Презентация по истории Китай на пути реформ 1978-1990


Китай на пути реформ (1978-1990-е гг.) Автор: Фаизова Л. Г. учитель историиМАОУ «СОШ № 32» г. Стерлитамак Китай на пути реформ Основные этапы и проблемы перехода Китая к рыночной экономикеОтказ от маоистской догматики позволил Китаю освободиться от "революционной" истерии в политике и летаргического сна в экономике, и без понуканий сверху совершить настоящий большой скачок вперед. На первом этапе китайской перестройки (1978-88 гг.) - этапе экономической либерализации, раскрепощение производительных сил общества обеспечило настолько быстрый рост производства, что ортодоксы-маоисты в руководстве КПК стали опасаться "потери жизненных ориентиров" населения из-за удвоения его благосостояния На XIII съезде КПК в 1988 г. реформаторская группа Дэн Сяопина, одержав победу над маоистами, добилась официального одобрения теории и практики "развивающейся страны на начальном этапе социализма с китайской спецификой". Основные этапы и проблемы перехода Китая к рыночной экономикеXIII съездом КПК завершился этап экономической либерализации -эффективный, эффектный и относительно бесконфликтный. К этому времени быстрые темпы экономического роста (до 18% в год и выше) привели к возникновению диспропорций в экономике, нехватке мощностей базовых сырьевых отраслей, "перегреву" экономики, возникновению новых для Китая социальных проблем Изменения в социально-экономической жизни. Под воздействием целого ряда факторов китайская "перестройка"не привела к ее негативным последствиям: - Во-первых, большую роль сыграла цивилизационная специфика Китая, социально-политический и экономический дуализм конфуцианского стандарта поведения любого китайца. - Во-вторых, смена моделей экономического развития не сопровождалась сменой политического руководства в лице КПК  - В-третьих, для китайской перестройки существовали более благоприятные, чем в СССР, экономические условия. - В-четвертых, наличие указанных благоприятных предпосылок позволило китайскому руководству выбрать оптимальный вариант преобразованийи начать их не с политики, а с экономики, а в экономике - с сельского хозяйства.- В-пятых, китайская перестройка проводилась в более благоприятной политической ситуации. Дэн Сяопин КонституцияВ октябре 1977 г. ПК ВСНП принял постановление о внесении изменений в Конституцию КНР. Конституция 1978 г. была ярко выраженным компромиссным документом, сочетавшим установки нового китайского руководства с некоторыми лозунгами "культурной революции". В Конституции нашли закрепление даже политические институты "культурной революции" (например, "ревкомы"), но вместе с тем были восстановлены положения Конституции 1954 г. о запрещении дискриминации и гнета в отношении любой национальности, о гарантиях гражданских прав, о прокуратурах, о местных СНП ("ревкомы" стали их исполнительными органами) и др. КонституцияКонституция КНР 1978 г. действовала немногим более четырех лет. За этот период в нее дважды вносились существенные изменения, одно из которых было связано с упразднением "ревкомов", другое — с введением нового института — постоянных комитетов местных СНП.Действующая Конституция КНР была принята 4 декабря 1982 г. Из нее были устранены все формулировки и установки, порожденные "культурной революцией". КНР происходит постоянное обновление законодательства о порядке формирования и организации государственных органов. Наибольшее число новых редакций у Закона о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей и Закона об организации местных собраний народных представителей и местных народных правительств. В эти законы были введены положения об обязательных альтернативных кандидатурах на выборах, о праве участия в выборах граждан КНР, проживающих за границей, если они в период выборов в СНП находятся на территории КНР. Таким образом, КНР идет путем совершенствования государственно-правовых институтов. Совершенствуется, в первую очередь, аппарат управления, становясь все более квалифицированным и приспособленным к выполнению стоящих перед страной задач. Демократизация институтов носит весьма дозированный характер, строго в рамках установившейся политической системы, без сколько-нибудь значительного ее реформирования. Вместе с тем Китай постепенно отходит от прежней системы хозяйствования, основанной на административно-командных методах. Внешняя политика Тайваньский вопрос Тайваньский вопросКитайская сторона неизменно выступает против любой формы официальных контактов между США и тайваньскими властями. Проблема обостряется тем, что китайское руководство заявило: «решение тайваньской проблемы не может затягиваться до бесконечности» и «не давать обещания отказаться от применения военной силы»[15]. По оценке представителя МИД КНР Кун Цюаня (2004 год), Тайваньский вопрос «является самым чувствительным и важным вопросом в китайско-американских отношениях» Тайваньский вопросВ связи с военной помощью Тайваню Соединенными Штатами, оба Китая находятся в состоянии так называемой региональной гонки вооружения. Тайваньские вооруженные силы значительно превосходят НОАК КНР по технической оснащенности и уровню подготовки личного состава армии. Хотя КНР все чаще проводит крупномасштабные военные учения вблизи Тайваня, демонстрируя тем самым свою готовность отстаивать идею «одного Китая» силовыми методами. После тайваньского кризиса 1995—1996 гг. Китай принял решение о необходимости модернизации своей армии, в особенности военно-морского флота. Китайское военное руководство отмечает следующие вызовы и угрозы, с которыми предстоит бороться:ослабление революционных идеалов, чувства ответственности и сознания своего предназначения среди среднего и старшего офицерского составарост коррупции и разложения среди офицеров среднего и молодого поколения весьма смутные представления военнослужащих о происходящих изменениях международной обстановки, возможности возникновения войны;намечающийся разрыв в преемственности поколений командного состава дивизионного и армейского звеньевтенденция выдвижения офицерами требований к командованию, связанных с улучшением материального положения и продвижением по службеневыполнение требований ЦВС относительно качества боевой учебыпостоянный рост числа серьезных нарушений воинской дисциплинывойска «неправильно строят взаимоотношения с местными органами власти»рост числа случаев посягательств военных на «права местных властей и народа» СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!