Статья Проблемное обучение на уроках литературы


Технология проблемного обучения
Автор: Каверзина Г.Е., г.Липецк Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к образованию. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка студента как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что студенту урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Вспомним определение педагогической технологии.
Педагогическая технология — это:
- содержательно-операционная деятельность по обеспечению педагогического процесса;
- систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса;
- совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для организации целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами;
- деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня образованности личности;
- рационально организованная деятельность по обеспечению достижения целей педагогического процесса.
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
- соответствие концепции гуманизации образования;
- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
- использование личностно ориентированного обучения;
- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
- соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.
В условиях введения ФГОС  урок литературы должен быть направлен на формирование метапредметных и личностных результатов.
Основными целями инновационного обучения являются:
- развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей студентов;
- формирование личностных качеств у студентов;
- выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
- развитие различных типов мышления;
- формирование качественных знаний, умений и навыков.
Основными принципами инновационного обучения являются:
- креативность (ориентация на творчество);
- усвоение знаний в системе;
- нетрадиционные формы уроков;
- использование наглядности.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- развитее критического мышления;
- дифференцированный подход к обучению;
- создание ситуации успеха на уроке.
Ведущим методом для своей педагогической деятельности я выбираю проблемный метод. Этот метод считается одним из сложных, но в то же время является самым интересным в своей практической реализации. Ведь путь проблемного изучения произведения ведет студентов от наблюдения за сюжетом и нравственными коллизиями к постижению авторской позиции, социально-эстетическому рассмотрению произведения. С.Л.Рубинштейн писал: «Начало мышления - в проблемной ситуации».
И я как преподаватель русской литературы стремлюсь показать студентам, что русская классика – это не чуждый мир непонятных проблем: «Века могут соединиться, если каждый поймет: вечные вопросы, мучившие великих на протяжении столетий, - это и твои проблемы, твои невысказанные сомнения».
Эти слова являются своеобразным эпиграфом к моей педагогической деятельности, в которой я делаю акцент на проблемное обучение как один из методов формирования нравственных качеств личности на уроках литературы.
Главная цель, которую я ставлю перед собой сегодня - воспитание вдумчивого читателя, умеющего мыслить, воспринимать прекрасное, смотреть на литературу как на способ постижения окружающего мира и самого себя.
Проблемное обучение
В условиях внедрения ФГОС проблемное обучение является одним из методов формирования нравственных качеств личности на уроках литературы.
Приобщаясь к чтению русской классической литературы, которая заставляет размышлять над глубокими общечеловеческими вопросами, мы невольно начинаем лучше разбираться в перипетиях жизни и в самих себе.
Выделены четыре главных условия успешности проблемного обучения:
обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;
обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);
значимость информации, получаемой при решении проблемы, для обучаемого;
необходимость диалогического доброжелательного общения педагога со студентами, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным студентами. 
Главные психолого-педагогические цели проблемного обучения:
развитие мышления и способностей студентов, развитие творческих умений;
усвоение студентами знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
воспитание активной творческой личности студента , умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;
развитие профессионального проблемного мышления - в каждой конкретной деятельности имеет свою специфику. 
Успешность перестройки обучения с традиционного на проблемное зависит от "уровня проблемности", который определяется двумя следующими факторами:
степенью сложности проблемы - выводимой из соотношений известного и неизвестного студентом в рамках данной проблемы;
долей творческого участия обучаемых в разрешении проблемы, как коллективного, так и личного.На уроках литературы формирую задания так, что на уроках нового знания студенты получают результат в ходе решения теоретических и практических проблем; в процессе работы они преодолевает все трудности, самостоятельность достигает высокого уровня. Повышается активность студентов, а это способствует развитию позитивных мотивов, результаты обучения относительно высокие и устойчивые.
Цель моей работы на уроке не показать путь решения проблемы, а активизировать студентов, поднять уровень мыслительной деятельности студента и обучать его не отдельным операциям, а привести в систему порядок умственных действий.
Как подготовить проблемный урок - урок «открытия» новых знаний вместе со студентами?
На каждом этапе урока открытия нового знания выполняются УУД и создаются благоприятные условия для реализации требований ФГОС к формированию метапредметных результатов образования.
Для развития мотивационной сферы и формирования мыслительных операций, более качественного уровня усвоения материала в учебной деятельности большое внимание уделяю созданию проблемных ситуаций на этапе введения знаний как один из приёмов познавательной мотивации. Поскольку она оказывает воздействие буквально на всех студентов класса, в том числе и слабоуспевающих.
На данном этапе организуется подготовка студентов к открытию нового знания, и формируются УУД:
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, извлечение необходимой информации из текста, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, использование критерий для обоснования своего суждения.
Личностные: способность студента к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию.
Для осознания противоречия и формулирования темы урока применяю побуждающий диалог как метод постановки учебной проблемы. Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают осознать противоречия и сформулировать тему урока.
Основные формы проблемного обученияВ отечественной педагогике различают три основные формы проблемного обучения:
     проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара. Проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, студенты лишь мысленно включаются в процесс поиска решения;     частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента, на лабораторных работах, в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Преподаватель продумывает систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, т.е. вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения студента и целенаправленный мыслительный поиск. Преподаватель должен придумать возможные "косвенные подсказки" и наводящие вопросы, он сам подытоживает главное, опираясь на ответы учеников. Частично-поисковый метод обеспечивает продуктивную деятельность 3-го и 4-го уровня (применение, творчество) и 3-й, 4-й уровень знаний (знания-умения, знания-трансформации) в отличие от традиционного объяснительного и репродуктивного обучения, когда формируются лишь знания-знакомства и знания-копии;     самостоятельная исследовательская деятельность, когда студенты самостоятельно формулируют проблему и решают ее с последующим контролем преподавателя, что обеспечивает продуктивную деятельность 4-го уровня - творчество и 4-й уровень наиболее эффективных и прочных "знаний-трансформаций".         
Эффективный приём – создание противоречий и поиск способа  их разрешения. Задания проблемного характера  побуждают студентов  не только сравнивать, но и обобщать, делать выводы. Технология проблемного обучения  - это  такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании студентов под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности студентов по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыкам. В рамках ФГОС обучение уже предполагает самостоятельный поиск решения.
Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, познавательной творческой деятельности. Она побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.
Познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему способов действия, знаний. Эта ситуация и называется проблемной. Именно проблемная ситуация
помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога.
Проблемная ситуация стимулирует мыслительную деятельность учащегося в процессе обучения.
Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.
Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание студентами возможно при изучении почти каждой темы. Подготовленность студента к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую преподавателем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. В проблемной ситуации студент ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.
    Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся.
Сегодня ни для кого не является секретом, что современное молодое поколение потеряло интерес к книге. Ушло в небытие домашнее чтение, когда под абажуром собиралась вся семья и читала вслух любимые произведения русской классики.
На смену интереса к художественному слову пришло равнодушие к литературе. А ведь именно в классическом художественном произведении заложен воспитательный и духовно нравственный потенциал, способный благотворно воздействовать на ум и душу подрастающего поколения.
Настоящая книга, прочитанная с пониманием, способствует формированию высоконравственной личности.
Позволяет мне грамотно выстроить работу с учётом поставленной цели формула постижения художественного произведения
Знание ↔ Понимание ↔ Сопереживание
Эта формула универсальна во всех случаях и учитывает дифференцированный подход при постижении художественного произведения.
Мне кажется эта формула универсальной, потому что позволяет учитывать разные стороны читательского восприятия. Для студентов с развитой эмоциональной сферой знания начинаются с сопереживания, эмоции побуждают к мысли, которая потом приобретает форму конкретных знаний. Студенты с более развитыми аналитическими способностями приходят к сопереживанию с героями через знание и понимание конкретных литературных явлений.
СТРУКТУРУ ПРОБЛЕМНОГО УРОКА МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ СХЕМОЙ:
1. Постановка учебной проблемы
 
 
 
(постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного)

 
 
2. Поиск решения
 
 
 
(осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки)
3. Выражение решения
 
 
(применение знаний для решения конкретных  задач и выражение «новых» знаний научным языком)
4. Творческое применение «открытых» знаний.
 
 
 
 
(по Е.Л. Мельниковой)
Механизм организации проблемного обучения состоит из трёх этапов:
Название
  Содержание Результат
1.Постановка проблемы Возникновение проблемной ситуации
Методы - диалог; «яркое пятно» и «актуальность».
Осознание противоречия
Формулирование проблемы Развитие коммуникативной компетентности
2.Поиск решения Методы поиска решения: наблюдение и побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог, подводящий к знанию диалог. Развитие образовательной, коммуникативной и информационной компетентности
3.Выражение решения Результат – вывод, самостоятельно сформулированный Продукт – новое знание и формирование ключевых компетентностей
Полностью данные схемы, основанные на психолого-педагогических закономерностях обучения, можно использовать  на уроках, посвященных изучению нового материала. На комбинированных уроках, уроках-практикумах я  применяю отдельные элементы.
Существует несколько критериев, позволяющих оценить работу студентов на таком уроке:
Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию.
Самостоятельное усмотрение проблемы в привычной и незнакомой ситуации.
3.Видение новой функции знакомого объекта, органа, явления.
4.Способность выделять в объекте, процессе, явлении его структурные и функциональные компоненты.
5Самостоятельное предложение альтернатив, вариантов решения проблемы, разных способов поиска ответа.
6.Успешное комбинирование ранее известных способов решения проблемы для выработки нового, до сих пор не применявшегося. 
С учётом сложившейся сегодня ситуации в отношении к русской классической литературе, а именно отсутствия интереса и потребности в чтении, я выбираю следующие принципы педагогической деятельности:
Принцип взаимодействия анализа художественного произведения с интеллектуальным, нравственным и художественно-эстетическим развитием студентов
Принцип учета первичного восприятия текста литературного произведения на всех этапах его анализа
Принцип практической направленности обучения и приближения его к реальной жизни.
Метод проблемного обучения диктуется самой природой литературы как вида искусства, писателями-классиками затрагиваются вечные проблемы, которые находят отражение и в современной жизни. Примером может послужить роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», по которому мною был разработан диспут.
Основные функции учебной проблемы:
1)  определение направления умственного поиска, то есть деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы;
2)  формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности студент по усвоению новых знаний.
Принцип воспитывающего обучения
Ведущим принципом, на который я опираюсь в процессе работы, является принцип воспитывающего обучения.
Впервые о воспитательном значении русской литературы заговорил в 19 веке Василий Иванович Водовозов - русский педагог и методист-словесник, последователь К. Д. Ушинского, автор работы «О воспитательном значении русской литературы», названной современниками «правильной педагогической системой для русских школ на общечеловеческой основе».
Его последователем стал Владимир Георгиевич Маранцман - современный ученый-методист, автор школьных учебников по литературе и вузовских учебников по методике, последовательный сторонник проблемного метода обучения. Маранцман считает литературу одним из таких школьных предметов, которые не просто знакомят ученика с новой информацией, но в большей степени, чем другие, формируют его как личность.
Реализация принципа воспитывающего обучения требует особо тщательного подхода к выбору методов.
Используемые мною методы могут быть представлены следующим образом:
1) творческое чтение,
2) репродуктивный,
3) проблемный,
4) исследовательский.
Проблемный анализ строится на связи вопросов, каждый из которых решается в противоборстве, поединке мнений.
Такой путь анализа воспитывает в студентах умение защищать выбранную точку зрения, логически аргументировать читательские впечатления и выводы разбора. Литературный анализ на уроке как бы выстраивается усилиями самих студентов. В проблемном анализе есть непрерывность читательского поиска, свобода обращения с текстом.
Проблемное обучение – обще-дидактический метод, но на уроке литературы он получает свою специфику.
Специфические свойства проблемной ситуации на уроке литературы
Многозначность художественного произведения приводит к вариативности читательских трактовок текста и способствует возникновению проблемных ситуаций
Выбор между различными вариантами решения проблемного вопроса на материале искусства далеко не всегда может быть доведен до категорического разрешения
Проблемная ситуация часто разрешается не по принципу исключения конфликтных мнений, а по принципу дополнительности, когда одна позиция дополняется другими (урок-диспут по роману Тургенева «Отцы и дети»).
В связи с этим использую следующие организационные формы занятий по литературе в рамках проблемного обучения:
лекция проблемного характера
урок-семинар
самостоятельная работа студентов
Подробнее я хочу остановиться на уроке-семинаре, так как эта форма позволяет наиболее удачно реализовывать метод проблемного обучения и чаще всего используется мной на уроках литературы.
Семинар - (от латинского слова seminarium «рассадник»).
Видимо, древние философы окружали себя учениками, чтобы подготовить смену, «рассаду», которая в будущем принесет свои плоды.
Семинар - особая форма групповых занятий по какому-либо предмету или теме при активном участии учащихся, слушателей.
Я использую такие формы организации семинарских занятий
Проблемный семинар
- систематизация, обобщение и углубление опорных знаний студентов, их применение и перенос в сферу самостоятельного чтения, совершенствование общечитательских умений.
Творческий семинар – выразительное чтение наизусть стихотворений, самостоятельно выбранных студентами, интерпретация или сопоставительный анализ произведений в контексте предложенной проблемной темы.
Урок-конференция – выполнение студентами учебных исследований на заданную тему и публичное представление результатов в форме докладов или защиты рефератов.
Урок-диспут – поиск студентами самостоятельного решения проблемы в споре через сопоставление различных точек зрения.
   Дискуссией (лат. discusso - исследование, рассмотрение, разбор) называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу
     Дискуссия в педагогическом процессе - это обмен мнениями по вопросам в соответствии с более или менее определенными правилами проведения и с участием всех или только некоторых присутствующих на занятии.
Одной из наиболее интересных форм организации семинарских занятий и в то же время одной из самых сложных считается диспут.
Диспут - (от латинского глагола disputare «рассуждать, спорить») - публичный спор на научную или общественно важную тему.
В своей практике я неоднократно применяла эту форму работы, и сейчас подробнее остановлюсь на ней.
Дидактические возможности урока-диспута
Формирование мировоззрения студентов, развитие личностных качеств (в том числе профессионально значимых) на основе нравственного потенциала русской классики
Активизация познавательной деятельности студентов
Привитие интереса к чтению и к литературе как к учебному предмету
Развитие логического мышления студентов:
умения сопоставлять явления искусства,
умения соотносить их с действительностью,
умения аргументировать свою точку зрения
Развитие коммуникативных (в том числе полемических) и творческих умений.
Дополнительные дидактические цели – формирование полемической культуры студентов, умения строить развернутое аргументированное выступление.
Диспут пройдёт на высоком культурном уровне и не превратится в банальный спор, если учтены следующие условия успешного проведения урока-диспута
Личностная значимость темы обсуждения для участников
Особая психологическая атмосфера, способствующая проявлению искренности в споре
Острая реакция педагога, умение мгновенно найти нужное решение, так как диспут – всегда импровизация
Правила проведения урока-диспута
Диспут – это мирный спор.
Критикуй не человека, а идею.
Выслушивай мнение собеседника до конца. Отстаивай свое мнение, говоря ясно, четко, аргументировано.
Изменяй свое мнение, если оно оказалось ошибочным, под воздействием убедительных фактов и аргументов.
Проблематика уроков-диспутов (из опыта работы)
На уроке «Что такое души живые и мертвые?» (По поэме Н.В. Гоголя«Мертвые души») задаю следующие проблемные вопросы:- Что делает человека живым и что убивает душу?
- Есть ли вина человека в том, что его душа умерла?
- Считает ли Гоголь возможным возрождение своих героев?
- Видит ли писатель вокруг себя «живые души»?
- Гоголь предлагает путь нравственного возрождения человека под воздействием искусства. Как вы относитесь к этой идее?
При изучении романа Тургенева «Отцы и дети» звучат следующие проблемные вопросы:
- Кто из героев прав в споре: Базаров или П.П.Кирсанов?
- Как много Базаровых вы встречали на своём жизненном пути?
На уроке, посвящённом роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и его главному герою, задаю следующие вопросы:
- Может ли человек взять на себя ответственность за судьбы мира? Это чрезмерные претензии, гордыня или право и обязанность личности?
- Может ли быть достигнута высокая цель путем преступления и лжи:
Раскольников терпит крушение вследствие своих личных качеств или несостоятельности самой идеи?
как решает проблему Раскольников и как его оценивает автор?
Какие общечеловеческие ценности выходят на первый план сегодня?
Также при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» большое внимание уделяется анализу эпизода, где раскрываются черты характера героев. Ребятам предлагаются следующие
вопросы и задания: «Каким мы увидели Лужина в романе? Можно ли встретить Лужина в наши дни?». А на заключительном уроке перед учащимися ставится вопрос: «Кто же Раскольников: преступник, фанатик идеи или гуманист»? Каждый ученик выбирает то высказывание по данной проблеме, которое ему ближе, тем самым ребята самостоятельно, по своим убеждениям делятся на группы, каждая из которых должна
обосновать свое мнение, опираясь на текст, что способствует формированию литературоведческой компетенции, развивает субъектную позицию учащихся, заставляет их критически мыслить, размышлять. Таким образом, активные формы работы с применением технологии проблемного обучения формируют у учащихся ключевые компетенции, в частности и литературоведческую.
Урок «Проблема истинного и ложного патриотизма в романе Л.Толстого «Война и мир» дарит возможность обратить внимание на многие проблемные, поставленные автором романа:
- Как ведут себя штабные офицеры в бою? Сравните их поведение в бою и на совете у Багратиона. Сделайте выводы.
- Как ведёт себя князь А.Болконский в этих же ситуациях? Сравните его и штабных офицеров, сделайте выводы.
- Как выглядит капитан Тушин? Что в его облике выделяет автор?
- Как ведёт себя капитан Тушин в бою? Случайно ли такое противоречие?
- Можно ли Тушина назвать героем? Свой ответ аргументируйте.
- Что важнее: быть героем в бою или перед начальством?
При изучении пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад» на одном из первых уроков задаю вопросы:
- Почему Чехов отмечает возраст только 3-х действующих лиц?
-Где автором определено социальное лицо персонажей?
-Переведите социальный статус героев в проекцию сегодняшнего дня.
«Раневская... помещица» - Раневская. - вдова крупного бизнесмена? «Лопахин... купец» - Лопахин... начинающий бизнесмен? «Трофимов... студент» - студент - эколог.
Как вы теперь истолкуете мотивы поступков и реплики героев?
- Что, по вашему мнению, является сквозным мотивом пьесы?
- Как происходит постижение сущности образов Раневской и Гаева?

При изучении темы «Проблема гуманизма в пьесе М.Горького «На дне» стараюсь обратить внимание на спорный образ Луки:
- Что привлекает вас в Луке или что отталкивает в нём?
- Кто такой Лука: лжец или человечный человека?
- Имеет ли право на существование позиция Луки?
Мне очень близки многие идеи, принадлежащие В.Г. Маранцману.
В начале занятия спрашиваю: " Почему Воланд лишь свидетель, а не участник событий ершалаимских глав?" Этот вопрос ведет к созданию проблемной ситуации, концентрирующейся вокруг дилеммы: " Всевластно ли зло? " И, стараясь ответить на центральный вопрос урока, мы работаем со следующими вопросами и заданиями.
Первая группа работает над материалом, связанным с Понтием Пилатом.
1.  Почему Пилат хочет спасти Иешуа и предает его казне?
2.  Как изменился Пилат после казни Иешуа? В чем выразилось его раскаяние
3.  Как гроза меняет жизнь Понтия Пилата и Мастера?
Вторая группа обдумывает судьбу Иуды из Кириафа.
1.  Как мотивирует предательство Иуды Евангелие и как оно объяснено в романе М.Булгакова?
2.  Прав ли Афраний, говоря, что Иуду вдохновляет лишь страсть к деньгам? Почему Афраний скрывает от Пилата истинные обстоятельства убийства Иуды?
3.  Сравните сцены прихода Андрия к полячке и его гибели в " Тарасе Бульбе" с встречей Иуды и Низы и его смертью, последние мгновения жизни Иуды и дон Гуана ( Пушкин "Каменный гость" )
4.  Зачем Булгаков придает своему герою сходство с "рыцарями любви" в произведениях Пушкина и Гоголя?
Третья группа размышляет над вопросами, связанными с образами Иешуа и Левия Матвея.
1.Почему Иешуа отказался выпить перед смертью напиток, который мог облегчить страдания, и сказал, " что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость"?
2. Зачем Булгаков дает увидеть казнь глазами Левия Матвея?
3. Почему Левий проклинает Бога и отказывается от благодеяний Пилата?
4. Почему Иешуа никого не винит в своей смерти и утешает Пилата в мире духов?
5. Сравните сцены смерти Иешуа и Мастера ( главы 16, 25 и 30). В чем различно их отношение к страданию и к людям?
Затем, когда группы готовы к ответам, выводы обсуждаются всем классом и учитель вносит в них свои дополнения, замечая, например, что при всем несходстве ситуаций поединок Иешуа и Пилата, их спор о добре и зле напоминает трагедию Пушкина " Моцарт и Сальери". Учитель сопоставляет освещение ершалаимских и московских глав в романе, грозу в Ершалаиме и Москве. После всего сказанного, заканчивая свой урок, он задает снова вопрос: " Но только ли ершалаимские главы романа утверждают, что добро не может быть вытравлено из мира?" И предлагает им выполнить на выбор одно из предложенных заданий, тем самым закрепляя и усваивая суть произведения:
1. Почему Иван Бездомный из бесталанного поэта превратился в ученика Мастера? Какова цена его прозрения?
2. Какие ошибки или преступления и во имя чего совершила Маргарита? Чем героиня М.Булгакова отличается от героини Маргариты из " Фауста" Гете?
3. Справедлив ли приговор Левия Матвея Мастеру: " Он не заслужил света, он заслужил покой"? Исполнен ли этот приговор?
4. Почему Воланд со своей свитой исчез в провале?
5. Изменилась ли Москва с уходом Воланда?
Тема урока «Проблема нравственного выбора в повести В.Быкова «Обелиск» тоже позволяет обратиться к проблемным вопросам:
- Поступок учителя Алеся Мороза - подвиг или бессмысленное геройство?
- Почему Ткачук говорит об учителе: «Он сделал больше чем, если бы убил сто»? Согласны ли вы с его мнением?
- А как бы вы поступили на его месте?
 Приоритет на подобных уроках отдается осознанному усвоению знаний. Опора на мотивационную сферу позволяет удерживать внимание к данному предмету, развивая не только интеллектуальные, но и личностные качества студента. Поэтому именно за проблемным обучением, на мой взгляд, будущее современного образования.
Главным является органическое соединение эффективных образовательных технологий и личности педагога. В настоящее время педагог выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащегося, компетентным консультантом и помощником. Эта роль значительно сложнее, чем при традиционном обучении и требует от педагога более высокого уровня профессионально-педагогической культуры, умения решать непростые проблемы, справляться с объективными трудностями.
Проблемный подход, личностно ориентированное обучение способны помочь процессам вхождения в жизнь общества, жизненного самоопределения, социально-психологической адаптации личности студента. При проблемном подходе на уроках происходит диалог с культурой, интеграция знаний в целостную картину мира, принятие решений в ситуации выбора, жизнетворчество, саморазвитие.
Педагогическая технология – это то, что уже сложилось, принято в современной педагогике. Однако ни одна педагогическая технология не дает гарантии успеха: нужно искусство, мастерство исполнителя – педагога, чтобы добиться необходимого результата.
Технологию проблемного обучения использую на многих уроках русского языка и литературы уже много лет, впервые я подошла с позиции требований ФГОС. Но могу с уверенностью сказать, что проблемное обучение будет актуальным всегда.
При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Поэтому можно прибегнуть к нестандартным, творческим элементам на отдельном обычном уроке.
Прозанимавшись несколько месяцев, провожу небольшую анкету, в которой поинтересуюсь: чем уроки литературы здесь в техникуме отличаются от уроков литературы в школе, чему может научить литература.
- Чем уроки литературы в техникуме отличаются от уроков литературы в школе?
- «Уроки литературы в техникуме учат нас думать».
- «Здесь приветствуется свобода слова».
- «Мы открыто общаемся, учимся отстаивать свою точку зрения».
Мне как преподавателю хочется по мере сил помочь студентам обрести нравственные идеалы, точки опоры в наше непростое время перемен, научить их мыслить, отстаивать свою точку зрения. Как показывает практика, встречи с выпускниками, проблемное обучение не проходит даром, оставляет глубокий след в душах воспитанников.
Я глубоко убеждена, что дело не в званиях, не в наградах, а в том, что преподаватель оставит в памяти своих воспитанников, какие нравственные уроки даст он своим студентам.
Для меня высшей наградой как педагога являются слова благодарности от бывших выпускников: «Спасибо вам большое за ваши уроки. Я их до сих пор помню. Вы нас учили думать, сочувствовать, сострадать, а это так необходимо в реальной жизни». Я считаю, что это самое важное достижение моё как преподавателя.
Список использованной литературы:
1. Айзерман Л.С. Посев и жатва. Что происходит с уроками литературы / Л.С.Айзерман // Литература в школе.- 2002.- № 4 .- С. 24- 28.
2. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе. Практическая методика: книга для учителя / Аркин И.И..- М.: Просвещение,2003.- 223 с.
3. Ахметова Д. Парадоксы дистанционного обучения / Д. Ахметова // Высшее образование в России.- 2007.- №3.- С. 57- 62.
4. Баксанский О.Е., Чистова М.В. Проблемное обучение: обоснование и реализация / О.Е.Баксанский, М.В.Чистова // Наука и школа.- 2000.- №1.- С. 19-25.
5. Богданова О.Ю. и др. МПЛ: учебник для студентов пед. вузов / О.Ю.Богданова.- М.: Академия, 2004.- 400с.
6. Выготский Л.С. Собр.сочин.: в 6 т. / Л.С.Выготский.- М., 1982
7. Гайфуллин Г. и др. Вступая в 21 век: учебные компьютерные модели в проблемном обучении/ Г.Гайфуллин и др. // Наука и школа(т).- 2000.- № 5 .- С. 30- 32
8. Какрамова К., Терещенко Н. Проблемное обучение: проблема образования или общества? / К. Карамова, Н. Терещенко // Наука и школа (т).- 2002.-№ 11.- С. 35- 37.