Урок по литературному чтению Мир воспоминаний в пьесе М Метерлинга Синяя птица (4 класс)


Урок по теме: Мир воспоминаний в пьесе М.Метерлинка
«Синяя птица»
Литературное чтение 4 класс
Цель: увидеть сходство феерии с народной волшебной сказкой; понять логику этого действия пьесы; рассмотреть характеры тех героев, с которыми дети вот-вот расстанутся; обсудить вопрос о том, почему дети не нашли счастья в Стране Воспоминаний.
Ход урока:
I. Орг. момент.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на встречу нужно
В любую минуту, всегда
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
не напрасно был прожит
Что годы живешь ты не зря!
II. Проверка домашнего задания.
Учитель предлагает переделать первую картину драмы в рассказ. (Проверка домашнего задания).
Ребята предлагают свои варианты.
III. Постановка темы урока, цели урока.
Учитель: Ребята попробуйте сделать вывод, что произошло с произведением, когда вы его переделали в рассказ?
Дети: При переделке драмы в рассказ теряются характеры героев, требуется вмешательства автора.
Учитель: Сегодня в поисках Синей Птицы мы побываем во Дворце Феи. Ребята как вы думаете в какую страну нам сегодня придется отправиться?
Дети: В Страну Воспоминаний.
Учитель: А почему вы так решили?
Дети: Свободное высказывание детей.
IV. Работа над темой.
1.Учитель предлагает ученикам прочитать второе действие, картины второй по ролям. Для этого каждый из учащихся выбрал для себя роль дома.
Учитель: Как разделились спутники детей, кто им друг, кто враг, кто может подвести их в трудную минуту вам придется решать в парах. Для этого у вас на партах лежит карточка № 1. Положите ее перед собой и рассмотрите ее внимательно. Вы видите изображенные три столбика. Вам нужно подумать, куда можно отнести спутников детей.
Напомните мне ребята, кто был спутниками детей?
Дети: Во втором действии, картины второй спутниками детей были Кошка, Пес, Хлеб, Сахар.
(Эти герои появляются на доске.)
Учитель: Итак, ребята, вы можете приступить к выполнению этого задания. На все вам дается 3 минуты. Время пошло. Ребята начинают выполнять задания.
Карточка № 1
Друг Враг На кого нельзя положиться
Пес Кошка Хлеб
Сахар
Учитель: Время закончилось. Кто готов?
Рассуждение детей:
-Преданный друг - только Пес. Враждебна кошка.
-Хлеб не имеет собственного мнения: то разделяет мнения Пса, то разделяет двуличное мнение Сахара, а значит Хлеб относится к числу тех, на которых нельзя рассчитывать в трудную минуту.
-Двуличным и фальшивым является Сахар, который считает, что и пес прав, и Кошка права. Сахар ведет с детьми заискивающе и «слащаво». А значит на него также нельзя положиться.
Учитель: Кто является предводителем заговора против детей?
Дети: Кошка.
Учитель: Чего боится кошка?
Дети: Она напоминает всем, что раньше , «до человека», которого она именует «деспотом», все были свободны и высказывает опасение, что, завладев Синей птицей, человек постигнет Душу Вещей, Животных и Стихий и окончательно поработит их.
Учитель: Почему никто не должен сопровождать Тильтиля и Митиль в Страну Воспоминаний?
Дети: Фея призвала Души предметов и животных не мешать детям, проявить деликатность. Дедушка и бабушка живут лишь в памяти детей, Души животных и вещей их не помнят.
2. Картина третья. Чтение по ролям.
Учитель: Отчего в Стране Воспоминаний просыпаются бабушка и дедушка, дрозд, часы?
Дети: Оказывается, что умершие как бы погружены в сон, а когда близкие вспоминают о них, пробуждают.«Бабушка Тиль, ну вот, всякий раз, как вы о нас подумаете, мы просыпаемся и снова видим вас…» (Выдержка из текста появляется на доске.)
Рассуждения детей: Слова бабушки – это волшебное значение, которым обладают покойные бабушка и дедушка, но которого лишены Тильтиль и Митиль, поскольку они живут на земле, в обыденном мире. Бабушка Тиль даже говорит: «Чудные они там… Ничего-то они не знают! И чему их только учат!» «Дедушка Тиль. Беда с этими живыми! Вечно они куда-то спешат, суетятся» (зачитывает текст из произведения), - имея в виду, что там, на земле, люди не знают самого важного; не понимают волшебной силы, человеческой памяти, которая способна творить чудеса – оживлять мертвых.
- Поскольку Тильтиль вспоминает о часах, у которых он отломал кончик большой стрелки, часы тоже ожили. Тильтиль оживил их в своем воображении, представил их, и они тут же появились. То же самое случилось и с дроздом. «Митиль. А вон старый, дрозд! Он еще поет?...» (Зачитывает текст из произведения.)
Учитель: Права ли оказалась Фея, которая сказала об их бабушке и дедушке: «Раз они живут в вашей памяти, значит, они не умерли.» (выдержка из текста) ?Дети: Дедушка и бабушка действительно оживают и постепенно набирают сил, общаясь с внуками, то есто будучи воскрешенными их воспоминаниями и любовью.
«Бабушка Тиль. У нас только и радость! Когда ваша мысль навещает нас – это для нас праздник…» (Зачитывает текст из произведения.)
Учитель: Какой вывод вы можете сделать из своих рассуждений?
Дети: Наши близкие, которые ушли от нас, все те люди, которые нам дороги, но которых нет в живых, живут до тех пор, пока о них сохраняется память. Память имеет животворящую силу.
Учитель: Как вы думаете, почему синий дрозд почернел, когда дети ушли из Страны Воспоминаний? Есть какие-нибудь версии? Найдите доказательства в тексте произведения.
Дети: «Дедушка Тиль. Только вот что: я за птицу не отвечаю… Боюсь, как бы она не испортилась от вашей суеты и при первом удобном случае не вернулась обратно… Ну, там видно будет… Клетку ты пока поставь – пойдем, поглядим на корову…»
-«Дедушка Тиль (подает ему клетку). Держи!.. Но только за нее не ручаюсь: если она полиняет…» (Выдержки из текста.)
- Дедушка Тиль говорит о том, что птица, которая кажется совершенно синей в Стране Воспоминаний, может испугаться суеты земли и либо вернуться обратно, либо полинять.
-Дети, находятся в волшебной стране, по-другому видят. Обыкновенная птица представляется им совершенно синей, потому что так им захотелось ее видеть.
Учитель: В стране Воспоминаний дети счастливы в кругу семьи, в той стране дрозд – птица счастья?
Вспомните, что говорит Фея о камнях в первой картине?
Дети: «Фея. Все камни одинаковые, все драгоценны, но человек видит лишь некоторые из них» (Зачитывает текст из произведения.)
Учитель: С птицей то же самое : все птицы – синие, если ты обладаешь волшебным зрением, то есть может проникнуть в суть вещей. В Стране Воспоминаний у детей появляется эта чудесная способность – видеть суть вещей. Страна Воспоминаний – это волшебный мир.
Какой вход в эту волшебную страну?
Дети: Вход в нее – это огромный могучий дуб, окутанный туманом. Мировое дерево.
V. Итог урока.Учитель: Подумайте, Фея знает, что дети не найдут Синею Птицу в Стране Воспоминаний? Для чего она их отправила туда?
Дети: Дети нашли Синею Птицу, но не ту которую искали. Синею Птицу невозможно вынести из Страны Воспоминаний, потому что эта птица счастья принадлежит Бабушке и Дедушке, они познали счастье в своей жизни: у них были дети, был дом, в котором царило согласие. Но это их счастье, и его невозможно вынести из Страны Воспоминаний.
Возможно, Фея, отправила детей в Страну Воспоминаний для того, чтобы они обрели истинное зрение.
Учитель: Изменилось ли ваше зрение после посещения Страны Воспоминаний? Автор достиг своей цели?
Дети высказывают свое мнение.
VI. Домашнее задание.
Учитель: Нарисовать Дворец Феи, Страны Воспоминаний, Тиль, дрозда, Дедушка Тиля. Бабушку Тиль, Подготовиться читать действие третье четвертой картины по ролям.
Учитель начальных классов Т. В. Гладких.