Конспект по развитию речи Перелётные птицы (дошкольники)


Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Уинская детская школа искусств»
План-конспект занятия в школе развития «Детство»
Педагог: Ирина Васильевна Харитонова
Тема: «Перелётные птицы»
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Продолжительность: 35 мин.
Цель: расширить представления детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация словаря по теме.
Задачи:
Образовательные:
 расширить представления детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни;
упражнять детей в произношении названий птиц и в различии зимующих и перелётных птиц;
расширить, уточнить и активизировать словарь по теме.
 Развивающие:
 развивать речевую активность, речевой слух, мышление, внимание, артикуляционную и мелкую моторику.
 Воспитательные:
воспитывать умение внимательно слушать своих товарищей, дополнять ответы;
воспитывать бережное отношение к природе.
Методы и приёмы:
Словесные – рассказ, беседа, загадки.
Наглядные - иллюстрации, наглядные пособия, макеты.
Практические – классификация с использованием картинок и макетов.
Игровые – физкультминутка, лексико-грамматические игры.
Оборудование:
иллюстрации с изображением перелётных птиц;
разрезные картинки с изображением зимующих и перелётных птиц;
макет кормушки и скворечника;
аудиозапись с голосами птиц;
мяч.
Ожидаемые результаты:
дети расширят знания о перелётных птицах;
научатся классифицировать перелётных и зимующих птиц
расширят словарный запас;
получат положительный эмоциональный настрой;
Ход занятия.
I. Организационная часть (Создание положительного эмоционального настроя)
Здравствуйте ребята! Сегодня на улице я встретила своего старого друга воробья. Он тоже обрадовался встрече и так чудно запел…. Мя-а-у! Правильно? Ну, тогда вот так – му-у-у! Да, конечно, я ошиблась. Воробей поёт вот так: ку-ка-ре-ку! Правильно? А, как же поёт воробей? Конечно, воробей чирикает, потому что он зверь. Правильно? Значит, воробей – это насекомое! Ну, тогда воробей – это рыба. А кто же тогда воробей?
Правильно! Воробей – это птица. А, вы ещё каких птиц знаете?
Молодцы! Вы много знаете птиц.
Скажите, а воробей у нас круглый год живёт? А как называются птицы, которые живут у нас зимой и летом?
Скажите, а скворец у нас круглый год живёт? А кто знает, как называются птицы, которые весной прилетают, а осенью улетают в тёплые края?
Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о перелётных птицах. Мы с вами узнаем, какие птицы относятся к перелётным, и почему они так называются.

II. Основная часть.
1)Беседа о перелётных птицах по иллюстрациям (слайдам) с использованием загадок (внешний вид, размер, когда прилетает, где делает гнёзда и т.д. )Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскач,
А зовётся птица… (грач)
На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его… (скворец)
Хвост у птички так хорош
Он на вилочку похож.
Целый день забот полна.
Домик строила она.
Клювом глины зачерпнёт
И под крышу упорхнёт…(ласточка)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …(соловей)
Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт... (жаворонок)
Не ворона, не синица -
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу "ку-ку"… (кукушка)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)

Физкультминутка
«Ласточка» (под музыку)
Ласточки летели,
Все люди глядели.
(Бегут по кругу, машут руками.)
Ласточки садились,
Все люди дивились.
(Присаживаются на корточки. Руки опускают за спиной)Сели, посидели.
Взвились, полетели.
Песенки запели.
(Бегут по кругу, взмахи руками.)
2) Лексико – грамматические игры и упражнения
2.1 «Кто летает?»
Воробей летает? Ласточка летает?
Орёл летает? Комар летает?
Синица летает? Крокодил летает?
Скворец летает? Соловей летает?
Слон летает? Грач летает?
Жаворонок летает? Самолёт летает?
Пчела летает?
Слон – животное, он не летает, самолёт летает, хотя и не птица, летают так же насекомые. Оказывается, что летают не только птицы. Но вот радуют нас весёлыми, звонкими песнями именно они. Как поёт маленький, серенький, воробышек, живущий рядом с нами мы уже знаем. А о чём он поёт, когда наступает весна, как вы думаете?
А перелётные птицы поют ещё о том, как радостно, наконец – то вернуться домой, к себе на родину.
2.2 «Какие?»
Подбор прилагательных к слову «птицы» (красивые, пестрые, маленькие, шустрые, быстрые, пугливые...)2.3 «Назови ласково» (ига проводится с использованием мяча)
Чёрное перо – чёрненькое пёрышко;
Серая спина – серенькая спинка;
Длинный хвост – длинненький хвостик;
Шустрые лапы – шустренькие лапки;
Острые когти – остренькие коготки;
Белая шея – беленькая шейка
3)Задание на классификацию птиц.
А сейчас подойдите к столу, здесь мы видим кормушку, скворечник и картинки с изображением птиц. Сейчас нам нужно перелётных птиц разместить на скворечнике, а зимующих птиц разместить на кормушке. Возьмите каждый по картинке, назовите птицу, скажите это зимующая или перелётная птица и разместите на скворечнике или кормушке. А мы друг друга внимательно слушаем и помогаем.
III. Итоговая часть. (3 мин.)
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем мы с вами сегодня беседовали на занятии? - О каких перелётных птицах? Назовите.
- Почему они называются перелётными?- Какая первая птица прилетаем к нам весной?- Что интересного вы узнали о кукушке?- Где строит себе гнездо ласточка?- А из чего?- Где выводит своих птенцов скворец?- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями.
Молодцы! Спасибо всем за работу.