РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В СВЕТЕ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В СВЕТЕ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ
Выступление на семинаре-практикуме по воспитательной работе
Поддержка одаренных и талантливых детей - важнейшая задача системы образования, связанная с формированием творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства.
Для успешного ее решения необходим системный подход, этапность в работе.
Первый этап работы - отбор детей. Его цель - создание методик и диагностических средств выявления одаренности детей. Необходимость отбора детей для занятий сложными видами человеческой деятельности очевидна. В методах отбора заключена самая острая часть обсуждаемой проблемы. Прежде всего осуществлять отбор должен тот, кто будет работать с этими детьми. Очень важен вопрос о возрасте детей, в котором должен производиться отбор - слишком ранний отбор несправедлив, а слишком поздний - неэффективен. Здесь целесообразно наличие рваных и доступных для всех желающих творческих объединений, позволяющих выявить и закрепить интерес к избранному предмету.
Отбор, как правило, проводится на содержательном материале с помощью тестов достижений, а не тестов типа IQ. Практика набора профильных классов показывает, что отбор должен быть гласным, чтобы ребята сами могли убедиться в справедливом выборе. Наиболее эффективная форма отбора детей в профильные (8-е и 10-е ) классы - проведение летних школ (школ интенсивного обучения), где успешность обучения определяется не только уровнем ранее усвоенных знаний, но и знаниями, полученными в летней школе, показывающими умение осваивать новое содержание образования. Кроме того, в период проведения летней школы проводится психологическое тестирование, определяющее склонности и способности школьников, проявляемый познавательный интерес к конкретной предметной области. Для младших школьников формируются классы высокой готовности к обучению по специально разработанным психологическим методикам.
Второй этап работы - определение тематики занятий с целью выявления интересов и склонностей одаренных детей. Вопрос о том, что надо изучать в профильных классах может решаться по-разному. Вполне допустим вариант, при котором часть вопросов, традиционно относящихся к программе вуза, оказывается включенной в школьную программу - это оправдано тем, что при таком подходе выигрывает логическая стройность и полнота изучаемой темы, что особенно важно для одаренных ребят. Однако практика преподавания в таких классах показывает, что и круг вопросов, не выходящих за пределы школьной программы, может вызвать интерес учащихся, и глубина понимания предмета получается не меньше, чем при первом варианте.
Режим полной загрузки создает для одаренных ребят благоприятную атмосферу, если в каждом случае у них есть возможность быстрого роста. Для наиболее продвинутых учащихся необходимо предусмотреть возможность работы по индивидуальному плану. В таком случае результаты обучения можно контролировать на периодически проводимых зачетах, причем уровень требований должен быть достаточно высоким.
Расширение тематики можно обеспечить, проводя спецкурсы, посещение занятий которых является добровольным. Однако для тех учащихся, которые претендуют на высокие оценки, сдача зачетов, к примеру, в форме защиты курсовых работ по одному или двум спецкурсам из всего набора, может быть обязательным. Нецелесообразно подгонять детей, побуждая их кончать школу раньше своих сверстников, куда более эффективно создание для них условий для сдачи курсов повышенного уровня в стенах школы. Нужно сказать, что возможности сильных школьников никак не уступают возможностям студентов, а во многих случаях и превосходят их.
Это особенно относится к вновь возникающим дисциплинам. Хороший пример тому дает информатика, в которой ребята без труда достигают уровня, совершенно недоступного большинству инженеров (речь идет о впечатляющей легкости написания сложных и замысловатых программ, мгновенном вживании в сложнейшие программные системы, на изучение которых у взрослых специалистов уходят недели и месяцы, жгучем интересе к машинам, заставляющем ребят проводить около них все свободное и несвободное время). Еще один впечатляющий пример - радиоэлектроника, микропроцессорная техника.
Третий этап работы- развитие одаренных подростков в школе. Он реализуется в процессе:
- использования в образовательном процессе специальных психодидактических пособий, развивающих память, внимание, мышление, воображение, фантазию и т.д.;
- определения и развития творческого потенциала, интересов и способностей детей с целью дифференцированного обучения в области естественно-математических, гуманитарных, технических наук и художественного творчества;
- выявления и развития интересов учащихся классов естественно-математических, гуманитарных, технических профилей с целью последующей профессиональной ориентации;
- организации творческого обучения и воспитания по индивидуальной учебной программе на уроках, в кружках по интересам при школах, Домах и дворцах науки и техники, Клубах и станциях юных техников и т.д.
Четвертый этап работы- развитие и обучение детей на этапе профессионального самоопределения. Он реализуется в процессе:
- развития и воспитания талантливых учащихся на уроках, в работе различных объединений в школе и в учреждениях дополнительного образования;
- выявления одаренных школьников на конкурсах по различным областям науки, техники, литературы и искусства при университетах, вузах и других учебных заведениях;
- выявления одаренных и талантливых учащихся, их индивидуальных способностей, профессиональных интересов на основе участия в конкурсах, конференциях, состязаниях, выставках, олимпиадах, фестивалях и т.п.;
- разработки и реализации специальных учебных курсов цикла Творчество в моей профессии;
-летних, весенних и зимних сборов школьников с целью подготовки к Международным олимпиадам.
Пятый этап работы- разработка системы мер, способствующих подготовке и переподготовке педагогических кадров для работы с одаренными детьми. На этом этапе достигается повышение профессионального уровня специалистов, работающих с одаренными и талантливыми детьми, создание для учителя режима максимального благоприятствования через повышение уровня оплаты, предоставление большей самостоятельности, меньшая наполняемость класса, предоставление возможности заниматься научно-педагогической деятельностью.
Шестой этап работы- методическое обеспечение обучающих и обучающихся с целью активизации познавательной деятельности обучающихся.
В настоящее время основное внимание в дидактике сконцентрировано на деятельности педагога, т.е. на обучении. Не снимая этой проблемы, следует учесть, что при работе с одаренными детьми, проявляющими интерес к некоторым областям знаний, центр тяжести переносится на учение, индивидуальную работу самих обучающихся с соответствующей научной и учебной литературой, на самостоятельное экспериментирование и решение задач.
Успешные самостоятельные работы учащихся возможны лишь в том случае, если они будут обеспечены соответствующей литературой, методическими рекомендациями и квалифицированной консультацией не только педагога, но и специалистов высшей школы, НИИ, наличием специальных научно-популярных журналов типа Квант, Теория и практика дополнительного образования.
Важными компонентами системы развития одаренных и талантливых детей являются создание средств психолого-педагогического и дидактического обеспечения диагностики и развития одаренных детей и материально- техническое оснащение и компьютеризация школ.
Отбор и воспитание талантливых и одаренных ребят должны быть связаны с опережающим (или хотя бы одновременным) созданием условий для их дальнейшей профессиональной деятельности. Собственно, основной вопрос - кого нужно отбирать (юных танцоров, математиков, скрипачей, программистов, менеджеров) и сколько их нужно - следует решать в соответствии с реальными потребностями общества, а это значит, и это главное, общество должно дать выросшим дарованиям возможность применить свои дарования. Не надо особых льгот и благ все, что делается для таких ребят, должно способствовать профессиональному росту, и только!
К сожалению, далеко не все вузы страны готовы работать с одаренными ребятами. Это связано с тем, что работать с ними нелегко, и с отсутствием реального социального заказа на выпускников, уровень подготовки которых сильно превышает средний уровень, для них просто нет соответствующих рабочих мест, и с наличием массовых специфических проблем, непременно сопровождающих указанный контингент (социальный и национальный состав, высокий уровень критичности; самостоятельности, самоуважения и явное нежелание считаться со сложившимися традициями и общепринятыми правилами).
Все это делает практически неэффективными попытки расширить круг одаренных ребят из-за отсутствия экологической ниши для них в социуме. Именно созданием или расширением такой ниши и должна начинаться соответствующая программа работы с одаренными детьми (школьная, муниципальная, региональная, федеральная, международная).