Особенности деятельности служб примирения в рамках профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних


МКОУ Волоконовская СОШ
Особенности деятельности служб примирения в рамках профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних
Хоружая Светлана Николаевна
2016 годВ образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.
Пункт 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р
Причины создания службы школьной медиации
социальное расслоение в обществе;
рост социального напряжения
усиление миграционных процессов;
ослабление роли семьи как фундаментального общественного института;
В результате этих и других факторов растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления: детская наркомания, алкоголизм,безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявление суицидального поведения.
По данным социологических исследований, в 2014 году в возрастной группе от 11 до 24 лет численность регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже 2-3 раз в месяц) составляла 9,6% от общей численности данной возрастной группы (2,6 млн. человек); численность потребления спиртосодержащей продукции составила 50,5% несовершеннолетних и молодежи (13,7 млн. человек), а потребления табачных изделий - 45,6% (12,3 млн. человек).
Функционирование школьных служб примирения в образовательной организации позволит:
сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту;
повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;
сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;
Школьная служба примирения
эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Особенности службы примирения в системе образования
В системе образования программы восстановительной медиации могут осуществляться на базе общеобразовательных учреждений всех типов (7 и 8 видов – в исключительных случаях), учреждений дополнительного образования, учреждений среднего профессионального образования, вузов.
В школьную службу примирения (ШСП) обязательно входят учащиеся-медиаторы и взрослый куратор.
В школьных службах примирения медиаторами (при условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть:
а) учащиеся;
б) педагогические работники образовательного учреждения;
в) взрослый (родитель, сотрудник общественной или государственной организации )Метод «Школьная медиация»
это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.
Цель службы примирения
формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.
Задачи:
создание системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении, детей из неблагополучных семей.
создание системы профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении,
повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, оказываемой детям.
Деятельность школьных служб примирения направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.
В основе деятельности школьных служб примирения лежит:
разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации, проведение просветительской работы среди коллег и родителей;
предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации; обеспечение формирования и обучения «групп равных»;
обеспечение помощи при разрешении участниками «групп равных» конфликтов между сверстниками, а также участие в роли медиатора при разрешении конфликтов между взрослыми и детьми;
использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения;
использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса;
Ключевыми индикаторами уровня сформированности благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности являются:
снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов между участниками образовательного процесса за счет обучения взрослых основам медиации, а также обучения детей медиативному подходу и технологиям позитивного общения в «группах равных»;
снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей;
сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
формирование условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития ребенка;
повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательного процесса
Функции Школьной Службы Примирения в ОУ
1. Восстановительная функция службы
Служба примирения способствует:
• восстановлению пострадавшего, то есть нормализации его состояния и отношения к нему в классе (если класс к нему плохо относился), возмещение причиненного ему вреда и т. д.;
• восстановлению обидчика в сообществе, то есть прекращение его клеймения. При негативном отношении к правонарушению (а не к самому обидчику) служба примирения поддерживает действия обидчика, направленные на исправление причиненного вреда.
Служба помогает налаживанию отношений подростка с родителями, педагогами, уважаемыми взрослыми и ровесниками, поскольку зачастую в результате конфликта и правонарушения отношения разрываются иподросток оказывается «выброшенным» из общества;
• восстановлению отношений между обидчиком и пострадавшим. Не обязательно между ними установятся дружеские отношения (хотя и такое случается), новажно, чтобы поддерживались отношения без подозрительности, вражды, отчужденности, без припоминания конфликта
2. Образовательная функция службы
одна из проблем в образовании связана с отсутствием контакта между педагогом и учеником. Если между ними нет контакта, то нет и уважения, нет внимания педагога к ученику и ученика к педагогу. Их отношения оказываются слишком формальными. Медиация в конфликтах учитель-ученик помогает установлению контакта между педагогами и учащимися, что восстанавливает уважение как основу образовательного процесса.
Кроме того, медиаторы (и взрослые, и школьники) на тренингах и в практических ситуациях учатся налаживать контакт, организовывать сложную коммуникацию по проблемным вопросам, понимать чувства и состояния людей, побуждать окружающих к ответственному поведению, сни-
жать эмоциональный накал и т. д. Навыки переговорщика медиатор может использовать не только в службе примирения, но и в своей семье (о чем нам не раз говорили подростки и взрослые), в общении с друзьями, в личной жизни. Где бы медиаторам ни пришлось в будущем работать, им пригодятся навыки организации сложной коммуникации.
Компетенция, приобретаемая подростками в школьных службах примирения, уникальна. Ни один тренинг по толерантности или навыкам общения не может сравнитьсяс участием в разрешении конфликта сверстников, то есть
в реальной, значимой для него и других ситуации, где обе__ стороны считают себя правыми, и надо помочь им самим найти выход. Участники конфликта получают опыт новой, конструктивной коммуникации, могущей оказаться полезной для их дальнейшей жизни.
Службу примирения можно рассматривать и как повышение квалификации педагогов через освоение ими способов конструктивной коммуникации, умение управлять конфликтами и использовать их в воспитательных целях, через организацию и поддержку детских сообществ .Есть и проблема неуспевающих учеников, связанная с неумением понимать учителя. Сам по себе процесс понимания не рассматривается среди значимых навыков учени-
ка, хотя он важен для освоения содержания предмета и для адекватного восприятия действий учителя по организации учебного процесса.
Понимание – специально организованный процесс. Его организует либо учитель для ученика, либо ученик сам для себя. Для понимания надо начать прикладывать усилия. Например, это могут быть такие приемы, как выделение главного, разделение текста на смысловые блоки, применение
схем, проверка своего понимания через вопросы и уточнения и т. д. Те ученики, которые овладели приемами, обеспечивающими понимание, успешно используют их в своей учебной деятельности.
Нельзя сказать, что у медиаторов из службы примирения непременно улучшится успеваемость, но участие в медиации и соответствующих обучающих программах способствует формированию навыков понимания, что имеет огромное значение как для общего интеллектуального, так
и нравственного развития школьников, да и взрослых тоже.И еще: если служба примирения способствует созданию безопасной атмосферы в школе, то меньше времени от учебного процесса тратится на поддержание дисциплины,у учеников появляется больше доверия к учителям, более
спокойная обстановка способствует концентрации на учебе.__
3. Воспитательная функция службы
«Я научилась слушать другого, даже если с ним не согласна».
Подросток-медиатор
Служба примирения может стать важным звеном воспитательного процесса в школе. эффекты, возникающие при взаимодействии медиатора и участников конфликтной ситуации.
• В ходе индивидуальных встреч с медиатором, предваряющих совместную встречу, стороны конфликта учатся строить коммуникацию и понимать себя и других. Многие подростки в следующих подобных ситуациях применяют полученные ими на медиации навыки, не давая конфликту разгореться.
• В нашем обществе не принято спокойно говорить о чувствах, поэтому люди часто их не высказывают, а выражают в виде оскорблений, упреков, жестов и прочего вплоть до применения силы. Медиатор помогает сторонам конфликта достаточно спокойно осознать свои чувства, назвать их (≪стыд≫, ≪страх≫, ≪обида≫ ипр.), избавиться от их негативного влияния, понять и
справиться с ними, причем не на тренинге, а в значимой для человека ситуации конфликта.
• Подросток в ходе медиации учится принимать на себя ответственность. Нередко родители решают за него все сложные ситуации, в итоге он не может решить сам даже простые ситуации или совершает разрушительные действия, не думая о последствиях и ответственности. На медиации, если подросток нанес ущерб и родители его возместили, медиатор задает подростку вопросы о его ответственности и личном вкладе в исправление вреда. Медиатор спрашивает родителей, слишком активно берущих ответственность на себя, действительно ли они хотят всё время исправлять ошибки за своего ребенка, и что подросток будет делать, когда станет взрослым и родители уже не смогут выручать его из сложных ситуаций?
• На медиации проводится анализ произошедшего с различных точек зрения и разных позиций. В сознании нередко болезненный опыт ≪схлопывается≫, вытесняется, человек не хочет о нем думать. Наиболее травмирующие моменты события могут постоянно ≪прокручиваться≫ в голове, и человек придумывает оправдание совершенному им поступку как не зависящему от него. Медиатор тщательно обсуждает с подростком случившееся: как событие разворачивалось во времени, к каким последствиям привело, как к этому отнеслись разные люди (родители, друзья, учителя…),какие чувства испытывал он и остальные участники, что, на его взгляд, чувствует и хочет вторая сторона конфликта, какие он видит выходы из ситуации и к каким последствиям они приведут. Как правило, после случившегося подростки просто ≪плывут по течению≫событий, а такой анализ помогает им понять себя и происходящее и принять ответственность за исправление ситуации.
• Медиатор затрагивает вопрос планирования подростком своего будущего, для чего специально обсуждает способы избегания повторения подобного. В этот момент возникают и другие вопросы, например: ≪как научиться контролировать свою агрессию?≫ или ≪как научиться говорить ≪нет≫ в ответ на групповое давление
Профилактическая функция службы
Профилактику правонарушений часто связывают с лекциями о правильном поведении или с досуговой занятостью подростка, ≪чтобы без дела не шлялся≫. Возможно, эти способы дают свой результат, но, на наш взгляд, профилактика заключается в следующем.
• Практически не бывает так, чтобы у ребенка в школе всё было хорошо и вдруг он совершил правонарушение. В большинстве случаев этому предшествовал долгий ≪шлейф≫ событий, на которые взрослые или≪закрывали глаза≫, или действительно о них не знали. Поэтому работа по налаживанию взаимопонимания и исправлению негативных последствий тех или иных поступков должна проводиться по ситуациям, которые взрослыми еще не переведены в ранг ≪серьезных≫. То, что взрослый (педагог) может считать несущественным, для ребенка и подростка может
оказаться очень важным. А скрытые от взрослых ситуации и конфликты замечают и помогают решить школьники-медиаторы.
• Служба примирения, используя восстановительные программы, не дает конфликту перейти в острую фазу, разрастись и вовлечь в него новых участников.
• Получая ≪обратную связь≫ о последствиях своих действий и реакцию на это других, ребенок учится предвидеть последствия слов, поступков и корректировать их.
Координатор ШСМ (по приказу директора школы) организует деятельность службы, проводит работу с педагогическим коллективом, родителями, привлекает учащихся; в сложных случаях проводит восстановительные программы; сопровождает учащихся в разрешении конфликтных ситуаций, проводит супервизии; проводит общий анализ деятельности; организует и проводит поддерживающие мероприятия для участников ШСМ.
Координатор ШСМ проводит тренинги и занятия с юными медиаторами, так же обсуждаются школьные конфликтные случаи, пути их разрешения.
Школьная служба медиации взаимодействует с органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования, КДН и ЗП.
Например
Классные часы:  «Пороки и добродетель», «Что такое толерантность», «Мы просто другие», «Семейные традиции», «Давайте вместе учиться достойно, с минимальными потерями выходить из конфликтов!!!», «Выбор за тобой», «Дружба и взаимоотношения в коллективе», «Добро и зло», «Ты в этом мире не один», «Давайте жить дружно!», «Друг. Дружба», «Общественные дела – путь к взаимопониманию», «Я и мой мир», «Если в семье конфликт», «Моя семья», «Правда и ложь», «Будь справедлив в словах и поступках».
Родительские собрания: «Законодательство для родителей о воспитании детей» (беседа), «Право ребёнка на защиту от всех форм жестокого обращения» (лекция), «Наши дети нуждаются в защите» (молния каждому родителю, «Права и обязанности детей и родителей в детско-родительских взаимоотношениях в семье», «Если в семье конфликт», «Профилактика жестокого обращения с детьми», «Профилактика злоупотребления алкоголя, наркотических средств, среди несовершеннолетних и пропаганда ЗОЖ», «Жестокое обращение с детьми», «Агрессивные дети. Причины и последствия», «Ваш ребёнок взрослеет» «Нравственные аспекты здоровой семьи ».
Беседы с обучающимися:  «Я волонтёр», «Общественные дела – путь к взаимопониманию», «Я и мой мир», «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть!» «Уважай старость», «Права ребёнка», «Права и обязанности подростков», «Поведение в общественных местах»,
Анкетирование среди учащихся с целью выявления случаев жестокого обращения.
1. Организация работы по профилактике раннего семейного неблагополучия.
2. Недописанный тезис (диагностика)
3. Анкетирование по выявлению фактов жестокого обращения с детьми.
4. Самочувствие учащихся в коллективе.
5. Свойство и состояние личности.
6. Анкета для родителей по проблеме насилия среди учащихся
Потребности человека, с которыми работает школьная программа медиации: - восстановить чувство собственной безопасности;- получить возмещение ущерба;- получить ответы на вопросы: «Почему данная ситуация произошла именно со мной?»;- изложить свою точку зрения на произошедшее;- убедиться, что никто не будет мстить;- конфиденциальное разрешение конфликта;- избавление от клеймения и отвержения, стремление вернуться в общество;- исправление сложившейся ситуации;- стремление «не стать врагами»;- желание донести до другой стороны свое мнение, свою позицию.
Как происходит набор будущих школьников-медиаторов?
Куратор обходит старшие классы и задает им два вопроса.
1. «К кому из учащихся своего класса вы обращаетесь, если вы с кем-то поругались, у вас плохое настроение или у вас что-то случилось? Пожалуйста, напишите фамилию этого человека. Свою фамилию можно не писать».
2. «У нас будет создаваться группа из учащихся, помогающая ученикам решать конфликты; кому интересно познакомиться с этим поближе и больше про это узнать, напишите на втором листочке свои фамилию и имя».
Также хочется сказать о трудностях, которые возникают в процессе становления школьных служб примирения:
1. Куратором, как правило, является социальный педагог или психолог со своими функциональными обязанностями и большой нагрузкой. Следовательно, он не имеет возможности систематически встречаться с учащимися-медиаторами, а это необходимо, особенно при запуске службы в школе, поэтому желательно иметь двух кураторов.
2. Слабая поддержка со стороны администрации и педагогического коллектива, поэтому в службу не поступает информация о конфликтах, следовательно, у учащихся-медиаторов нет практики, и со временем желание проводить медиации проходит. В итоге служба может прекратить работу.
3. Часто игнорируется родительское сообщество, хотя родители с педагогическим образованием, пройдя тренинг по проведению восстановительных программ, могли бы возглавить школьную службу примирения. И тогда служба примирения может стать площадкой для сотрудничества педагогического, родительского и детского сообществ, что, в идеале, и должно осуществляться в каждом учебном заведении не только на бумаге в виде Уставов и Положений.