Презентация методического семинара Развитие речи учащихся на уроках и во внеурочное время


Методический семинар«Развитие речи учащихся на уроках и во внеурочное время»Подготовила учитель начальных классовПочётненского УВК «школа-лицей»Сейтяхяева Татьяна Михайловна

«Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» К. Паустовский
РечьВнутренняя речь –  это речь мысленная, протекающая, хотя  на языковом материале, но без отчётливых внешних проявлений.Внешняя речь – это речь - общение, речь для других. Она рассчитана  на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его  собеседники  или  слушатели.




Речь наших учеников зачастую характеризуется малой выразительностью, неуместным, неточным употреблением языковых средств. Это обусловлено несколькими причинами: диалектная среда; занятость родителей не позволяет уделять должного внимания ребенку, с ним мало общаются. Информация идет в основном из телевизора;закомплексованность или неумение и боязнь самих детей высказывать свое мнение, отношение к предмету, действию, поступку.


М. Р. Львов отмечает, что развитая языковая личность определяется следующими качествами: владением родным языком, родной речью во всем ее многообразии; личностными интересами, способностями, умениями в социальной жизни; творческими данными.

Для успешного речевого развития ребенка необходимы условия : хорошая речевая среда для учащихся: речь взрослых, язык учебников, художественная литература, фольклор;постоянное обогащение содержательности речи;речевые ситуации, определяющие мотивацию собственной речи учащихся, речевая практика для детей, потребности и  возможности самостоятельной речи;наличие личностно значимого материала, на котором ведется обучение;атмосфера постоянного внимания к языку и речи;


Обязательным условием развития устной речи учащихся является усвоения новых слов и их значений В своей практике использую различные приемы:Показ картинки или макета;Уточнение значения по толковому словарю; Подбор синонимов и антонимов (думать, мыслить, размышлять) (правда – ложь);Словообразовательный анализ (бесстрашный – страшный - страх);Этимологический анализ; Включение нового слова в словосочетание или предложение.



Большой интерес вызывают у детей уроки и внеурочные занятия, связанные с этимологией слова Дети ведут поисковую работу под руководством учителя, учатся пользоваться этимологическим словарем, понимают, что иногда происхождение слова может объяснить его лексическое значение и «выступить» в роли проверочного слова для орфограммы корня. Синичку назвали синичкой не за синие перышка, а за ее печенку: синь-синь-синьВедьма и медведь были словами родственными, потому что сродни слову «ведать». Ведьма ведает, где травы для зелья растут, а медведь ведает, где мед есть.Слова: телефон, телеграф, телевизор, телескоп.Первая часть слов теле- пришла в русский язык из греческого языка и обозначает «далеко».


Много внимания уделяется произносительной стороне речевого аппарата: постановка речевого дыхания;работа со скороговорками и чистоговорками;артикуляционная гимнастика.


style.rotation Для постановки речевого дыхания использую дыхательную гимнастику, разработанную А.Н. Стрельниковой « Ладошки»  « Поясок» « Поклон»


style.rotation
style.rotation
style.rotation Работа со скороговоркамиК. С. Станиславский рекомендовал работать со скороговоркой следующим образом:скороговорка произносится очень медленно и чётко, по слогам;дети учатся делать всё то же, но в беззвучном режиме; чтение скороговорки шёпотом; чтение вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром.


Артикуляционная гимнастика Комплекс артикуляционной гимнастики для  шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ]. «Заборчик» «Слоник»«Непослушный язычок» «Блинчик на тарелочке»



style.rotation
style.rotation
style.rotation Этапы работы с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения и русского языка : внимательно прочитайте с детьми пословицу; выясните лексическое значение непонятных и уста­ревших слов и подберите сло­во, используемое в настоящее время; выясните смысл посло­вицы в целом: о чем она и чему учит; определите, к какой те­матической группе ее можно отнести; предложите детям поду­мать, в какой житейской си­туации можно ее употребить.


Работа с фразеологизмами: составление словосочетаний, предложений с фразеологизмами;поиск фразеологизмов в устной и письменной речи других людей или литературных героев;подбор синонимов и синонимичных фразеологизмов;введение фразеологизмов в минутки чистописания или в работу со словами с непроверяемым написанием;поиск ошибок в употреблении изученных фразеологических единиц;составление фразеологизмов из разрозненных частей (слов или словосочетаний);игры, шарады, ребусы, чайнворды.



Работа с произведениями на уроках чтения Работа с текстом до чтенияРабота с текстом во время чтения;Работа с текстом после чтения


style.rotation Словесное рисование Словесное рисование повышает эмоциональный уровень восприятия художественного текста. Требует четкого воспроизведения картины с помощью слов. Для того, чтобы словесно нарисовать картину, ученику необходимо знать текст: обстановку, в которой совершаются события, внешний вид персонажей, их характерные особенности. Но на любом этапе обучения словесному рисованию порядок работы будет следующий:1) выбирается эпизод для словесного рисования;2) «рисуется» место, где происходит событие;3) изображаются действующие лица;4) добавляются необходимые детали;5) «раскрашивается» контурный рисунок.



Экскурсии в природу, направленные на развитие речи, обеспечивают: получение богатого чувственного опыта от восприятия различных предметов мира, природы, общественной жизни;развитие умения наблюдать в процессе познания природы, рождающего привычку делать выводы, воспитывающего логику мысли, четкость и красоту речиполучение конкретных представлений о природе, о её жизни, чтобы легче оценить красоту языка писателя или мастерство художника, сумевших нарисовать в своем произведении живую картину.



style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
Театрализация народных и литературных произведенийБогатый материал для развития детского воображения, творчества, мышления, развития речи представляют сказки.

style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
Речевой этикет - неотъемлемая часть развития речи учащихся Введение формул речевого этикета в речь младших школьников не только обогащает их активный словарь, но и воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к речи, умение выбирать языковые средства, уместные в конкретной ситуации. Владение речевым этикетом - условие правильных взаимоотношений со сверстниками.

style.rotation Спасибо за внимание!