УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ И ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В МАОУ «ГИМНАЗИЯ №1»

УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ И ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В МАОУ «ГИМНАЗИЯ №1»
(выступление на родительском собрании, 2015г.)

Реализуя Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования во всех школах организована предпрофильная и профильная подготовка учащихся к взрослой жизни. Предпрофильная подготовка – это целая система педагогической деятельности, направленной на оказание помощи учащимся в самоопределении. Им предстоит либо выбирать направление обучения в старшей школе, либо продолжить образование по окончании девятого класса в другом учебном заведении.
Основная цель предпрофильной подготовки в школе: формирование у детей способности делать осознанный выбор дальнейшего профиля образования. Школьники должны уметь объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям, осуществлять выбор профиля (профессии), соответствующим способностям и интересам, быть готовым приложить усилия для получения качественного образования или для становления высококвалифицированным специалистом.
Предпрофильная подготовка является частью профильного обучения, выполняя подготовительные функции и помогая ученику девятого, еще лучше восьмого класса, определиться с направлением его дальнейшего обучения. Какую сферу деятельности выбрать? Гуманитарную, математическую или естественно - научную? Школа не избирает профессию, а лишь профиль, по которому будет обучаться ученик в старшем школьном звене или ином учебном заведении, колледже, техникуме и т.д. Словом, учащиеся выбирают траекторию своего образования после окончания основной школы.
Уважаемые родители! Хорошо говорить о самостоятельном выборе учащимися профильного образования, но на практике происходит обратное. Когда ставится конкретный вопрос: «Какой профиль выбрать?», возникают трудности. Как этого избежать, чтобы успешно преодолеть последние школьные годы, поступить в высшее учебное заведение и самореализоваться в жизни?
И сегодня мне хотелось бы поделиться опытом организации предпрофильной и профильной подготовки в нашем учебном заведении.
Уже с первого класса в гимназии введен курс уроков риторики, задача которого – помочь детям осмыслить их речевую практику. Уроки риторики носят практический характер. Это уроки обучения речи, где каждый ученик вовлекается в процесс общения. Поэтому часто дети работают в парах, в группах, чтобы видеть друг друга. Общая доброжелательная атмосфера, поощрение детей, индивидуальная работа – все это дает положительный результат: кто-то начинает громче говорить, кто-то научился выразительно читать, а кто-то потерял страх просто говорить. Очень важно, что этот курс изучается в системе на протяжении четырех лет начальной школы, продолжается на второй ступени обучения в 5-9-х классах, дополняется в 10-11 классах курсом «Стилистика». Благодаря этому, наши обучающиеся получают возможность осознанно и глубоко изучать предметы (русский язык и литературу), которые позволяют не только подготовить учащихся к выполнению комплексной работы в 4-х классах, качество выполнения которой составляет до 96%, но и успешно сдать экзамены по русскому языку в 9, 11 классах ( качество сдачи экзаменов русскому языку в 9-х классах составляет в среднем 87%, а по ЕГЭ на протяжении нескольких лет сохраняется средний балл -83. В течение нескольких лет 19-20 человек из выпуска набирают свыше 90 баллов, но, самое важное, - эти занятия задолго до обучения в старшей школе определяют выбор обучающимися социально-гуманитарного профиля.
Наверное, сегодня для всех стало понятным, что овладение пpактически любой современной профессией требует определённых знаний по математике. С математикой тесно связана и «компьютерная грамотность», широкое распространение которой стало неотъемлемой чертой нашего времени. Математические знания необходимая часть общей культуры, средство всестороннего развития личности. Для развития математических навыков со 2 по 4 классы введен предмет «Наглядная геометрия», позволяющий развивать логику, воображение, а в 5-9-х классах - предмет «Тропинками математики», позволяет в дальнейшем определиться с профессий, требующей математического склада ума, логики, критического мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе. В результате учащиеся, кому нравится математика, физика нацелены на выбор профиля, в котором предусмотрено углубленное или расширенное изучение этих предметов.
Учитывая интересы обучающихся и родителей в выборе профильного обучения
не оставлены без внимания и другие учебные предметы. Нашим детям предлагается изучить курсы: «Живой организм» (курс углубленного изучения биологии), «Глобальный мир»
(проблемные вопросы обществознания), «Химия без секретов», «Методы решения физических задач», «Дискуссионные вопросы по истории ХХ века». Ежегодно в начале учебного года для обучающихся 9 – х классов и их родителей проводится родительское собрание, на котором рассматриваются модели учебных планов обучения в 10-11 классах, обсуждаются варианты выбора профиля в соответствии с запросом и возможностями учебного заведения. В данный момент в гимназии 3 профиля: социально-гуманитарный, физико-химический и естественно-математический.
Своевременная информированность родителей и учащихся позволяет безболезненно сформировать профили обучения, а в дальнейшем определить предметы для сдачи ЕГЭ по выбору. Практически все выпускники гимназии выбирают то, что они учили на профильном уровне.
В целях удовлетворения познавательных интересов учащихся о различных сферах человеческой деятельности, получения учащимися дополнительной информации и подготовки к выбору профиля, успешной сдачи в дальнейшем единого государственного экзамена, а также для обеспечения преемственности в обучении в компонент образовательного учреждения в 9-х классах введены элективные курсы: «Профессиональное самоопределение» и «Твой выбор», направленные на психологическую подготовку к выбору будущей профессии, на формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессии с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда.
В то же время не могу сказать, что все 100% учащихся гимназии к окончанию основной школы уверенно выбирают профиль обучения, есть у некоторых сомнения, разногласия с родителями, кто-то просто идет с товарищем, но могу сказать точно: «В гимназии и родители, и учащиеся знают о значимости каждого профиля, о результатах обучения и подготовки к дальнейшему обучению в старшей школе и в вузе». Отсюда результат: стабильно полный комплект профильных классов, как гуманитарного, так и технического профиля.









Кузьмин Олег Александрович, директор муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» муниципального образования «город Бугуруслан»




Заголовок 1 Заголовок 215