Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя в ДОУ.


Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе

Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет!
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:
коррекционно-развивающее;
информационно-консультативное.
Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:
структуру речевого нарушения;
осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
всесторонне развивать личность дошкольника.
И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.
Принципы построения совместных занятий:
Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии
Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
Принцип всестороннего воздействия
Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
Принцип наглядности.
Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.
Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.
Оздоровительные Образовательно-воспитательные Коррекционные
Укреплять костно-мышечный аппарат.Развивать дыхание.Развивать координацию движений и моторные функции.Формировать правильную осанку. Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.Формировать способность восприятия музыкальных образов.Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. Развивать речевое дыхание.Развивать артикуляционный аппарат.Формировать просодические компоненты речи.Развивать фонематическое восприятие.Развивать грамматический строй и связную речь.
При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:
Учитель-логопед:
постановка диафрагмально-речевого дыхания;
укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
обучение умению связно выражать свои мысли;
обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
развитие психологической базы речи;
совершенствование мелкой моторики;
логопедизация занятий и режимных моментов.
Музыкальный руководитель:
Развитие и формирование:
слухового внимания и слуховой памяти;
оптико-пространственных представлений;
зрительной ориентировки на собеседника;
координации движений;
умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
Воспитание:
темпа и ритма дыхания и речи;
орального праксиса;
просодики;
фонематического слуха.
Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.
 
Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами. 
План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.
Журнал взаимодействия.
Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.
Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.
Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.Координационный план проведения совместных занятий
Педагогические задачи Логопед Музыкальный руководитель
Развитие мелкой моторики Упражнения с различным дидактическим материалом.Пальчиковые игры. Игра на детских музыкальных инструментах.Танцевальные движения.Театр с использованием кукол бибабо
Развитие мимики Массаж лица.Гимнастика мимических мышц.Произвольное формирование определенных мимических поз.Связь мимики с интонацией Развитие выразительности в пении и танце
Развитие речевого дыхания Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.
Развитие голоса Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба Хоровое пение.Движения с речью под музыку.Использование характерных ролей.
Развитие фонематического слуха Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль. Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.
Развитие артикуляции Упражнения с зеркалом.Артикуляционная гимнастика.Чистоговорки.Массаж артикуляционного аппарата( индивидуально) Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием
Развитие грамматического строя речи Формирование навыков словообразования и словоизменения.Преодоление аграмматизмаРазучивание текстов песен. Драматизация.Музыкальные спектакли, инсценировки.Кукольный театр.
Развитие словаря Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря. Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.Обогащение словаря в процессе занятий.
Развитие диалогической речи Формирование навыков составления диалога Драматизация.Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.
Развитие монологической речи Развитие у ребенка желания говорить.Воспитание навыков овладения монологической речью. Разучивание текстов песен
Развитие коммуникативных навыков Психологические этюды и коммуникативные игры Участие детей в музыкальных представлениях.
Список рекомендуемой литературы по теме:
Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999.
Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика – М., 1997.
Волкова Г.А. Логорпедическая ритмика – М., 1985.
Литвинова М.Ф.Русские народные подвижные игры – М., 1996.
Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997.
Дурова Н.В. Фонематика – М., 2002.
Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006.
Крупа-Шушарина С.В. Логопедические песенки – Ростов-на-Дону, 2010.
Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки – СПб., 2005.
Лукина Л.А., Сарычева И.Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста – СПб., 2008.
Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000.
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007.
Воронова А.Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006.
Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001.
Рычкова Н.А Логопедическая ритмика – М., 2000.
Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006.
Гудимов В.П., Лусинян А.А., Ананьева О.П. Поющая азбука – М., 1998.
Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010.