Исследовательская деятельность школьного библиотекаря с учащимися

Выступление на семинаре библиотекарей
19 апреля 2016 в ЦР библиотеке
Слайд1 «Школьная библиотека как центр краеведческой работы»
«Краеведение – прекрасная школа воспитания гражданственности» Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Слайд 2 Воспитание гражданственности и патриотизма, уважение к истории и культуре родного края и населяющих его народов – одно из важнейших и приоритетных направлений в работе школьной библиотеки.
Слайд 3Систематическая работа по краеведению необходима для воспитания чувства патриотизма и гордости за свою Малую Родину у подрастающего поколения.
Слайд 4 С целью сохранения и изучения истории родного края мной библиотекарем начальной школы с. Стерлибашево ведется исследовательская и краеведческая деятельность по сохранению культурного наследия наших земляков.
Слайд 5 Исследовательская деятельность является одним из новых направлений в работе и отвечает современным требования предъявляемым к школьным библиотекарям. Всем хорошо известно, что воспитание патриотизма, любви и бережного отношения к родному краю, его истории, культуре начинается с детства - в младшем школьном возрасте.
Слайд 6 Исследовательская работа и процесс исследования – творческий процесс, помогающий в работе по выбранной теме формировать личную ответственность учащегося, развивать познавательные способности, умение работать с книгой и другими источниками информации, а так же оценивать свою деятельность, сравнивая её с работами других ребят.
Слайд 7 Для проведения исследований из числа активных читателей я выбираю участников исследования. Направление исследовательских работ – это изучение творчества и жизненного пути наших земляков– стерлибашевцев. Цель исследование: воспитание гордости за свою малую Родину.
Слайд 8 Первое исследование в практике моей работы было связано с творчеством нашего земляка – поэта, прозаика и публициста Ф.М. Гумерова в 2010-2011 учебном году. Во время исследования по теме «Файзи Гумеров – поэт родного края» с Ренатой Искандаровой в 2011 году, мы встречались с супругой Файзи Муллагалиевича – Маги Губаевной, его дочерью, внучкой и правнучкой.
Слайд 9 Из личных архивов семьи Гумеровых для своей работы мы использовали фотоматериалы, личные записи Ф.Гумерова, его автобиографию и другой рукописный материал. По теме исследование для учащихся 4-х классов был проведен вечер – памяти. На это мероприятие мы пригласили супругу Файзи Муллагалиевича и его близких. В том же 2011 году мы приняли участие и в торжестве в честь 85 летнего юбилея Ф.М. Гумерова в РДК . В 2013-2014 учебном году мы продолжили исследование жизни и творчества Файзи Муллагалиевича Гумерова.
Слайд 10 В практике моей исследовательской деятельности с учащимися начальной школы было проведено исследование по теме: «Шамиль Рахматуллин – актер, режиссер, драматург» в 2012-2013 учебном году совместно с учащимися 4 «А» класса Артуром и Мансуром Хамидуллинами. В памяти наших ровесников остались воспоминания об удивительном человеке, при виде которого сразу появлялась улыбка. В процессе исследования мы узнали, что родился он в Томской области в деревня Пашня, куда отец Шамиля был сослан лишь за то, что будучи секретарем сельского совета выделил лес нескольким старикам.
Слайд 11 В процессе исследования посетили районный краеведческий музей им. М.Г. Махмудова, переписывались с музеями Салаватского драмтеатра и башкирского академического театра им М. Гафури, встречались с людьми, которые когда –то знали Ш. Л. Рахматуллина. В процессе поиска мы использовали разные источники информации, пытались найти его сыновей, к сожалению, поиски не увенчались успехом. По адресу его проживания мои уфимские родственники нашли мемориальную доску на доме, в котором он проживал.
Слайд 12 В следующем 2013- 2014 году было принято решение исследовать жизнь и творчество актера, режиссера Рифа Имамовича Музагитова. Тема исследовательской работы «Весь мир театр. Актер Риф Музагитов». Вот где нас ждал сюрприз. Риф Музагитов в детстве был не очень простым мальчиком - хулиганистым и озорным. Прочитав воспоминания его одноклассника Шайхилислама Шаяхметова.
«Сегодня на большой перемене выступают учащиеся 5 «Б» класса Амировской школы, те которые, ходят на учебу из соседней деревни Халекеево. Первым было выступление хора всего класса с песней «Великий Сталин наш отец», затем на сцену вышла девочка в лаптях и красных шароварах и исполнила танец, гармони видимо не было и учительница Гульшарафат апа вместе с девочками из класса напевали заученную частушку и хлопали в ладоши.
Комсомоллар партиясе беренчелекне ала,
Комсомоллар партиясе беренчелекне ала
Не успели аплодисментами проводить девочку со сцены, как на сцену зрители из зала стали выталкивать мальчишку – подростка на сцену. Вслед за ним слышались выкрики: «Давай, рассказывай то стихотворение «Мунча» (Баня)». Мальчишка застеснявшись, стал оглядываться по сторонам в поисках возможности сбежать, но зрители громче и громче настаивали на его исполнении. Тогда не зная, что делать, нахмурив широкие брови, опустив глаза, он стал декламировать:
Алдым мунчала,
Киттем мунчага,
Кердем ишект
·н,
Карадым тишект
·н
Зал переполошился, зашумел, кто-то украдкой безудержно смеялся, а «артист» терпеливо ждал пока зал угомонится, чтобы продолжить свое выступление. Этим артистом был 12 летний Риф Музагитов. Осмелевший Риф решил прочитать зрителям стихотворение, которое передавалось по всему Халекееву из уст в уста. Стих был колкий, с критикой и злободневный, не всякий решится его прочесть вслух.
Алай итте, болай итте
Председатель Гайфулла
€ле йокыдан тормаган
Секретаре Сайфулла.
€шл
·с‰н хакын бирми,
Сорасан атын бирми”
Слайд 13В Шамиль Рахматуллин и Хай Фахриев разглядев в Рифе актерский талант посоветовали учиться.
Увлекательный процесс исследования принес свои плоды, на школьном этапе мы заняли 1-е место, на районном – 3-е место. В планах было продолжение исследования. В этот же году мы продолжили его с ученицей 3 «Г» класса Хасановой Азалией. На Республиканском конкурсе «Первые шаги в науку» наша работа заняла 3-е место.
Слайд 14 В Тема исследовательской работы, которая была проведена в этом году – «Волшебный мир – театр. Актриса Флюра Хабибуллина», была запланирована 2 года назад, во время исследования творчества Рифа Музагитова. Заслуженная артистка Башкирской АССР Флюра Габдулловна Хабибуллина, родилась 30 апреля 1935 года в деревне Сатый Миякинского района Башкирии.
Слайд 15 Флюра Хабибуллина сыграла более 30 ролей. В ее репертуаре были как главные, так и роли второго плана. Особенно были близки актрисе лирические роли, которые она играла проникновенно, с душой, отдавая всю себя.
Слайд 16 Флюра Габдулловна говорит: «Мне близки по характеру лирические роли. Они воодушевляют зрителей, проникают в глубину их душ, открывая новые неизведанные чувства». Флюра Габдулловна и сейчас человек активной жизненной позиции, они вместе с Рифом Имамовичем в курсе всех театральных событий.
Слайд 17 Краеведческая деятельность школьной библиотеки важный аспект в воспитании учащихся.За годы работы собран богатый материал, изучены интересные факты из жизни и творческой деятельности наших земляков. В сборе материала применяла различные методы исследования: встречи с близкими людьми, работа с личными архивами, переписка через сеть Интернет, посещение краеведческого музея, работа с личными архивами жителей Стерлибашевского района.
Краеведческая и исследовательская деятельность имеет и большое воспитательное значение не только для учащихся, но духовно обогащает всех участников этой деятельности.
Интервью Р. Музагитова: «Я уже 30 лет без одной ноги. Играли на сцене в Ишимбае. Во время одной из сцен в спектакле «Карлугас», играем вместе с Хаем Фахриевым, сцену борьбы, на нас халаты вместо плащ-палаток, Хай, по сценарию ударил меня, получилось как – то неудачно и я упал в оркестровую яму. На меня посыпались осветительные приборы еще что-то, наверное, один из осветительных приборов упал мне на ногу, потом очень долго нога болела. Видимо тогда она и сломалась а, я по-прежнему продолжал играть. Через пол года нога посинела и врачи отрезали ее. Я очень люблю театр, а наш Салаватский драматический театр особенно!»









13PAGE \* MERGEFORMAT14615




15