Духовное наследие Сергия Радонежского.


Замятина Лидия Валериановна
МБОУ СОШ №5 «Многопрофильная»
г. Нефтеюганск
Духовное наследие Сергия Радонежского
Без Сергия Радонежского русская душа не полна…
(В.Распутин)
Среди всех святых, прославившихся в Русской земле, особым почитанием и любовью окружено имя Преподобного Сергия Радонежского. Родился он около 1314 года и при крещении был назван Варфоломеем. Семи лет был отдан в школу, где уже учились его братья Стефан и Пётр. Поначалу ученье не давалось Варфоломею, и потому он подвергался наказанию от учителя и насмешками от сверстников. Часто молился отрок о том, чтобы ему была дарована способность к учению.
Однажды отец послал его в поле привести лошадей. У стоящего в поле дуба Варфоломей увидел незнакомого старца-монаха, погружённого в молитву. Дождавшись окончания молитвы, отрок подошёл к старцу и попросил его помолиться о том, чтобы ему открылась грамота. Сотворив молитву, старец дал отроку кусочек церковного хлеба-просфоры. В тот же день Варфоломей поразил своих родителей и братьев тем, что начал успешно читать по Псалтири и вскоре знаниями превзошёл своих братьев и сверстников.
И перед глазами тонкие берёзки на фоне могучего леса в картине «Явление отроку Варфоломею» художника Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942). Это он, отрок Варфоломей, станет Сергием Радонежским, наречённым по месту созданного им монашеского скита, а затем и игументом Свято-Троицкого монастыря.
Имя Преподобного Серия Радонежского напоминает, до какой высоты способна подняться наша земля, просвещённая Словом Христовым.
Человек, не оставивший после себя ни одной книги, стоит у начала всей русской культуры Московского периода, открывает дверь, ведущую из глухой подмосковной тайги прямо во все тайны человека и мира. И деятельность его тем более видится нам чудесной, потому что мы не можем разделить в ней плоды небесной помощи и его собственных трудов. Сергий всю жизнь старался уйти от мира, не принимать на себя решения судеб окружавших его людей, не вмешиваться в происходящее вокруг события. Однако все бытовые и исторические подробности эпохи так тесно сплетены в его житии, что, кажется, нет такой стороны русской жизни второй половины XIV века, которую бы он не освятил, где бы не осталось следов его бережного благословения. Если же вспомнить, каково было это время, то выяснится, что преподобный Сергий стоит не только в начале русского Просвещения, но и знаменует собой русское Возрождения в самом высоком его смысле.
Житие его, удивительно мягко и живо написанное Епифанием Премудрым, даёт нам ключи к разгадке множества тайн русской культуры и русской интеллигенции. С самого начала своей жизни, ещё даже до земного рождения Сергий (до монашества Варфоломей) отмечен знамениями. Он трижды кричит во время литургии, находясь в чреве матери, отказывается брать грудь матери в постные дни, не принимает молока от кормилицы. Родители его ясно осознают, что в их семье происходит явление святого. Однако же им не приходит в голову каким-то образом возвысить своего ребёнка, отделить его от других на основании проявившихся в нём талантов. Культ вундеркинда до сих пор с трудом прививается в русской традиции воспитания. Знамения, таланты и сама святость даются человеку от Бога, и потому родители, а вслед за ними и повествователь, прежде всего, прославляют Создателя, а потом уже любуются творением. Варфоломея в детстве оберегают, но не более, чем следует лелеять каждого ребёнка. Его не освобождают ни от домашнего труда, ни от повседневных обязанностей, ни от школьного обучения.
…Родное Слово…С ним и в счастье, и в горе, и в Храме, и в доме родном, и в праздничной песне, и в светлой молитве… Пронизанное трепетным чувством любви, оно бережно хранится в душе русского человека, освящённое светом былинных песен Бояна, вещим словом Нестора, державным словом Мономаха, нежным словом Ярославны, мудрым наставлением Святых Кирилла и Мефодия, создавших «азы» славянской письменности-фундамента русских культурных традиций славянского братства.
Из седой дали доносятся бессмертные слова вечного молельника за Святую Русь Святого преподобного Сергия Радонежского: «Только в единении спасение Руси!»… А с ними рядом торжественная и горделивая святая Русь…
Со школьной скамьи мы знаем Сергия Радонежского как мудрого политика тогдашней православной церкви: это он дал благословение князю Дмитрию Донскому на героическую битву с Мамаем. Убийство «поганых» не грех, а святой долг и подвиг, считал Сергий. Иноки Пересвет и Ослабя, по благословению Сергия сопровождавшие князя Дмитрия на поле Куликово, по призыву совести и сердца отправляются в первые ряды головного отряда, где погибают, открыв судьбоносное сражение во имя свободы Отечества и Святой православной Церкви от татарского ига. Когда заходишь под своды Троицкой церкви в Свято-Троицкой Лавре, первого «общежитейского» монастыря на Руси с его аскетизмом и проповедью презрения к мирским благам, расписанной Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным, видишь лики Святых, трепещущие, как человеческие души, испытываешь трепет перед подвигом Радонежского Святого, благоговение перед творением Русских Мастеров.
Ничто не помешало Андрею Рублёву и Даниилу Чёрному увековечить память о Сергии в своих фресках и в иконостасе Троицого собора. «Чтобы свеча не погасла…», чтобы сохранить память об Учителе, призывавшем к человеческому братству, в сердцах грядущих поколений.
И «Святая Троица» Рублёва, написанная «в похвалу отцу своему Сергию», - это не иллюстрация к библейскому сюжету о Саре и Аврааме, которым ангелы принесли весть о чудесном рождении у них сына, а призыв «чтобы научить людей искоренять вражду, обретать дружеское согласие отказом от корысти, готовностью к самопожертвованию». В «Троице» звучит страстное желание Рублёва показать мир в его единстве, продолжившие в живописи практику и политику единения Руси Сергия Радонежского.
Обращаясь сегодня к образу преподобного Сергия Радонежского, мы ценим в нём тот великий подвиг, который он совершил во имя своего народа: он вдохнул в надломленный иноземным господством народ веру в самого себя, чтобы помочь ему избавиться от иноземного ига и собственными силами построить сво1 государство. В образе Святого Сергия отражаются святые для каждого русского человека черты – забота о чести и достоинстве народа, не теряющего в путях истории связи со своими традициями, заветами великих предков.
Не потому ли и сегодня идут и едут тысячи россиян в Сергиеву Лавру поклониться мощам Великого Старца, «Великого Светильника» Земли Русской, чтобы возродить в сердцах веру в нравственные силы родного народа.
И сегодня очень своевременно звучат пророческие слова Великого Старца: «Только единением спасётся Русь!»
«Многосветлым светильником Российской Земли» именуется преподобный Сергий в церковных молитвах.
В них звучат вещие слова: «Возведи нас… милостиво и, к земле приверженных, возведи к высоте небесной. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере».
Идут века… Давно истлел прах Дмитрия Донского, подвигнуто Святым Сергием на героическую битву с Мамаем. Давно к мощам Великого Светоча Земли Русской идут нескончаемым потоком русские люди. Давно нет в живых сподвижников Великого князя и Игумена Радонежского. А созданная Великим старцем Свято-Троицкая лавра светит неугасимым духовным светом, вселяя надежду на возрождение русского народа на родной Русской Земле, освещённой Ликом великого молельника из Радонежа. «Да святится Имя твоё» навеки на Руси!
Да, и сегодня стекаются в Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры люди со всех концов России, чтобы помолиться, поклониться её главной святыне=мощам преподобного Сергия, великого святого, воплотившего в себе лучшие черты русского человека.
Литература:
1.Донская Т.К. Слово о родном русском слове…М.,2003.
2.Ключевский В.О. Исторические портреты. М.,1990.
3.Кожинов В. История Руси в русском слове. М.,2001.
4.Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПБ.,2000