Конспект урока по информатике Отношения между объектами


Конспект урока по информатике
УМК: «Школа России».
Класс: 3 «а»
Студент:Жукова И.А.
Дата проведения: 11 февраля 2016
Тема:Отношения между объектами.
Тип урока:урок «открытия» новых знаний
Цель: организовать деятельность обучающихся по усвоению новых предметных знаний, умений, навыков об отношениях между объектами.
Задачи формирования УУД:
Познавательные: актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках, развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста.
Регулятивные: развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с учителем и сверстниками – умение работать самостоятельно с источником информации; критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии.
Личностные: участие в коллективной познавательной деятельности, высказываться по обсуждаемым вопросам, слушать и понимать высказывания других; соблюдать правила поведения.
Планируемые результаты:
Знать: какие бывают отношения между объектами, знать отношения «меньше», «больше», «крупнее», «дороже», «дешевле», «красивее», «часть-целое», «противоположность», «причина-следствие». Уметь: называть примеры отношений объектов окружающей среды и представлять их отношения в виде схемы.
Оборудование: конспект, презентация, учебник «Информатика» 3 класс 2 часть, рабочая тетрадь.Организационная структура урока:
Орг. момент. Психолого-эмоциональный настрой
Мотивация учебной деятельности.
Актуализация знаний и проверка домашнего задания.
Целеполагание.
Организация учебной деятельности по усвоению новых предметных знаний.
Первичное закрепление и проверка полученных знаний.
Итог урока. Рефлексия.
Домашнее задание.
Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Орг. момент. Психолого-эмоциональный настрой 1-2 мин. - Здравствуйте, ребята, сегодня урок информатики проведу у вас я. Меня зовут Ирина Александровна. Я рада приветствовать вас на этом уроке. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
-Проверьте, как организовано ваше рабочее место. Приветствуют учителя.
Проверяют свою готовность к уроку.
II. Мотивация учебной деятельности. 1-2 мин. - Я предлагаю вам сегодня работать под девизом: «Неправильный ответ- не беда! Не ошибается только тот, кто ничего не делает».
- Как вы понимаете эти слова?
-Каким нужно быть учеником?
Читают девиз.
Размышляют над значением слов.
Внимательным, активным, заинтересованным, умным и т.д.
III. Актуализация знаний и проверка домашнего задания.
5-7 мин. -Ребята, какую тему вы изучили на предыдущем уроке.
- Какое у вас было домашнее задание?
- Давайте с вами вспомним некоторые понятия, изученные на прошлом уроке. Вы говорили о том, что каждое вещество имеет свой элементный состав. Что же это такое элементный состав объекта?
На какой вопрос надо ответить, чтобы назвать элементный состав объекта?
- Молодцы.
-Кто мне может сказать, что такое функции?
-А что такое действия объекта?
-Назови функцию мяча, его назначение мяча, что делает сам, что делают с ним?
-Какими свойствами обладает книга? Расскажи про свою любимую книгу: назови её элементный состав, функцию, назначение и действия.
-На дом вам было задание № 6 в рабочей тетради, давайте проверим вашу домашнюю работу.

- Молодцы, ребята, вы хорошо поработали дома. Тема: Функции объекта.
Прочитать параграф 12 и № 6 в РТ
Элементный состав объекта - это одно из его главных свойств. Из чего состоит?
Функции объекта говорит о том, для чего объект существует.
Действия объекта можно определить, если ответить на вопрос «что он может делать?» или «что можно делать с ним?»
Функция: игрушка.
Назначение: игра в мяч;
Делает сам: летит, катится, прыгает;
Делают с ним: бросают, бьют;
Приём, хранение, обработка, передача, управление данными.
Свойства: хранит информацию, сделана из бумаги,
состоит из обложки и листов.
Функция: источник информации;
Назначение: хранить информацию;
Действия: открывается, закрывается, перелистываются страницы;
Зачитывают свой ответ и сопоставляют его с ответом на слайде.
Устройство
Функция
Клавиатура
Набор текста
Процессор
Обработка данных
Память
Хранение данных
Монитор Отображение данных
Мышь
Управление данными
IV. Целеполагание. 2-3 мин -Чтобы выяснить тему нашего урока, решите кроссворд:
Решение кроссворда.
Общее название любого предмета, живого существа, явления, события. (объект)
Совокупность свойств объекта (характеристика)
Свойство объекта, которое говорит нам о том, для чего объект существует (функция).
Список частей объекта (состав)
Что можно описать в виде последовательности шагов? (действия)
Название объекта (имя)
- Какое ключевое слово получилось?
- Как взаимосвязаны между собой «отношения» и «объект»?
- Как думаете, как звучит тема нашего урока?
- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на занятии? 1 о б ъ е к т 2 х а ра к т е ри с т и к а
3 ф у н к ц и я 4 с о с т а в ш 5 д е й с т в и я н 6 и м я я Отношения между объектами
Узнать что такое отношение, какие отношения бывают.
V. Организация учебной деятельности по усвоению новых предметных знаний.
самостоятельная работа в парах 10 мин -Все объекты находятся в определённых отношениях между собой.
Посмотрите на картинки.
Как можно сравнить между собой этих двух мышек?
Можно сказать, что левая мышь больше правой. А как сравнить правую мышь с левой? Верно
Говорят, что такие объекты находятся в отношении «меньше»-«больше».
Отношение между объектами изображают в виде схемы:
больше

-Приведите примеры отношения «меньше»-«больше»,
Есть и другие отношения. Отношения имеют свои имена: «меньше»-«больше», «мельче»-«глубже», «дороже»-«дешевле», «уже»-«шире» есть и многие другие отношения. Все отношения перечислить невозможно.
Давайте приведем примеры отношений объектов, которые вы видите в окружающей среде:
«дешевле»- «дороже»,
«левее»- «правее»
-Рассмотрите рисунки (на слайде) ответьте на вопросы:
- Кто крупнее?
- Кто сильнее?
- Кто быстрее?
-Вот только обычно объекты связывает не одно, а много разных отношений.
-Например, компьютер, он сложнее, крупнее и поэтому дороже калькулятора. А если поменять объекты местами, как будут называться отношения? (на слайде)
-Печатная книга дешевле и имеет меньше данных, чем электронная книга. А наоборот?
-Есть такие объекты, которые связаны между собой отношением «противоположность», как «день»-«ночь», «белое»-«чёрное», «плюс-минус»(на слайде). Попробуйте привести свой пример такого отношения.
-Важный вид отношений «часть-целое». Например, ветка часть дерева. Какие примеры вы можете привести?
- Есть ещё отношения вида «причина-следствие». Например, ветер-это причина таких явлений, как листья кружатся, деревья качаются, облака плывут. А листья кружатся, облака плывут - это следствия того, что ветер дует. Ещё пример: человек ударяет молотком по зубилу, следствие этого – на камне остаются следы-рисунки и знаки (на слайде).
Назовите свои примеры объектов в отношении «причина-следствие»
-У вас на партах лежит самостоятельная работа, выполните в парах задания представленные в ней.
-А перед этим вспомним, как нужно работать в паре.
1 задание. Рассмотрите рисунок.
2 задание. Заполните таблицу. Ответьте «Да», если указанное отношение связывает объекты, «Нет», если такого отношения между ними нет, «Не знаю», если рисунок не даёт информации об этом отношении.
3 задание. Придумайте рассказ об этих воинах, в котором использовалось бы отношение «жил раньше». Одна больше другой
Правая меньше левой
Кошка меньше собаки, собака больше кошки.
Велосипед дешевле машины, машина дороже велосипеда.
Компьютер левее доски, доска правее компьютера.
Сова крупнее снегиря.
Тигр сильнее собаки.
Змея быстрее черепахи.
Калькулятор проще, меньше и дешевле компьютера.
Электронная книга дороже и имеет больше данных, чем печатная книга.
Да-нет
Клавиатура-компьютер, слово-предложение и т.д.
Невыученный урок-двойка
Нужно работать дружно, организованно, не мешать другим парам и т.д.
Учащиеся рассматривают рисунок, заполняют таблицу и пишут рассказ о воинах, в котором использовалось бы отношение «жил раньше».
VI. Первичное закрепление и проверка полученных знаний.
выполнение заданий из рабочей тетради
физкультминутка 10 мин Откройте РТ на стр. 18. Запишите дату.
-Обратите внимание на №1 в рабочей тетради. Прочитайте задание.
Разберем образец задания. Как можно обозначить имена мальчиков в схеме?
Как вы запишите эти текстовые данные отношения с помощью графических данных?
-Найдите №2 Прочитайте задание. Посмотрите на картинку. Как сидят игрушки?
Давайте вместе выполним задания под буквой а и б.
А)Кто на рисунке сидит правее мишки?
Кто сидит левее куклы?
Б)В каком порядке слева направо сидят игрушки, если встать к ним лицом?
А теперь попробуйте сначала самостоятельно выполнить задание под В). Что у вас получилось?
Найдите №4. Прочитайте задание.
-Какие объекты даны в таблице?
-Какие характеристики представлены в таблице?
-Внимательно посмотрите на числовые данные таблицы и ответим на вопросы.
-Кто моложе всех? Какой столбец нужно использовать для ответа? Почему? Запишите имя мальчика.
-Чтобы ответить на вопрос «Кто весит больше всех?», в какой столбец посмотрим? Кто же это и почему? Запишите имя мальчика.
-Кто ниже всех? Почему? Запишите имя мальчика.
-Вы молодцы, а теперь приступим ко второй части этого задания и построим диаграммы.
-Внимательно посмотрите на диаграмму роста, какие данные использовались? Что можно сказать о столбиках? Почему они так нарисованы?
-Тогда какие данные нам понадобятся для второй диаграммы?
-Как будет выглядеть диаграмма, постройте её у доски и в рабочих тетрадях (на слайде).
-А диаграмму возраста составьте самостоятельно в тетрадях, потом мы проверим, правильно ли вы её составили ( на слайде).
Видеофизминутка.
-Посмотрите № 7.Что в нём нужно сделать?
-Давайте вместе подумаем, какое противоположное предложение мы подберём к предложению:
Катя ходит в школу.
Сегодня прекрасная погода.
Девочка поливает цветок.
Петя не умеет читать.
Этого никто не знает.
-Молодцы, ребята, вы хорошо поработали сегодня на уроке. 11 февраля 2016
С и ДС старше Д.
-На диване сидят игрушки: мишка, кукла и заяц.
Кукла.
Мишка
Заяц, кукла, мишка.
М правееК левееЗЛюди: Вася, Петя, Миша.
Рост, вес, возраст.
Возраст; Миша, т.к. ему меньше всех лет
Вес; Вася, т.к. его вес самый большой
Петя, т.к. его рост меньше всех
Числовые данные столбца рост.
Потому, что самый большой рост изображен самым большим столбиком, средний – средним, а маленький – самым маленьким
Данные со столбца вес.
Диаграмма веса

Диаграмма возраста

Нужно составить предложения, противоположные по смыслу данным предложениям.
Катя не ходит в школу
Сегодня ненастье
Девочка не поливает цветок
Петя умеет читать
Это знают все.
VII. Итог урока. Рефлексия. 5 мин - Давайте вспомним, как звучала тема сегодняшнего урока?
- Какие задачи ставили?
- Что удалось лучше всего?
-На доске у нас мишень, но это не та мишень, в которую стреляют в тире, а такая, которая, показывает, чего вы добились на уроке.
-С помощью ручки поставьте точку в тот сектор, который соответствует оценке вашей работы на уроке, чем ближе к центру мишени, тем больше у вас удалось осуществить этот сектор.

-Молодцы, ребята, я вижу, что вы хорошо поработали на уроке Ученики называют тему урока, вспоминают поставленные задачи.
Осуществляют рефлексивные действия.
VIII. Домашнее задание. 1 мин -Открываем дневники и записываем домашнее задание: выполнить задания в рабочей тетради под №3,5,6. Записывают домашнее задание в дневник.