Доклад по самообразованию на тему: « Развитие детской одаренности в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО».


(Показ презентации 1 слайд)
Талант – это вера в себя, в свою силу. М. Горький
Тема: « Развитие детской одаренности в образовательной сфере
в рамках ФГОС НОО».
Человек, обладающий врожденным талантом,
испытывает величайшее счастье тогда,
когда использует этот талант.
Иоганн Вольфганг Гёте.
( 2 слайд картинка Стандартов второго поколения )Рассказ учителя:
Основная цель Стандартов второго поколения развитие личности и компетентностный подход. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на формирование универсальных действий - совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
( 3 слайд)
Организация образовательного в соответствии с новыми стандартами строится на основе следующих основополагающих принципов: непрерывности образования; учёта возрастных и индивидуальных возможностей ребенка; здоровьесбережения; взаимосвязи с окружающим миром; развития личности как субъекта творческой деятельности; признания ребенка как активного субъекта познания; доступности и достаточности; духовно-нравственного воспитания; психологической адаптации; взаимодействия семьи и педагога.
( 4 слайд школа №8, и я фото )В своей работе педагогический коллектив начальной школе СОШ № 8 ставит задачу развития детской одарённости в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с основными идеями и требованиями стандартов второго поколения.
Нам важно дать определение смежным понятиям и обозначить, что способности – это способы действия, то есть успешное овладение конкретной нормой деятельности и ее возможностью эффективно применять на практике; талант – это мера измерения ценности (уникальности) возможностей человека для общества; одаренность – это овладение даром.
( 5 слайд)
Одаренность трактуется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом и определяющее возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Рассказ учителя:
При этом именно личность, ее направленность, активность, система ценностей определяют и то, как будет реализовано индивидуальное дарование.
( 6 слайд)
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
( 7 слайд)
Различают виды одарённости. Остановимся на одном из подходов к классификации одарённости подробнее. По виду деятельности одарённость проявляется: в практической деятельности; в познавательной деятельности; в духовно-ценностной деятельности; в художественно-эстетической деятельности; в коммуникативной деятельности. В зависимости от широты проявлений в различных видах деятельности различают общую, специальную, социальную одарённости. В зависимости от возрастного развития выделяют: раннюю одарённость; позднюю одарённость. В зависимости от формы проявления бывает явная и скрытая одарённость.
Рассказ учителя:
Анализ различных подходов к классификации видов одарённости, научных источников и опыта педагогической деятельности позволяет сделать вывод о том, что у каждого ребёнка есть свои сильные стороны, которые необходимо поддерживать и развивать.
(8 слайд дети занимаются спортом, рисует, читает)
Один силен физически, другой хорошо рисует, третий – сочиняет стихи. Учитывая индивидуальность ребенка, его уникальность и неповторимость, мы должны повышать его самооценку, уверенность в себе.
( 9 слайд)
Главная задача педагога - способствовать развитию творческих способностей, так как высокий уровень их развития является предпосылкой проявления и дальнейшего развития одарённости обучающегося.
Рассказ учителя:
Учитель, его отношение к урочной и внеурочной деятельности, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – это есть главный ресурс, без которого невозможно развитие самых разных способностей, а значит, и одарённости учащегося.
К основным и ведущим методам обучения одаренных детей относим методы творческого характера - проблемные, поисковые, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.
Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети.
( 10 слайд)
Вывод: Я считаю что, в ходе реализации Федерального государственного образовательного стандарта перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности, а значит, и её одарённости. Поэтому так важно установить уровень способностей и их разнообразие у обучающихся, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
( 11 слайд)
Список используемой литературы:
1.     Бедерханова, В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка / В. П. Бедерханова // Классный руководитель. – 2000. – № 3. – С. 39.
2.     Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебное пособие / Г. М. Коджаспирова – М.: КНОРУС, 2010.
3.     Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М., 2000. – 176 с.
4.     Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / B. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E. H. Шиянов. – 3-е издание. – М.: Школа пресс, 2002. – 512 с.
5.     Петровский, А. В. Словарь / А. В. Петровский // Психологический лексикон : энциклопедический словарь: в 6 т. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 251 с.
6.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы)
7.     http://ru.wikipedia.org/wiki/