Рабочая программа кружка по математике Занимательная математика


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
городского округа город Стерлитамак
Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА «УТВЕРЖДАЮ»
МО учителей естественно-
математического цикла
Протокол № _______
от ____ __________2015г. Заместитель директора
______ З.М.Ихсанова
____ __________2015г. Директор МБОУ «СОШ № 14»
_____________ З.З.Нагаева
Введено в действие
Приказ № _____ от _____2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
«Занимательная математика»
Класс 7 А
Педагог дополнительного образования Лукьянчикова Елена Петровна
Количество часов по программе 38 часов
Год составления 2015 год
.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса математический кружок для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований федерального компонента государственного стандарта.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Достижению данных целей способствует организация внеклассной работы, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она позволяет не только углублять знания учащихся в предметной области, но и способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике в форме кружковой деятельности имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
В целях усиления развивающих функций задач, развития творческой активности учащихся, активизации поисково-познавательной деятельности используются творческие задания, задачи на моделирование, конструирование геометрических фигур, задания практического характера.
Данный курс ставит перед собой следующие цели:
Создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки.
Создание условия для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Формирование умения использовать различные языки математики: словесный, символический, графический.
Формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
Создание условия для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность.
Формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Создание условия для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию.
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиция, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В настоящее время большое внимание уделяется прикладной направленности изучаемых в школе дисциплин, в том числе и математики. Обучающиеся должны научиться использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной деятельности. Кроме того при сдаче единого государственного экзамена по математике в контрольно-измерительных материалах (КИМах) в настоящее аремя очень много задач практического и прикладного характера. Систематически проводимая внеклассная работа помогает решить задачи кружковой работы:
Содержание программы
Организационное занятие -1 час
История занимательной математики. Зачем решают задачи в школе.-1 час
Решение задач с помощью уравнений – 3 часа
Графы и их применение в решении задач – 2 часа
Решение олимпиадных задач – 3 часа
В стране удивительных чисел – 1 час
Математика на каждом шагу – 1 час
Модуль числа – 1 час
Логические задачи- 2 часа
Решение задач повышенной сложности – 3 часа
Решение задач на движение – 2 часа
Решение задач на проценты – 1 час
Арифметические ребусы – 1 час
Старинные задачи – 3 часа
Простейшие комбинаторные задачи- 2 часа
Лотереи или вероятность событий. Теория вероятности – 2 часа
Встреча с геометрией. Геометрические головоломки. Геометрия вокруг нас.-3 часа
Выпуск математической газеты – 1 час
Математические игры – 1 час
Приемы быстрого счета – 1 час
Ученые-математики и их открытия – 1 час
Конкурс «Математическая викторина». Итоговое занятие. – 1 час
Результаты освоения программы.
Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
Работать в коллективе и самостоятельно.
Расширить свой математический кругозор.
Пополнить свои математические знания.
Научиться работать с дополнительной литературой.
Научиться применять нестандартные методы решения различных математических задач.
Знать историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.
Рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию.
Учащиеся приобретают и совершенствуют опыт
Планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов.
Решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения.
Исследовательской деятельности, развитие идей, проведение экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач.
Ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
Проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования.
Поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Планирование работы кружка «занимательная математика» составлена на37 учебных занятий (1 час в неделю, включая каникулы).
Материально-техническое и методическое обеспечение
1. Компьютер, проектор, программное обеспечение, использование на занятиях презентаций.
2. Использование на занятиях кружка сайты для любознательных юных математиков.
Литература для учителя.
Деревянкин А.В “ Проценты”: методическая разработка для учащихся Заочной школы “ Юный математик”.– М.: МЦНМО, 2009. – 16 .
Власова Т,Г. “ Предметная неделя математики в школе”.– Изд. 5-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 168 с.
Барышникова Н.В. Нестандартные уроки. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.
Карп А.П. “ Даю уроки математики.: – М.: Просвещение, 1992.
Волошинов А.В. “ Математика и искусство”. – М.: Просвещение 1992.
Минаеват С.С. “ Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
Задания для подготовки к олимпиадам. Математика 7-8 классы. Волгоград, 2011г.
Литература для учащихся.
Клименко Д.В. Задачи по математике для любознательных.- М.: Просвещение, 1991.
Чистяков П.Н. Исторические задачи. –Киев: «Наукова думка», 1960.
Шапиро А.Д. Зачем нужно решать задачи. – М: Просвещение, 1996.
Леман И. Увлекательная математика. _ М: «Мир», 1978.
Барышникова Н.В. “ Контрольные разноуровневые тесты”.– Волгоград: Учитель, 2008. – 115 с.
Гарднер Г. “ Математические головоломки и развлечения”. – М.: “ Мир”, 1971.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
Городского округа город Стерлитамак
Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА «УТВЕРЖДАЮ»
МО учителей естественно-
математического цикла
Протокол № _______
от ____ __________2015г. Заместитель директора
______ З.М.Ихсанова
____ __________2015г. Директор МБОУ «СОШ № 14»
_____________ З.З.Нагаева
Введено в действие
Приказ № _____ от _____2015г.
Календарно-тематическое планирование
Кружка по математике
«Занимательная математика»
для обучающихся 7 класса

Количество часов 38 часов
2015 год
Календарно –тематическое планирование работы математического кружка
№ Тема занятия Кол-во часов Дата по плану Дата фактически Примечание
1 Организационное занятие 1 2.09 2 История занимательной математики. Зачем решают задачи в школе. 1 9.09 3 Решение задач с помощью уравнений 1 16.09 4 Решение задач с помощью уравнений 1 23.09 5 Решение задач с помощью уравнений 1 30.09 6 Графы и их применение в решении задач 1 7.10 7 Графы и их применение в решении задач 1 14.10 8 Решение олимпиадных задач 1 21.10 9 Решение олимпиадных задач 1 28.10 10 Решение олимпиадных задач 1 11.11 11 В стране удивительных чисел 1 18.11 12 Математика на каждом шагу 1 25.11 13 Модуль числа 1 2.12 14 Логические задачи. 1 9.12 15 Логические задачи. 1 16.12 16 Решение задач повышенной сложности 1 23.12 17 Решение задач повышенной сложности 1 30.12 18 Решение задач повышенной сложности 1 13.01 19 Решение задач на движение 1 20.01 20 Решение задач на движение 1 27.01 21 Решение задач на проценты 1 3.02 22 Арифметические ребусы 1 10.02 23 Старинные задачи 1 17.02 24 Старинные задачи 1 24.02 25 Старинные задачи 1 2.03 26 Простейшие комбинаторные задачи 1 9.03 27 Простейшие комбинаторные задачи 1 16.03 28 Лотереи или вероятность событий 1 23.03 29 Теория вероятности 1 30.03 30 Встреча с геометрией 1 6.04 31 Геометрические головоломки 1 13.04 32 Геометрия вокруг нас 1 20.04 33 Выпуск математической газеты 1 27.04 34 Математические игры 1 4.05 35 Приемы быстрого счета 1 11.05 36 Ученые-математики и их открытия 1 18.05 37 Конкурс «Математическая викторина». Итоговое занятие 1 25.05 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
Городского округа город Стерлитамак
Республики Башкортостан
ПАПКА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
КРУЖОК
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Руководитель: Лукьянчикова Е.П.,
учитель математики
г. Стерлитамак
2015-2016 учебный год
Список участников кружка «Занимательная математика»
2015-2016 учебный год
Руководитель: Лукьянчикова Е.П.
День и время занятий- среда, 15.00-15.45 час.
№ Фамилия, имя класс
1 Абдуназарова Руфина 7 А
2 Белоусов Николай 7 А
3 Гиззатуллина Алина 7 А
4 Гумеров Марат 7 А
5 Иванова Дарья 7 А
6 Исматуллаева Рузихон 7 А
7 Ларин Евгений 7 А
8 Лизон Геннадий 7 А
9 Меладзе Диана 7 А
10 Сафиканова Дилара 7 А
11 Сафин Денис 7 А
12 Субхангулова Альбина 7 А
13 Тыров Эдуард 7 А
14 Хисамутдинов Самат 7 А
15 Хусаинов Тагир 7 А
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ № 14»
______________ Нагаева З.З.
Приказ № ______ от ________ 2015г.
РАПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
№ п/п День недели Время занятий
1 среда 15.00 – 15.45 час.