Открытый урок по физике в 8 классе по теме: Источники света. Прямолинейное распространение света


Открытый урок по физике в 8 классе по теме:
"Источники света. Прямолинейное распространение света"
 Цели урока:
образовательные – ввести понятие источников света, виды источников света;
воспитательные – показать значение опытных фактов; продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке.
развивающие – продолжить формирование умений делать выводы и обобщения, обнаруживать в быту изучаемые явления, развитие интеллектуальных способностей школьников.
Тип и вид урока: «открытие» нового знания (урок-исследование).
Методы обучения: эвристический метод, исследовательский, объяснительно-репродуктивный, побуждающий
Приборы и материалы:
мультимедийное оборудование,
лазерная указка (8-16 шт), картон, иголки (4*8=32), линейка(8шт), карандаш(8шт), стакан с водой(8 шт), зеркало (8шт), пробирка (8шт), монета (8шт).
Ход урока
I. Организационный момент:
II. Изучение нового материала:
Мотивация: (выключить свет)Чудный дар природы вечной,Дар бесценный и святой,В нем источник бесконечныйНаслажденья красотой:Небо, солнце, звёзд сиянье,Море в блеске голубом – Всю картину мирозданьяМы лишь в свете познаём.(Включается свет). Сегодня мы рассмотрим понятие света, выясним, какие бывают источники света, и узнаем, как распространяется свет.
В XVIII веке на побережье Кубы высадились англичане, а ночью увидели в лесу цепочку огней. Они подумали, что островитян слишком много и отступили, а на самом деле это были… (светлячки).
Какие цели мы поставим?
Узнать что такое свет и каковы его источники;
объяснить и доказать закон прямолинейного распространения света;
расширить свой кругозор.
    Мы живем в мире разнообразных световых явлений: радуга, полярное сияние, голубое небо и др. Тем, кто незнаком с причинами их возникновения, эти световые явления кажутся необыкновенными и загадочными. Значение световых явлений в жизни человека и растений – велико! Один из примеров – фотосинтез.
Закройте глаза на одну минуту и представьте себе "жизнь во тьме”!!! Видите ли вы красоту нашего мира? Мир для нас стал бледнее…
СВЕТ - важнейшее средство познания природы.
Наука, изучающая световые явления, называется оптикой.
В повседневной жизни мы, даже не задумываясь, часто встречаемся со световыми явлениями, но объяснить их затрудняемся. Что такое свет?
Главным источником света для нас является Солнце. Оно излучает ЭМВ разных частот. Большая их часть зрительных ощущений у человека не вызывает, и лишь небольшой частотный диапазон излучения мы видим.
Свет – это излучение, но лишь та часть, которая воспринимается глазом, поэтому свет называют видимым излучением.
Источники света Вам знакомы. их можно разделить на группы.
СЛАЙД 1/4
Заполняем схему.
 
Что такое источник света?
Источник света – тело, способное излучать свет.
  Ребята, а это что? …(Книга) Это источник? (Нет) Почему Мы её видим?
    Излучение, идущее от источника света, попав на предмет, меняет свое направление и попадает в глаз.
СЛАЙД 1/5
Я включу фонарик. Поднимите руку те, кто видит свет от фонарика.(все поднимают руки)
В каком направлении распространяется свет?(По всем направлениям)
Корпус фонаря ограничивает световой поток, и свет распространятся в видесветового пучка, расширяющегося по мере удаления.
Световой пучок мы можем наблюдать, а как его нарисовать? На помощь приходит геометрия, а точнее геометрическая оптика, одним из основных понятий которой является :Световой луч – это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света.
Другое понятие
Точечный источник - светящееся тело, размеры которого намного меньше расстояния до освещаемого объекта.
Громадные звезды, во много раз больше Солнца, воспринимаются нами как точечные источники света, т.к. находятся на большом расстоянии от Земли.
- А если мы возьмем два источника? Заставим световые пучки пересекаться. (Экраном случит поверхность стола). Искажается ли изображение? (Нет)
СЛАЙД 1/6
В этом заключается закон независимости распространения света: световые пучки, пересекаясь, не влияют друг на друга. (Однако этот закон выполняется лишь для св. пучков малой интенсивности)
СЛАЙД 2/3
  Закройте свет от лампы книгой. Источник света мы невидим. Почему?
 А  как распространяется свет? Положите губку перед собой. Воткните две булавки на расст. несколько см. Между этими булавками еще 2 булавки так, чтобы глядя на одну из крайних, вы увидели только её, а остальные булавки были бы закрыты от нашего взгляда. Соедините линией. Направьте световой луч. Совпадает ли он с ваше прямой? Какой вывод?
Свет в прозрачной среде  распространяется прямолинейно.
1) Возьмите стакан с водой, пробирку, опустите в пробирку карандаш. Вы видите карандаш? (Да) Опустите пробирку в стакан. Что вы наблюдаете? (Та часть пробирки, которая опущена в воду посеребрена, карандаша в ней не видно). Почему?
2) Возьмите пустой стакан в руку. Вы видите пальцы? (Да). Налейте в стакан воды. Вы видите пальцы? (Нет). Почему?
3) Возьмите стакан с монетой, налейте воды. Вы видите монету? (да). Накройте пробиркой монету. Вы видите монету? (нет). Почему?
4) Из стакана налейте воды высотой 2см в пробирку и вновь опустите её в стакан с водой. Что вы наблюдаете? (Там где вода в пробирке – карандаш виден и нет посеребрения; там где воздух в пробирке – посеребрение есть). Почему?
Почему исчезают тела? Ведь среда прозрачная.  (среда неоднородная)
Закон прямолинейного распространения света:  Свет в однородной прозрачной среде распространяется прямолинейно.
СЛАЙД 2/3
Этот факт установил еще Евклид (300 лет до н.э.)
Оптически однородной считается такая среда, в которой свет распространяется с постоянной скоростью.
Физкультминутка: Закройте глаза. Представьте лист белой бумаги и мысленно напишите на нем тушью свое имя. В конце поставьте точку. Забудьте о буквах, точка раскачивается из стороны в сторону и медленно растворяется.
СЛАЙД 2/4 - 2/7
Прямолинейность распространения света подтверждается образованием тени и полутени.
Тень - область пространства, в которую не попадает свет от источника.
Полутень - область пространства, в которую свет от источника попадает частично.
Образование теней и полутеней объясняет солнечные и лунные затмения.
Работа по рисункам в конспекте.
СЛАЙД 2/8
III. Решение задач:
№1   Во время хирургических операций тень от рук хирурга закрывает операционное поле. Как устранить такое неудобство? (Установить несколько ламп)
№2   Солнце сияет, а месяц светит. (объясните смысл этой пословицы сияет – издает свет)
№3   Изображение молодой Луны очень похоже на лунное затмение.  Распознайте фотографии (см. в конспекте)
№4  Определить высоту дерева, если длина отбрасываемой им тени равна 28м, а длина тени человека, стоящего параллельно дереву 21м. Рост человека 1,5м. (рис в конспекте)
№5 Сколько времени понадобиться световому излучению, чтобы дойти от Солнца до Земли, если расстояние между ними 150 ∙106 км, а скорость света 3∙108 м/с?
V. Рефлексия: Научное познание и поэтическое, музыкальное восприятие мира идут рядом; вместе они дополняют друг друга и обогащают нас. Свет – великий художник. Это он заставляет таинственно светиться море в полночь. Под звуки аккордов Бетховена «Лунной сонаты» я прошу вас ответить на вопросы:
Фамилия Имя:
1.Поставьте себе отметку за работу на уроке.  
2.Кому из своих одноклассников хотел бы поставить «5» за сегодняшний урок.  
3. Все ли было понятно тебе на сегодняшнем уроке:
если все, то поставь знак «+»;
если не совсем, то «+ -»;
если ничего не понял, то «-».  
4.Какую оценку вы хотели бы поставить за сегодняшний урок:
«5», «4», «3», «2».  
VI. Домашнее задание:
§62, упр. 29, практич. задание: «Изготовить модель камеры - обскура».
Закончить эту часть нашего урока я хочу словами «Ученье – свет, неученье тьма»