Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине Русский язык и литература. Русский язык


Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Иркутской области
«Ульканский межотраслевой техникум»
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УПР
_____________ Лисичникова Е.В.
«____» ______________ 2015 г.
Комплект контрольно-измерительных материалов
по учебной дисциплине
ОУД.01 Русский язык и литература. Русский язык

2015г.
Комплект контрольно-измерительных материалов разработан на основе программы учебной дисциплины Русский язык и литература. Русский язык Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля
профессионального образования.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Ульканский межотраслевой техникум»
Разработчик:
Кузнецова Л.Г., преподаватель
Рассмотрен и одобрен на заседании методической комиссии «Общеобразовательный цикл» Протокол № 1 от «31» августа 2015 г.
Руководитель методической комиссии Л.Г. Кузнецова
(инициалы, фамилия)
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (ПАСПОРТ)
стр.
4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ
5-7
3. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
8-23
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (ПАСПОРТ)
1.1. Назначение:
КИМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины Русский язык и литература. Русский язык по профессии 23.01.03 Автомеханик.
Комплект контрольно-измерительных материалов разработан на основе программы учебной дисциплины Русский язык и литература. Русский Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля
профессионального образования.
1.2. Условия проведения экзамена:
Экзамен проходит в письменной форме. На выполнение экзаменационной работы отводится 3 астрономических часа (180 минут).
Работа состоит из двух частей.
Выполнение каждого из заданий оценивается в баллах. Количество баллов, которое можно получить за правильное выполнение того или иного задания, проставлено в скобках рядом с его номером. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются.
Шкала перевода баллов в отметки по пятибалльной системе показывает, сколько баллов необходимо набрать, чтобы получить отметку «3», «4» или «5».
Экзамен проводится для всей группы в количестве 25 человека.
Для проведения экзамена по русскому языку каждому обучающемуся выдаётся:
- текст с одним из вариантов экзаменационной работы;
- шкала перевода баллов в отметки по пятибалльной системе;
- лист для черновика.
Все задания обучающийся выполняет на листах с печатным текстом варианта экзаменационной работы.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ
В ходе экзамена проверяются следующие знания и умения:
Таблица 2.1
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
предметных:
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; Задание № 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,
11,12,13,14,15,21,22,23,25,31,33,34
сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;Выполнение заданий части 2
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; Выполнение заданий части 2
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации; Задание № 16,17, 18, 19, 20
сформированность представлений об изобразительно- выразительных возможностях русского языка; Задание № 24 Выполнение заданий части 2
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста; Выполнение заданий части 2
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к теме, проблеме текста в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; Выполнение заданий части 2
владение навыками анализа текста с учётом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданнойв литературномпроизведении, в единстве эмоционального-личностного восприятия и интеллектуального понимания; Задание № 27, 28, 29,30, выполнение заданий части 2
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. Задание № 30, Выполнение заданий части 2
метапредметныхвладение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом; Выполнение заданий части 2
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне; Выполнение заданий части 2
В ходе текущего контроля проверяются следующие знания и умения:
Таблица 2.2
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
личностных: Выполнение практических работ № 1
Выполнение самостоятельной работы: Доклад
А.С. Пушкин – создатель современного русского литературного языка
воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; Выполнение самостоятельной работы: Создание проекта на тему (на выбор) «Язык и культура»,
«Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи»
осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; Выполнение самостоятельной работы: Работа над проектом (на выбор):
«СМИ и культура речи.», «Вопросы экологии русского языка», «Языковой портрет современника», «Молодежный сленг и жаргон».
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; Выполнение практических работ № 1,3
способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; Выполнение практических работ № 2,5,34
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; Выполнение самостоятельной работы
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования Выполнение практических работ № 4,5,32
Выполнение самостоятельной работы: Создание презентации по теме «Монолог и диалог. Особенности построения и употребления»
метапредметныхприменение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; Выполнение самостоятельной работы
овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; Выполнение практических работ 12,13
Выполнение самостоятельной работы: Работа над проектом (на выбор):
«СМИ и культура речи.», «Вопросы экологии русского языка», «Языковой портрет современника», «Молодежный сленг и жаргон».
готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной источниках информации, критическиоценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; Выполнение самостоятельной работы
умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка; Выполнение практических работ № 10
Выполнение самостоятельной работы:
Написание реферата на тему:
«Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке»; Создание презентации по теме (на выбор): «Русское письмо и его эволюция», «Функционированиезвуков языкав тексте: звукопись, анафора, аллитерация»
предметных владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров Выполнение самостоятельной работы
Выполнение практических работ № 10
3. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
3.1. Контрольно-оценочные материалы
1 вариант
Часть 1
1 (1 балл). В каком слове согласных звуков больше, чем гласных?
традиция
искоса
задала
молоды
2 (1 балл). Какое слово образовано приставочным способом?
птицелов
сбоку
заговорил
старость
3 (1 балл). В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?1) килОметр 2) кладОвая 3) отобралА 4) без инструктажА4 (1 балл). Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
Поезжай
Свыше четырёх тысяч метров
Несколько яблок
Обгрызанный
5 (1 балл). Укажите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Новая работа
Работать над сочинением
Победить врага
Смеяться до слёз
6 (1 балл). Прочитайте предложения и определите, в каком вместо слова ЭКОНОМНЫЙ нужно употребить слово ЭКОНОМИЧНЫЙ.
1) Мастер предложил экономный способ литья.
2) Экономная хозяйка всегда знает бюджет семьи.
3) Экономный образ жизни.
4) Экономное расходование запасов – важный фактор современного хозяйства.

7 (1 балл). Вставьте пропущенные буквы в словах:
Ц…ган , ц…рк, нац…я
8 (1 балл). Вставьте пропущенные буквы в словах:
Заг…рать, зам…реть, отр…сль, з…рница9 (1 балл). Вставьте пропущенные орфограммы:
Бельч…нок, ш…лк, туш…нка, танц…м.
10 (1 балл). Вставьте пропущенные орфограммы-:Бе..граничный, бе..крайний, ..десь, о..плыли, чре..вычайный, и..царапанный11 (1 балл). Вставьте пропущенные буквы в словах:
Пр…забавный ребенок, пр…шить пуговицу, пр…клеить объявление,
пр…ступить закон, пр…усадебный.
12 (1 балл). Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Тщательно подготовившись к выступлению,
речь оратора должна напоминать импровизацию.
в речи оратора должны быть удачные примеры, образы, юмор.
у хорошего оратора речь образная, эмоциональная и в то же время логичная.
оратор произнёс убедительную речь.
13 (1 балл). Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания ( ) и реализации его в художественном образе. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. 3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
14 (1 балл). Определите, в каком предложении необходимо поставить две запятые, и расставьте запятые.
1) Приходит весна настежь открывающая окна.
2) Гребцы бросили вёсла и поставив парус сели на дно шлюпки.
3) Листья шепчутся прощаются навек.
4) Она тихо ступала и я не услышал её шаги.
15 (1 балл). В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Но река величаво несёт свои воды (1) и какое ей дело до этих цветов (2) которые плывут (3) по воде (4) как недавно плыли льдины.
1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 2
3) 2, 3, 4
4) 1, 2, 4
К заданиям 16, 17, 18, 19, 20
… (2) Однако первый такой календарь был создан только в 45 году до нашей эры римским астрономом Созигеном и введён в действие Юлием Цезарем. (3) В этом календаре (его называют юлианским календарём, или старым стилем) продолжительность года составляла 365 суток, то есть он короче тропического года. (4) Чтобы приблизить среднюю продолжительность календарного года к длительности тропического, каждые четыре года к февралю добавлялся день. (5) В Древнем Риме он назывался «биссектум» - «второй шестой», откуда и пошло наше выражение «високосный год». (6) … средняя продолжительность года по юлианскому календарю даже несколько увеличилась по сравнению с тропическим.
16 (1 балл). Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
Вся хозяйственная жизнь человечества всегда подчинялась двум циклам: суточной смене дня и ночи и годичной смене сельскохозяйственных сезонов.
Попытки создать календарь, которым можно было бы пользоваться достаточно длительное время, предпринимались еще в Древнем Египте.
Счёт годов, или летосчисление, начинается с года, в котором произошло некоторое известное нам событие.
Единица времени, которая максимально близка к длительности тропического года, но содержит целое количество суток, называется календарным годом.
17 (1 балл). Какое из приведенных ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
Наоборот,
Несмотря на это,
В результате
Ведь
18 (1 балл). Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.
бессоюзное сложное
сложносочинённое
сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
сложноподчинённое
19 (1 балл). Укажите правильную морфологическую характеристику слова СОЗДАН (предложение 2).
прилагательное
деепричастие
глагол в прошедшем времени
страдательное причастие
20 (1 балл). Какое слово в тексте имеет значение «способ счисления дней в году»?
календарь (предложение 2)
эра (предложение 2)
сутки (предложение 3)
год (предложение 6)
21 (1 балл). В каком ряду во всех словах пропущена одна буква Н?
карти…ая, ути…ая, мощё…ая дорога
песча…ая, гости…ая, кожа…ая
клюкве…ый, особе…ый, жаре…ый в масле картофель
стекля…ый, деревя…ый, жаре…ый картофель
22 (1 балл). В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
Пров…ряющий, ф…лология, пол…жениеБл…годарный, закр…пление, опр…делить
Экон…мический, приоб…дриться, изгот…вление
Просл…дить, расст…лать, изм…няющийся23 (1 балл). В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
Под…брать, пр…образ, н…илучшийПр…обретение, пр…светлый, пр…рост
В…лелеять, обе…доленный, ра…грести
Под…ёмник, суб…ективно, выл…ешь
24 (1 балл). Соотнесите определения с понятиями:
Эпитет
Анафора
Аллитерация
А) стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи...
Б) повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).
В) слово или выражение (синтаксическое целое) в художественном тексте, обычно поэтическом, лирическом, которое несет в себе особо выразительные свойства, подчеркивая в объекте изображения что-то такое, что присуще лишь ему одному.
25 (1 балл). Укажите слово, в котором не пишется раздельно:
1) (не)уклюжий; 2) (не)правда, а ложь.
3) (не)здоровится; 4) (не)нависть.
26 (1 балл). Прочитайте текст.
Радиатор автомобиля представляет собой замкнутую систему, в связи с чем зимой возникают трудности. При температуре ниже нуля обычная вода замерзает и перекрывает патрубки радиатора, из-за чего мотор перегревается, и, что ещё хуже, замёрзшая вода расширяется и может взорвать патрубки. Поэтому воду для радиатора смешивают с антифризом - содержащей сахар жидкостью, не позволяющей воде превратиться в лёд даже при минусовой температуре.
В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Антифриз - это содержащая сахар жидкость, не позволяющая воде превратиться в лёд.
2) Радиатор автомобиля - это замкнутая система, требующая использования воды, которая препятствует перегреву мотора и помогает сохранить целостность патрубков радиатора.
3) При температуре ниже нуля обычная вода замерзает и перекрывает патрубки радиатора, что может привести к неисправностям, поэтому зимой в радиаторе автомобиля вместо воды необходимо использовать антифриз.
4) Чтобы предотвратить приводящее к перегреву мотора и разрыву патрубков замерзание воды в радиаторе автомобиля, при минусовой температуре её смешивают с антифризом - содержащей сахар жидкостью.
Прочитайте ниже приведенный текст и выполните задания 27–30
…………………………. 2) В старинном сосновом бору там сохранилась большая колония цапель. 3) В отличие от журавлей, живущих на глухих, недоступных болотах, цапли обычно гнездятся у берегов рек. 4) Широкие, сплетенные из толстых прутьев гнезда цапли устраивали на самых высоких вершинах вековых сосен. 5) Сколько лет существовала здесь колония цапель? 6)……………………………………, еще в давние времена стали селиться в сосновом бору цапли. 27 (1 балл). В приведенном выше тексте отсутствует первое предложение. Определите, какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте и отметьте его знаком «+» перед буквой.
А) Цапли – интересные и своеобразные птицы, с характером.
Б) Лето мы проводили на берегу глухой и очень рыбной небольшой реки.
В) В отличие от журавлей, цапли плохо привыкают к человеку.
28 (1 балл). Определите, какое из слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении приведенного текста. Подчеркните его.
А) Однако
Б) Наверное
В) Иными словами
29 (1 балл). Определите, какие слова являются грамматической основой в четвѐртом (4) предложении приведенного текста:
А) гнѐзда устраивали
Б) цапли устраивали
В) устраивали на вершинах
30 (1 балл). Определите, к какому стилю речи относится этот текст:
А) художественному
Б) научному
В) официально-деловому
31. (6 баллов) Прочитайте следующий текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные знаки препинания, буквы, раскройте скобки.
Уход за автомобилем.
Ухо… за кузовом ле…кового авт…м…биля заключа…т…ся в мойк.. поддержании чист..ты и хорошего состояния окрашен…ых и хромирован…ых поверхностей, обивки с…лона а также в смазк… и регулировк… навесных деталей кузова – дверей к…пота и крышки багажника.
В процес…е эксплуатации авт…м…биль лучше мыть в тени или в закрытом п..мещении, так как при мойк… на сол…це высыхающие на кузове капли в…ды оставляют пятна. Не следует мыть кузов на морозе и выезжать на моро… с мокрым или только что вымытым кузовом. При замерзании воды на краск… могут появит…ся тр…щины.
При мойке автомобиля не допуска…т…ся применение морской воды соды керосина бензина и минеральных масел. При загрязнении кузова м…неральным маслом или гудроном следу..т очистить его мягкой фланелью, слегка смочен…ой бензином, а затем проте…реть насух… чистой тканью. Для сохранения блеска окрашен…ую поверхность рекоменду…т…ся полировать, предварительно вымыв и насух… протерев поверхность. Не следу…т полировать нагретую поверхность. Полировать кузов надо последовательно (не)большими участками тонким слоем, так как полирующие составы быстро высыхают и их трудно раст…рать.
32. (2 балла). Выберите правильный вариант управления. Ответ подчеркните.
1) заплатить (проезд, за проезд)
2) противоречит (одно с другим, одно другому)
3) уверенность (в победе, в победу)
33. (3 балла). В следующем предложении знаки препинания не расставлены. Прочитайте и расставьте знаки препинания
Я посмотрел на клѐн и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист вздрогнул остановился на одно мгновение в воздухе и косо начал падать к моим ногам чуть шелестя и качаясь.
34. (2 балла). Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и средствами своего искусства раскрывает духовно-эмоциональную жизнь людей.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
Часть 2
Прочитайте текст, дайте аргументированные ответы на вопросы (устно)
Музыка
(1)Последней военной осенью я стоял на посту возле пушек в небольшом польском городке. (2)Это был первый иностранный город, который я видел в своей жизни. (3)Он ничем не отличался от разрушенных наших городов. (4)Меж изуродованных домов по улицам, заваленным ломью, кружило листву, бумагу, сажу. (5)Над городом мрачно стоял купол пожара.(6)Ночь укрыла бездомных людей с их горем и страданиями. (7)И только пожары укрыть не могла.(8)Неожиданно в доме, стоявшем через улицу от меня, раздались звуки органа. (9)От дома при бомбёжке отвалилась половина, обнажив стены с нарисованными на них сухощёкими мадоннами, глядящими сквозь копоть голубыми скорбными глазами.(10)Я сидел на лафете пушки с зажатым в коленях карабином и покачивал головой, слушая одинокий среди войны орган.(11) Когда-то, после того как я послушал скрипку, мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга. (12)Глупый был. (13)Малый был. (14)Я так много увидел потом смертей, что не было для меня более ненавистного, проклятого слова, чем «смерть». (15)И потому, должно быть, музыка, которую я слышал в детстве, переломилась во мне, закаменела, а те её взлёты к небу, к звезде, от которых я плакал когда-то, растворились в сердце и стали им самим, и то, что пугало в детстве, было вовсе не страшно.(16)Да-а, музыка та же, и я вроде тот же, и горло мое сдавило, стиснуло, но нет слёз, нет детского восторга и жалости чистой, детской, из которой рождалась любовь к земле родной, к своим близким. (17)Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома, обнажая то святых на стене, то кровать, то качалку. (18)Всё-всё обнажилось, со всего сорваны одежды, всё вывернуто грязной изнанкой, и оттого-то, видимо, старая музыка не плакала, а как будто повернулась иной ко мне стороною, звуча древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы поутихли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они под крышу в свой дом, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо не подбрасывало взрывами.
(По Б. Л. Васильеву)
I. Выразительное чтение текста
II.  Работа по тексту
1. Докажите, что данный отрывок является текстом.
2. Определите тему, идею (основную мысль) текста.
3. Определите стиль текста, аргументируйте свой ответ.
4. Какие средства художественной выразительности использует автор в тексте?
5. С какой целью автор использует их в тексте?
6. В каком предложении наиболее полно отражена основная мысль?
1) 14                  2) 15                        3) 16                     4) 18
7. К какому типу речи относится текст?
1) рассуждение
2) описание с элементами рассуждения
3) повествование с элементами описания
4) повествование с элементами рассуждения
Напишите небольшое по объёму сочинение-рассуждение (не менее 90 слов) на тему «Роль искусства в жизни человека».
2 вариант
Часть1
1 (1 балл). В каком слове гласных звуков больше, чем согласных?
алфавит
изъян
единым
имение
2 (1 балл). Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
решение
втёмную
гостиная
подговорить
3 (1 балл). В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?1) Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми. 2) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ. 3) Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идёт на лад. 4) ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.4 (1 балл). Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
Шестьюстами учебниками
Едь вперёд
Спелых абрикосов
Жёстче дерева
5 (1 балл). Укажите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Цвет вишни 2) Весёлый разговор 3) Слепо верить 4) Говорить громко
6 (1 балл). В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?1) килОметр 2) кладОвая 3) отобралА 4) без инструктажА7 (1 балл). Вставьте пропущенные буквы в словах:
Ц…кнуть, ц…ркуль, рац…я
8 (1 балл). Вставьте пропущенные буквы в словах:
сг…реть, обд…рать, отр…сток, з…ря9 (1 балл). Вставьте пропущенные орфограммы:
Свеч..й, крыж..вник, ш..фер, ш..пот.
10. (1 балл) Вставьте пропущенные буквы-: бе..заветный, бе..цельный, и..ведать, во..ход, ..доровье, ..дирать11. (1 балл) Вставьте пропущенные буквы в словах:
Пр…любопытный случай, быстро пр…винтить, пр…клеить объявление, пр…градить путь,
пр..брежная12 (1 балл). Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Используя языковые средства выразительности,
речь наполняется яркими красками.
писатель в образной форме решает проблему наполеонизма.
подчёркивается индивидуальность стиля.
мысль автора выглядит более убедительно.
13 (1 балл). Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания ( ) и реализации его в художественном образе. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. 3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
14 (1 балл). Определите, в каком предложении необходимо поставить две запятые, и расставьте запятые.
1) Приходит весна настежь открывающая окна.
2) Гребцы бросили вёсла и поставив парус сели на дно шлюпки.
3) Листья шепчутся прощаются навек.
4) Она тихо ступала и я не услышал её шаги.
15 (1 балл). В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.
1) 1, 2, 3
2) 1, 3, 4
3) 1, 2, 3, 4
4) 2, 4
К заданиям 16, 17, 18, 19, 20
… (2) А вот, например, человек и морская свинка утратили эту способность в ходе эволюции. (3) Так что людям необходимо получать вместе с пищей по 50 – 100 мг витамина С в сутки. (4) «Аскорбинка» участвует во всех видах обмена веществ, обеспечивая нормальную эластичность и проницаемость капилляров, способствуя укреплению костной ткани зубов. (5) При недостатке витамина С у человека развивается цинга: дёсны становятся слабыми и начинают кровоточить, так как из-за отсутствия в организме аскорбиновой кислоты не образуются волокна соединительной ткани. (6) … цинга часто поражала мореплавателей, долгое время лишённых свежих овощей и фруктов.
16 (1 балл). Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
Аскорбиновая кислота, или витамин С, участвует в организме во многих ферментативных реакциях.
Витамин С необходим для синтеза белка соединительной ткани животных – коллагена.
На фармацевтических фабриках аскорбиновую кислоту получают из дешёвого доступного сырья – глюкозы.
Организмы растений и многих животных умеют сами производить аскорбиновую кислоту.
17 (1 балл). Какое из приведенных ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
Одним словом,
В силу того что
Поэтому
Вопреки этому
18 (1 балл). Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
сложносочинённое
сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
сложноподчинённое
сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями
19 (1 балл). Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЛИШЁННЫХ (предложение 6).
страдательное причастие
прилагательное
деепричастие
действительное причастие
20 (1 балл). Какое слово в тесте имеет значение «система однородных клеток и продуктов их жизнедеятельности»?
пища (предложение 3)
витамин (предложение 3)
ткань (предложение 4, 5)
десна (предложение 5)
21 (1 балл). В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется НН?
Тума…ый, бараба…ая, оловя…ыйСоединё…ые, постепе…о, соловьи…ый
Нежда…о, реализова…ы, обществе…ыйВоробьи…ый, пусты…ый, воплощё…ой22 (1 балл). В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
Сх…матический, к…мпонент, предл…гаетсяОбн…влённый, сост…вление, проб…ратьсяСист…матизация, ф…рмулировка, ум…лчатьОбог…щение, сл…гаемое, д…льнейшая
23 (1 балл). В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
Бе…радостный, и…жаленный, не…говорчивыйПр…обрел, пр…мечание, непр…хотливыйПреп…даватель, не…писуемый, р…зыгратьКар…ера, фел…етон, ад…ютант
24 (1 балл). Соотнесите определения с понятиями:
Эпитет
Анафора
Аллитерация
А) стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи...
Б) повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).
В) слово или выражение (синтаксическое целое) в художественном тексте, обычно поэтическом, лирическом, которое несет в себе особо выразительные свойства, подчеркивая в объекте изображения что-то такое, что присуще лишь ему одному.
25 (1 балл). В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
Ещё (не)видимое глазом солнце раскинуло по небу веер розовых лучей.
Желтоватая мгла, (не)похожая на пыль, поднималась на востоке.
Валентин шёл (не)спешным, но решительным шагом.
Наречия – (не)изменяемые слова.
26 (1 балл). Прочитайте текст.
Радиатор автомобиля представляет собой замкнутую систему, в связи с чем зимой возникают трудности. При температуре ниже нуля обычная вода замерзает и перекрывает патрубки радиатора, из-за чего мотор перегревается, и, что ещё хуже, замёрзшая вода расширяется и может взорвать патрубки. Поэтому воду для радиатора смешивают с антифризом - содержащей сахар жидкостью, не позволяющей воде превратиться в лёд даже при минусовой температуре.
В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Антифриз - это содержащая сахар жидкость, не позволяющая воде превратиться в лёд.
2) Радиатор автомобиля - это замкнутая система, требующая использования воды, которая препятствует перегреву мотора и помогает сохранить целостность патрубков радиатора.
3) При температуре ниже нуля обычная вода замерзает и перекрывает патрубки радиатора, что может привести к неисправностям, поэтому зимой в радиаторе автомобиля вместо воды необходимо использовать антифриз.
4) Чтобы предотвратить приводящее к перегреву мотора и разрыву патрубков замерзание воды в радиаторе автомобиля, при минусовой температуре её смешивают с антифризом - содержащей сахар жидкостью.
Прочитайте ниже приведенный текст и
выполните задания 27-30
1) Ролевые компьютерные игры интересны человеку тем, что дают ему, сидящему за компьютером, иллюзию активных действий, наполненных различными эмоциями. 2) В виртуальном мире игрок способен без особого труда покорить все вершины, не прилагая усилий добиться того, чего, возможно, не удается достичь в реальной жизни. 3) Такие игры близки человеческой природе: идея о том, чтобы прожить другую, более яркую и насыщенную жизнь, всегда завораживала людей. 4) Но иногда грань между компьютерным и настоящим мирами становится весьма зыбкой. 5) И тогда не исключено формирование зависимости, а она игрока не отпустит. 6) ________, компьютерные игры – это палка о двух концах.
27 (1 балл). Какое из приведенных ниже сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении?. 1) несмотря на это
2) кроме того
3) одним словом
4) тем не менее
28 (1 балл). Определите, какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении приведенного текста:
А) компьютерные игры
Б) игры - это палка
В) палка о двух концах
29 (1 балл). Определите стиль речи данного текста.
А) художественный
Б) публицистический
В) официально-деловой
30 (1 балл). Определите тип связи в словосочетании в виртуальном мире.
1) примыкание
2) согласование
3) управление
31 (6 баллов). Прочитайте следующий текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные знаки препинания, буквы, раскройте скобки.
Уход за автомобилем.
Ухо… за кузовом ле…кового авт…м…биля заключа…т…ся в мойк.. поддержании чист..ты и хорошего состояния окрашен…ых и хромирован…ых поверхностей, обивки с…лона а также в смазк… и регулировк… навесных деталей кузова – дверей к…пота и крышки багажника.
В процес…е эксплуатации авт…м…биль лучше мыть в тени или в закрытом п..мещении, так как при мойк… на сол…це высыхающие на кузове капли в…ды оставляют пятна. Не следует мыть кузов на морозе и выезжать на моро… с мокрым или только что вымытым кузовом. При замерзании воды на краск… могут появит…ся тр…щины.
При мойке автомобиля не допуска…т…ся применение морской воды соды керосина бензина и минеральных масел. При загрязнении кузова м…неральным маслом или гудроном следу..т очистить его мягкой фланелью, слегка смочен…ой бензином, а затем проте…реть насух… чистой тканью. Для сохранения блеска окрашен…ую поверхность рекоменду…т…ся полировать, предварительно вымыв и насух… протерев поверхность. Не следу…т полировать нагретую поверхность. Полировать кузов надо последовательно (не)большими участками тонким слоем, так как полирующие составы быстро высыхают и их трудно раст…рать.
32 (2 балла). Выберите правильный вариант управления. Ответ подчеркните.
1) удостоен (наградой, награды)
2) вопреки (приказу, приказа)
3) решить проблему (по приезде, по приезду)
33 (3 балла). В следующем предложении знаки препинания не расставлены. Прочитайте и расставьте знаки препинания
А старушка все говорила и говорила о своем счастье и хотя слова ее были привычными у внука о них вдруг сладко защемило сердце словно все услышанное происходило с ним.
34 (2 балла). Как объясняется постановка двоеточия в следующем предложении? Правильный ответ подчеркните.
Речная вода обладает удивительным свойством: трудно отличить настоящие берега и заросли от их отражения в воде.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чем говорится во второй части.
Часть 2
Прочитайте текст, дайте аргументированные ответы на вопросы (устно)
Музыка
(1)Последней военной осенью я стоял на посту возле пушек в небольшом польском городке. (2)Это был первый иностранный город, который я видел в своей жизни. (3)Он ничем не отличался от разрушенных наших городов. (4)Меж изуродованных домов по улицам, заваленным ломью, кружило листву, бумагу, сажу. (5)Над городом мрачно стоял купол пожара.(6)Ночь укрыла бездомных людей с их горем и страданиями. (7)И только пожары укрыть не могла.(8)Неожиданно в доме, стоявшем через улицу от меня, раздались звуки органа. (9)От дома при бомбёжке отвалилась половина, обнажив стены с нарисованными на них сухощёкими мадоннами, глядящими сквозь копоть голубыми скорбными глазами.(10)Я сидел на лафете пушки с зажатым в коленях карабином и покачивал головой, слушая одинокий среди войны орган.(11) Когда-то, после того как я послушал скрипку, мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга. (12)Глупый был. (13)Малый был. (14)Я так много увидел потом смертей, что не было для меня более ненавистного, проклятого слова, чем «смерть». (15)И потому, должно быть, музыка, которую я слышал в детстве, переломилась во мне, закаменела, а те её взлёты к небу, к звезде, от которых я плакал когда-то, растворились в сердце и стали им самим, и то, что пугало в детстве, было вовсе не страшно.(16)Да-а, музыка та же, и я вроде тот же, и горло мое сдавило, стиснуло, но нет слёз, нет детского восторга и жалости чистой, детской, из которой рождалась любовь к земле родной, к своим близким. (17)Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома, обнажая то святых на стене, то кровать, то качалку. (18)Всё-всё обнажилось, со всего сорваны одежды, всё вывернуто грязной изнанкой, и оттого-то, видимо, старая музыка не плакала, а как будто повернулась иной ко мне стороною, звуча древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы поутихли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они под крышу в свой дом, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо не подбрасывало взрывами.
(По Б. Л. Васильеву)
I. Выразительное чтение текста
II.  Работа по тексту
1. Докажите, что данный отрывок является текстом.
2. Определите тему, идею (основную мысль) текста.
3. Определите стиль текста, аргументируйте свой ответ.
4. Какие средства художественной выразительности использует автор в тексте?
5. С какой целью автор использует их в тексте?
6. В каком предложении наиболее полно отражена основная мысль?
1) 14                  2) 15                        3) 16                     4) 18
7. К какому типу речи относится текст?
1) рассуждение
2) описание с элементами рассуждения
3) повествование с элементами описания
4) повествование с элементами рассуждения
Напишите небольшое по объёму сочинение-рассуждение (не менее 90 слов) на тему «Роль искусства в жизни человека».
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ
ВАРИАНТ 1,2
№ задания Количество правильных ответов Количество баллов за каждое задание
1 1 1
2 1 1
3 1 1
4 1 1
5 1 1
6 1 1
12 1 1
13 1 1
14 1 1
15 1 1
16 1 1
17 1 1
18 1 1
19 1 1
20 1 1
21 1 1
22 1 1
23 1 1
24 1 1
25 1 1
26 1 1
27 1 1
28 1 1
29 1 1
30 1 1
32 1 1
Количество ошибок 7-11 0 1
1 и более 0
31 0 6
1 5
2 4
3 3
4 2
5 1
6 и более 0
33-34 0 3
1 2
2 и более 0
Часть 2
№ Критерии оценивания ответа на задание части 2 Баллы
К1Доказательство, что данный отрывок является текстом. Экзаменуемый (в той или иной форме) доказал, что данный отрывок является текстом
Фактических ошибок нет. 1
Экзаменуемый не смог доказать, что данный отрывок является текстом. 0
К 2 Определение тему, идею (основную мысль) текста.
Экзаменуемый правильно определил тему, идею (основную мысль) текста
1
Экзаменуемый не смог определил тему, идею (основную мысль) текста
0
К 3 Определите стиль текста, аргументируйте свой ответ.
Стиль текста определен правильно, приведено 4 доказательства с опорой на исходный текст 3
Стиль текста определен правильно, приведено 3 доказательства с опорой на исходный текст 2
Стиль текста определен правильно, приведено 2 доказательства без опоры на исходный текст 1
Стиль текста не определен 0
К4 Определение средств художественной выразительности, используемых автором в тексте Определено 4 средства художественной выразительности 2
Определено 2 средства художественной выразительности 1
Не определено ни одно средство художественной выразительности 0
К5 Определение типа речи данного текста Тип речи определен правильно 1
Тип речи не определен 0
Точность и выразительность речи К6Ответ экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. 2
Ответ экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,
но
прослеживается однообразие грамматического строя речи,
или
работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,
но
есть нарушения точности выражения мысли 1
Ответ экзаменуемого отличатся бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи 0
Максимальное количество баллов выполнение заданий части 2 10
Шкала перевода баллов по пятибалльной системе
Оценка Количество баллов
2 (неудовлетворительно) 24 и менее
3 (удовлетворительно) 25-35
4 (хорошо) 36-46
5 (отлично) 47-51