.Стасов Николай Андреевич Римский-Корсаков 1844 -1908 Удивительный мастер оркестра, автор 15 опер, виртуозных симфонических произведений, великий сказочник, непревзойденный мастер музыкального пейзажа. Бескорыстный художник, всей душой преданный музыкальной культуре, он не жалел времени и сил на завершение произведений рано ушедших из жизни своих друзей и товарищей по Могучей кучке — Мусоргского и Бородина. Творческое кредо кучкистов Первейший долг художника – отражать в музыке жизнь, думы и чувства народаГоворить на языке понятном и близком народу, делать музыку доступной самим широким слоям слушателей.Народная песня – неисчерпаемый источник вдохновения для композитора, сокровищница прекраснейших мелодий. «Первейший долг художника – отражать в музыке жизнь, думы и чувства народа» Бородин. Опера Князь Игорь Мусоргский. Оперы Борис Годунов, Хованщина, Сорочинская ярмарка Римский-Корсаков. Оперы Псковитянка, Садко, Снегурочка, и др. «Говорить на языке понятном и близком народу, делать музыку доступной самим широким слоям слушателей.» Обращение к словесно-музыкальным жанрам - опере, романсу, песне.Программность симфонических произведенийИспользование народной песни Программные произведения кучкистов Балакирев. Симфоническая поэма ТамараРимский-Корсаков. Симфоническая картина Садко, симфония Антар, симфоническая сюита ШехерезадаМусоргский. Картинки с выставки, Иванова ночь на Лысой гореБородин. Симфоническая картина В Средней Азии «Народная песня – неисчерпаемый источник вдохновения для композитора, сокровищница прекраснейших мелодий.» Изучение и собирание народных песен, издание сборниковИспользование народных мелодий в произведенияхИспользование жанровых особенностей русской песни в опере (колыбельная, причитание, свадебные обряды) Антон Григорьевич РубинштейнВладимир Васильевич СтасовМилий Алексеевич БалакиревМодест Петрович МусоргскийПетр Ильич ЧайковскийНиколай Андреевич Римский-КорсаковАлександр Порфирьевич Бородин Удивительный мастер оркестра, великий сказочник, мастер музыкального пейзажа Основатель РМО, Петербургской консерватории Ученик А.Рубинштейна, гениальный симфонист Ученый-химик, общественный деятель Музыкальный критик, идейныйвдохновитель композиторов «Могучей кучки» Руководитель «Могучей кучки» «Я разумею народ, как великую личность, одушевленнуюединой идеею