Разработки уроков черчения: Разрезы на сборочных чертежах.

24 дата:

Тема урока: Разрезы на сборочных чертежах.
Тип урока: Комбинированный.
Цели и задачи:
Ознакомить учащихся с правилами выполнения разрезов на сборочных чертежах;
Отрабатывать технику выполнения разрезов на сборочных единицах;
Развивать пространственное мышление и представление;
Воспитывать аккуратность и опрятность в работе.
Оборудование: чертёжные принадлежности, тетрадь, учебник.

Ход урока
1. Организационный момент. Приветствую, активизирую внимание учащихся.
2. Повторение.
1) Каковы правила расположения видов на сборочных чертежах? Соответствуют ли они правилам расположения видов на чертеже детали?
2) Применяют ли разрезы и сечения при выполнении сборочных чертежей?
3) Где на чертежах указывают названия деталеи, входящих в изделие?
4) Нужно ли на сборочных чертежах наносить все размеры деталеи, входящих в изделие? Почему?
5) Что означают цифры, стоящие на полках линий-выносок?
проверка домашнего задания
3. Сообщение нового материала.
1. Разрезы на сборочных чертежах.
Как было сказано, сборочный чертеж кулачкового механизма (см. рис. 232) содержит разрезы. Присмотритесь к штриховке. Из чертежа видно, что рядом расположенные детали заштрихованы в противоположные стороны. То же самое можно видеть на рисунках 217 и 219, где даны изображения простейших соединений деталей. Это тоже примеры сборочиых чертежей.
Для чего соседние детали на чертеже заштрихованы в разные стороны?
Это сделано для того, чтобы облегчитъ чтение чертежей, дав возможность отличить соседние детали по штриховке.
Если в разрез попадают три и более соприкасающихся деталей (см. рис. 23б, г), следует изменить расстояние между линиями штриховки или сдвинуть их. Большее расстояние оставляют для более крупных деталей. Но для всех разрезов и сечений данной детали штриховка имеет наклон в одну сторону с равными расстояниями между штрихами (см. дет. 1 на рис. 232).
Узкие площади сечения, ширина которых на чертеже равна 2 мм или менее, показывают зачерченными (см. рис. 23б, г).
Детали 2, 4, 6 и 7 кулачкового механизма (см. рис. 232) даны на чертеже нерассеченными, хотя они попали в плоскость разреза. Это, как вам известно, потому, что болты , винты, шпильки, заклепки, шпонки, оси, валы и другие детали, не имеющие пустот, показывают нерассеченными в том случае, когда секущая плоскость направлена вдоль их оси. Шарики всегда показывают нерассеченными.
Если в нeпустотелых деталях имеется небольшое углубление, то применяют местный разрез, как на рисунке 232 (дет. 4). Здесь местный разрез служит для выявления формы отверстия с резьбой пoд винт. Если сплошные детали 2, 4, 6 и 7 рассечь и заштриховать, то форму их будет труднее определить. Сборочный чертеж станет менее ясен.
Размеры на сборочных чертежах.
Размеры отдельных детaлей на сборочном чертеже не наносят (см. рис. 232). На таком чертеже наносят лишь размеры, необходимые для правильного размещения деталей относительно друг друга в изделии, а также для установки сборочной единицы. К ним относятся, например, размеры, определяющие расстояния между центрами отверстий под болты, которыми соединяют две сборочные единицы (на рис. 232 это размеры 38 и 56). Кроме того, наносят габаритные (203...217, 116 и 50 на рис. 232) и присоединительные размеры.
4. Закрепление изученного материала.
1. Нужно ли на сборочных чертежах наносить все размеры деталей, входящих в изделие?
2. Назовите габаритные размеры изделия, изображенного на рисунке 232.
3. Для какой цели даны размеры 38 и 56 на сборочном чертеже, приведенном на рисунке 232?
64. Ответьте на вопросы к чертежу кулачкового механизма (см. рис. 232):
1) Почему на чертеже не заштрихован толкатель?
2) Можно ли вынесенное сечение заштриховать в противоположную сторону, не меняя направление штриховки у стойки (дет. 9)?
3) В каких случаях сечение можно зачернить?
4) Для какой цели выполнен местный разрез на изображении валика?
5) Попал ли в плоскость разреза винт? Почему он не заштрихован?
65. Начертите в рабочих тетрадях данные изображения и нанесите штриховку на разрезе деталей болтового соединения (см. рис. 235, а).

66. Начертите в рабочих тетрадях данные изображения и нанесите штриховку на разрезе деталей шпилечного соедине- ния (см. рис. 235, б).
67. Начертите в рабочих тетрадях данные изображения и нанесите номера позиций составных частей изделия (рис. 236, а, б, в, г).

5. Итог урока
д/з прочитать параграф 34.2 - 34.3, ответить на вопросы после параграфа, выполнить задание 68 на странице 184.



15