«Ассоциативный орфографический словарь на уроках русского языка» (5 -9 класс)


«Социальный проект»«Ассоциативный орфографический словарь на уроках русского языка» Богаткина О.В., учитель МБОУ Гимназия № 44 г. Иркутска Цель проекта : представление опыта работы по использованию ассоциативного запоминания в системе работы над непроверяемым написанием словарных слов 5-9 классов ЗАДАЧИ проекта : Представление опыта использования ассоциаций при работе с непроверяемыми написаниями словарных слов. Представление методических рекомендаций по работе с ассоциативным орфографическим словарём на уроках русского языка.Демонстрация возможности ИКТ в работе над непроверяемыми написаниями по ассоциациям. В процессе запоминания должны быть задействованы различные виды памяти: зрительная, слуховая, речедвигательная и рукодвигательная ( моторная) НЕЖДАННАЯ Барышня АННА по парку гуляла,Нежданная встреча её ожидала. Огромнейший пес ей навстречу шагалИ, Анну увидев, хвостом завилял. Использование метода ассоциативного мышления оказывается более эффективным, если ассоциации, позволяющие лучше запомнить правописание слов, будут предложены как учителем, так и самостоятельно самими учащимися. Ассоциация по сходству(слова – синонимы) БОЛЬШОЙОГРОМНЫЙГРОМАДНЫЙ Ассоциации по контрасту(слова – антонимы) мошеННик, НОтружеНик Ассоциации по смежности (слова, объединенные общим смыслом) цветокгеоргин Механизм запоминания словарных слов сводится к следующему: внутри словарной группы учащиеся выделяют для себя слово-ориентир, орфография которого никогда не вызовет затруднений и по нему определяют правописание остальных слов. Практическая часть Определить разновидность ассоциации Пояснить причину выбора Каков диван на вид? На вид этот синий диван мягок , красив и удобен. Д ван И БОЛЬШОЙОГРОМНЫЙГРОМАДНЫЙ мошеННик, НОтружеНик цветокгеоргин по смежности по контрасту по сходству л ловыйф олетовыйб рюзовыйс реневый Лиловый, фиолетовый, бирюзовый, сиреневый – оттенки синего цвета. БОЛЬШОЙОГРОМНЫЙГРОМАДНЫЙ мошеННик, НОтружеНик цветокгеоргин по смежности по контрасту по сходству П мид р и т мат – слова-синонимы. П мидор Т мат ? ? ДВОЕ ТРОЕ МЫ ВМЕСТЕ И МЫВМЕСТЕ СЕ Ы ЕСТЕ В М В М ВМЕСТЕ Рекомендуемая литература: Гафитулин, М., Попова Т. Методика написания словарных слов. http://www.trizminsk.org/e/23203.htmЗахарова, Т.А. Задание №1 для участников творческой группы «Наш орфографический словарь» на сайте www.it-n.ruЗахарова, Т.А. Задание №2 для участников творческой группы «Наш орфографический словарь» www.it-n.ruЗахарова, Т.А. Задание №3 -№ 5 для участников творческой группы «Наш орфографический словарь» www.it-n.ru Ладыженская, Т.А., Зельманова, Л.М. Практическая методика русского языка 5 класс / В. Л. Склярова, Г. Н. Владимирская. – М.: Просвещение, 1994. – 287 с. Чепурных, Д. Н. Развитие мотивации к изучению химии через ассоциативное мышление. http://festival.1september.ru/articles/510475/ Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.Программа «Юные дарования»  (2009 |) из серии « Стандарты второго поколения»Учебно-методический проект «Герменевтические методы и приемы в работе учителей-предметников гуманитарного цикла» (2010 |) из серии « Стандарты второго поколения» Герменевтические методы и приемы в работе учителей-предметников гуманитарного цикла, тезисы выступления (2010 |)