Урок по географии на тему Научно-техническая революция


Урок 10. Научно-техническая революция
Цели: сформировать понятие «научно-техническая революция»; познакомить с чертами и частями НТР; формировать умение составлять конспект по тексту и лекции учителя.
Оборудование: политическая карта мира, учебники, атласы.
Тип урока: лекция с элементами самостоятельной работы с текстом учебника.
Ход урока
I.             Изучение нового материала
Учитель. Мы живем в эпоху научно-технической революции, которая влияет на мировое хозяйство и жизнь каждого человека. При изучении этой темы мы ознакомимся с чертами и частями НТР.
Вопрос. Что же такое НТР? Определение НТР мы можем прочитать в тексте нас. 91.
Вопрос: Дайте краткое определение НТР без помощи учебника.
Учащиеся могут дать следующее определение: НТР — это коренной переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в производительную силу общества.
Учитель. В чем отличие понятий НРТ и научно-технический прогресс? (Научно-технический прогресс это постепенное поступательное развитие производительных сил, который является эволюционным развитием общества. На его фоне НТР — период быстрых и глубоких изменений.)Современная НТР имеет 4 отличительных черты:
1.                   Универсальность, всеохватность.
Задание: Прочитайте текст учебника на с. 91, пункт 2 и приведите примеры универсальности и всеохватности НТР. {НТРпроявляется в использовании компьютеров в промышленности, быту, образовании, науке и т.д. НТР проявляется во всех странах мира: развитых и развивающихся. НТР проявляется и в использовании космических кораблей, атомных станций, лазера и др.)Вопрос. Назовите новую технику, появившуюся у вас дома за последние 10 лет. Какой техникой не умеет пользоваться ваша бабушка, мама?
2.                   Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований.
Задание: Приведите пример. (Резкое сокращение времени от изобретения, научного открытия до внедрения его в производство, а также в быстром моральном старении техники, технологии.)
Задание: Найдите пример в дополнительном тексте, который бы подтверждал эту черту НТР (с. 103). (Первые телепередачи с Олимпийских игр были организованы в 1956 году, когда эти игры проходили в Мельбурне. Их смотрели только жители Австралии. Олимпиаду 1960года в Риме смотрели жители нескольких соседних стран, олимпиады в Москве в 1980 году, в Лос-Анджелесе в 1984 году и в Сеуле в 1988 г — около 2 млрд человек, Олимпиаду в Барселоне в 1992 году — около 3 млрд человек, а зимнюю Олимпиаду в Нагано и первенство мира по футболу во Франции в 1998 году — более 3 млрд человек.)
3.                   НТР резко повысила требования к уровню квалификации трудовых ресурсов.
В эпоху НТР востребованы работники с высшим образованием, увеличилась доля работников умственного труда. Это касается вас. Закончив вуз, вы легче найдете интересную и высокооплачиваемую работу.
4.                   Современная НТР зародилась во время 2-ой мировой войны, как военно-техническая революция. Говорят, что о начале НТР возвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме в 1945 году, после которого началась гонка вооружения между двумя мощными державами США и СССР. В период «холодной войны» научные достижения использовались в военных целях.
Части НТР
НТР состоит из 4 частей, взаимодействующих друг с другом:
1.  Наука.
2.  Техника и технология
3.  Производство
4.  Управление.
Учитель. Расшифруем части НТР используя текст учебника на с. 91 - 87. Используя текст учебника на с. 91 (3), приведите примеры проявления НТР в науке.
1.  В настоящее время научной работой занято столько ученых на планете, сколько их было за все время развития общества на Земле, то есть в эпоху НТР резко увеличилось число ученых.
2.  Увеличились расходы на науку, особенно в развитых странах, которые выделяют на науку 2-3% ВВП страны.
3.  Возникли города науки - технополисы.
4.  Производство становится все более наукоемким, быстро развиваются наукоемкие, новейшие отрасли.
НТР в технике и технологии
Задание: Используя текст учебника (на с. 84-85), ответьте на вопросы (вопросы записаны на доске или на листах-программах):
1. Каковы функции техники и технологии в эпоху НТР? (Наряду с главной функцией техники и технологии в эпоху> НТР добавились ресурсосберегающая и природоохранная функции.)
2. Назовите два главных пути развития техники и технологии. (Эволюционный и революционный пути развития.)
3.  Приведите примеры эволюционного пути развития техники и технологии. (Совершенствование техники, которая производилась в начале XX века — автомобили, самолеты, станки, доменные печи, суда. В начале 50-х годов танкер вмещал 50 тыс. тонн нефти, в 70-х гг. появились супертанкеры грузоподъемностью свыше 500 тыс. тонн.)4. В чем заключается революционный путь развития техники и технологии? (Революционный путь заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. XX век называют веком электронной техники. «Вторую волну» НТР, которая проявилась в 70 гг., называют микроэлектронной революцией.)5.  Приведите примеры проявления НТР в технологии. (Вмашиностро- ении переход от механических способов обработки металла к немеханическим — электрохимическим, плазменным, ультразвуковым и т.д. В металлургии — внедоменный процесс плавки стали, непрерывная разливка стали. В связи — стекловолоконная связь, телефаксы, телексы, электронная связь, сотовая связь).НТР в производстве
Задание: Укажите 6 направлений развития производства в эпоху НТР. Обратитесь к тексту на с. 95-96.
1.  Электронизация (производство и использование ЭВМ.)
2.  Комплексная автоматизация (заводы-авгоматы).
3. Перестройка энергетического хозяйства (атомная энергетика).
4. Производство новых материалов (полупроводники, керамопласти- ка, металлопластика, оптическое волокно, «металлы XX века» — титан, бериллий, литий).
5. Ускоренное развитие биотехнологии (получение клонов).
6. Космизация (использование космоса для исследования Земли, в рыболовстве, в сельском хозяйстве, для получения новых материалов в условиях вакуума).
НТР в управлении
1. Существование единой информационной сферы — Интернет.
2. Наука управления — кибернетика.
3.  Востребованность работников новых профессий — программистов, операторов.
4.   Геоинформатика — новое направление географии.
5.     АСУ — автоматические системы управления.
Задание. Используя дополнительный текст учебника, определите, к каким чертам и частям НТР относятся приведенные факты?
II.  Домашнее задание
Тема № 4, часть 1.