статья Особенности обучения детей с ОВЗ русской литературе во взаимосвязи с хакасской

Особенности обучения детей с ограниченными возможностями
русской литературе во взаимосвязи с хакасской литературой
(из опыта работы)
Восприятие художественного произведения, окружающей действительности зависит от культуры, к которой человек принадлежит. С культурой связано и мышление человека. Если человек не знает свой язык, культуру, то невозможно тогда познать и другую культуру, другой язык.
Осознание того, что гибнут, уходят в прошлое национальные обычаи, традиции, искусство приводит к тому, что общество пытается восстановить все утраченное. В связи с этим на школу возложена большая ответственность, чтобы хоть как-то изменить ситуацию и создать предпосылки для возрождения национальной культуры, преемственности культур между поколениями. Этим и определяется актуальность данной темы.
При изучении русской лирики в школе используется много методов и приемов работы. Для реализации данной цели помогают прежде всего уроки литературы, уроки внеклассного чтения, внеклассная работа.
В условиях общеобразовательной школы целесообразно изучение русской и хакасской литературы в сопоставительном плане, только такое изучение обеих литератур приведет сделает обращение к ним более полнокровным, приведет к глубокому постижению национальной поэтической традиции, воспитанию интереса и уважения к различным национальным культурам, будет способствовать обмену общечеловеческими духовными ценностями между разными национальными культурами. [1, с. 3]
Специфическими видами деятельности уроков литературы являются: сопоставительный анализ произведений русской и родной литературы в культурно-историческом контексте, выявления типологических общих черт национального своеобразия произведениях русской и родной литературы.
Сравнение создает проблемную ситуацию на уроке, что повышает интерес к изучению литературы и более глубокому постижению текста, создает активность детей на уроках. Такое изучение возможно в общеобразовательных классах.
В классах, где учатся слепые и слабовидящие умственно отсталые дети, сопоставление русской и хакасской литератур проблематично, т.к. в силу своего психофизичекого развития учащиеся не способны сопоставлять на должном уровне, глубоко анализировать произведения. Но тем не менее работа в данном направлении ведется. Изучение русской литературы проходит во взаимосвязи с хакасской литературой.
Так в 9 классе после изучения творчества С.А.Есенина мы проводили урок внеклассного чтения на тему «Братья наши меньшие». Для изучения были взяты два стихотворения: стихотворение С.Есенина «Песнь о собаке» и стихотворение В.Майнашева «Когда встречаю я людскую злобу». К концу урока учащиеся должны были попытаться ответить на главный вопрос урока «Что объединяет стихотворения С.Есенина «Песнь о собаке» и В.Майнашева «Когда встречаю я людскую злобу». Одной из задач ставилось повышение познавательного интереса к русской литературе посредством изучения произведения хакасского поэта. Приведем фрагмент урока.
В начале урока идет обсуждение названия темы урока «Братья наши меньшие». Выявляется, чему или кому будет посвящен урок, кто такие «братья наши меньшие».
Следующим этапом урока является беседа по прочитанным стихотворениям.
- Какова тема этих стихотворений? Какие чувства лежат в основе данных стихотворений.
Известно, что С.Есенин гордился тем, что «зверье никогда не бил по голове». Для В. Майнашева собака или пес в лирике занимает особое место. Из биографии В. Майнашева мы узнаем о том, что он некоторое время работал чабаном, пас овец. И собака является его верным другом и помощником. В первом стихотворении появление человека разрушает собачью идиллию: Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок. Трагедия существа, у которого отняли детей, показана через поведение собаки: она бежала за хозяином. В втором стихотворении злость человека, которая была вымещена на первом попавшемся - собаке.
Изучение данных произведений никого не оставляет равнодушным в классе. В конце урока учащиеся приходят к выводу о том, что в основе этих двух стихотворений лежит чувство боли, горечи, вызванное тем, что человек так безжалостен, равнодушен к живому; что легче: говорить о любви к людям, животным или быть чутким, добрым ко всему живому на земле?
Таким образом, сравнивая близкие по тематике произведения двух поэтов, учащиеся более глубоко и осознанно воспринимают индивидуально-художественное своеобразие поэтического стиля С.Есенина и В. Майнашева.

Список литературы
Кольчикова Н.Л. Изучение хакасского фольклора в школе (сопоставительный аспект). Учебно-методическое пособие для студентов-филологов и учителей школ Республики Хакасии. - Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова, 2002.
Карамашева В. А. Творчество хакасских писателей в школе [Текст] : учеб. пособие / В.А. Карамашева. - Абакан : Хакас. кн. изд-во, 1995.
15