Статья ФГОС Проблемное обучение на уроках математики


ФГОСПроблемное обучение на уроках математики
МАОУ «Лицей № 35 г. Челябинска»
Кошарнова Нинель Николаевна,
учитель математики
Для учителя любого образовательного учреждения важно ответить на вопрос: «Как учить?», но еще более значительно в современном образовании звучит вопрос: «Чему и зачем учить детей вместе и добиваться при этом качественного усвоения материала?»
В настоящее время на первый план выдвигаются цели максимального развития всех детей. Образование на современном этапе рассматривает личность как индивидуальную целостность, неповторимость и высшую ценность, которая обладает потребностью в самоактуализации – реализации своих возможностей. Древнеримский философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Наверное, наша задача не только вооружить учащихся основными знаниями и умениями, но и обеспечить выпускникам активную социальную адаптацию – деятельность, обусловленную социальными условиями жизни. Сегодняшний выпускник должен самостоятельно ориентироваться во всевозрастающем потоке научной информации, обладать стремлением к постоянному самообразованию, самосовершенствованию.
Главное в моей работе при изучении математики, чтобы не стала доминирующей вычислительная направленность обучения, а уделялось внимание развитию учащихся. Язык математики развивает память, логику, внимание, то есть способствует интеллектуальному развитию личности. Учащиеся должны научиться оценивать критически, творчески и продуктивно ту часть вычислительного и информационного потока, с которым они сталкиваются ежедневно.
Ключевая особенность ФГОС основного общего образования, которая должна быть обязательно учтена при моделировании урока в условиях реализации новых стандартов, - это системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта.
В связи с этим ведущей идеей является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний в повседневной практике взаимодействия с миром. На мой взгляд, проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика и формирования универсальных учебных действий. Результат, достигаемый при проблемном обучении, заключается в том, что ученик не получает информацию в готовом виде, а сам открывает новое знание. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию.
Рассмотрим применение технологии проблемного обучения на примере фрагмента урока математики в 5 классе. Тема урока «Объём прямоугольного параллелепипеда».
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Проблемное обучение возможно использовать на всех этапах данного урока. Рассмотрим технологию на этапах изучения нового материала, первичного закрепления и при постановке домашнего задания.
Этап изучения нового материала:
Прямоугольный параллелепипед с измерениями 5 см, 6 см, 4 см, изготовленный из деревянного бруска, который покрасили зеленой краской, а затем распилили на одинаковые кубики с ребром 1 см. Сколько среди этих кубиков окажется таких, у которых:
Окрашено 3 грани
Окрашено только 2 грани
Окрашена только 1 грань
Не окрашено ни одной грани
Рассмотрим, какие универсальные учебные действия развивались на уроке:
Познавательные:
Смысловое чтение
Выбор способа решения задачи
Умение осуществлять сравнение
Выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа
Регулятивные:
Ставят задачи в сотрудничестве с учителем
Планируют пути решения познавательных задач
Контролируют совместно с учителем правильность выполнения действия и вносят коррективы
Коммуникативные
Умение формулировать собственное мнение в сотрудничестве с учителем
Умение аргументировать свой ответ
Переходим к следующему этапу: первичному закреплению знаний, который состоит на данном уроке из 2 частей: практической работы в парах и заполнении пропусков в таблице.
Практическая работа в парах.
Дети берут модели прямоугольных параллелепипедов, выполненных ими ранее как домашнее задание. Задание: выполнить необходимые измерения и найти объём данного прямоугольного параллелепипеда.
При выполнении практической работы перед детьми встают проблемы:
Выбор единиц измерения, т.к. дети могут ответ дать в мм3, получая результат как умножение натуральных чисел.
Выбор элементов для измерения.
Вторая часть на этапе первичного закрепления представляет собой задание: заполнить пропуски в таблице.
Проблемы, которые решают ученики:
Выразить неизвестную величину из формулы
Несоответствие единиц измерения
3 неизвестные величины
Этап постановки домашнего задания
Вычислить объём воздуха в своей квартире. Домашнее задание представляет собой мини – проект, при создании которого формируются УУД.
Проблемы, которые решают учащиеся:
Не хватает знаний, что объём воздуха – это объём квартиры
Выбор наиболее рационального способа выполнения задания, т. К. задание можно выполнить несколькими способами. Например: измерить объём каждой комнаты или взять данные из кадастрового паспорта.
Говоря о проблемном обучении и, исходя из многолетнего опыта работы в школе, я могу сказать, что такая организация учебной деятельности позволяет получить следующие результаты:
-проблемное обучение решает вопросы, связанные с формированием УУД;
-обеспечивает развитие способностей для жизни в современном обществе и творческую самореализацию;
-обучающиеся переживают ситуацию успеха, испытывают радость творчества;
-осознают свои возможности, становятся более уверенными, компетентными и способными максимально реализовать свой потенциал.