Развитие детской одаренности на основе этнокультурного образования в начальных классах


Развитие детской одаренности на основе этнокультурного образования
в начальных классах
Одарённые дети. Кто они? Непохожие на других, творческие, успешные в учёбе, а, может быть обычные дети. Как выявить одарённых детей, какого ребёнка считать одарённым.
ЛюбознательностьОдной из первых характеристик, отличающих одаренного человека, традиционно считают любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Любознательность, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться важнейшей отличительной чертой талантливого человека.
Однако у значительной части детей любопытство, стремление исследовать окружающий мир так и не перерастает в полной мере в любознательность. Одаренным детям в большей степени, чем их "нормальным" сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Одаренный ребенок не терпит ограничений на свои исследования.
Тогда, если задатки одаренности есть в каждом, значит, их нужно развивать.
Каким образом? Подумала, а что мы делаем в своей школе для развития одаренности? Конкурсы, интеллектуальные игры, предметные недели, олимпиады. А что делают другие? Поиск в интернете показал одно, все мы работаем в одном направлении.
Система работы учителей с одаренными учащимися проводится по следующим направлениям:
Учебная деятельность Внеурочная деятельность
Методы работы:
·    Личностно-ориентированный подход
·    Деятельностный подход
·    Проблемный диалог
·    Постановка учащимися целей урока
·    Опорный конспект
·    Информационно-коммуникационные технологии,
·    Алгоритм на уроках как форма организации знаний учащихся
·    Исследовательская деятельность
·    Проектная технология •  Кружковая работа по предмету
•  Проведение внеклассных мероприятий в рамках предметных недель
•  Участие в олимпиадах разного уровня
•  Участие в творческих конкурсах разного уровня
•  Участие в традиционных школьных праздниках
 
В этом году у меня 1 класс. С ребятами прошлого выпуска работали над различного рода проектами. Одним из серьезных проектов стал - школьная книга.
Когда задумала выпустить сборник, решила – пусть направление работы и тему выберут сами ребята, я лишь помогу, направлю, правильно подскажу. Предложила коллегам, они поддержали. Не скрою, в какой – то момент показалось, что сделать это просто невозможно… Но в итоге – вот что получилось.
В сборнике 26 работ, 17 из которых выполнено учащимися начальной школы. Все статьи распределены по направлениям:
Иностранный язык – 6 человек, из них 1 работа учащегося 4 класса;
История – 2 человека;
Математика – 2 человека;
Физика, информатика, биология – 3 человека, все из начальной школы:
«Мобильный телефон: хорошо или плохо», «Человек и компьютер», «Энергосберегающее и – стекло»;
Природоведение - 9 человек (начальная школа);
Филология – 2 человека (начальная школа);
Народные праздники – 1 человек (начальная школа);
Рассуждение «Что такое дружба» - учащийся 2 класса.
Такой сборник получил каждый участник научно-практической конференции, которую провели весной. Таким образом, итогом нашего проекта стало создание научного общества среди учащихся начальной школы и выпуск сборника материалов. Теперь в нашей школе работает не только научное общество старшеклассников, но и появились НОУшата со своим названием «Родничок». Что касается сборника, то материал, действительно, получился интересный . Очень много информации связано с родным краем, хотя изначально такой цели не ставилось. А это значит, что можно говорить и об этнокультурном образовании младших школьников.
Внеурочная деятельность с различными направлениями поможет педагогу спрогнозировать и понять интересы ребенка, выявить, где проявится одаренность, талант.
Предлагая кружки, мы ориентировались на 5 общеизвестных направлений. Так появился кружок «Хакасия – мой край родной».
Я люблю Хакасию - свой край и потому с удовольствием провожу эти занятия. В этом году в сентябре практически вся начальная школа по – очереди совершили поездки по Ширинскому району. Были экскурсии на Туимский провал, в Хакасскую степь и дом – музей казачьего быта. Думаю, что это еще один толчок, для того чтобы кто-то захотел узнать об истории своего родного края больше.