Использование Интернет-ресурсов для формирования навыков аудирования в начальной школе.

Лисица А. В., учитель английского языка
Использование Интернет-ресурсов для формирования навыков аудирования в начальной школе.
Одним из ключевых моментов при изучении английского языка является аудирование. Но как раз восприятие и понимание звучащей речи на слух зачастую вызывает наибольшие трудности в процессе обучения языку, так как оно предполагает преодоление большого количества препятствий, которые обусловлены такими факторами как характер языкового материала, условия предъявления, смысловое содержание, источники информации, а также индивидуальные особенности как говорящего (манера речи, темп, наличие акцента), так и слушающего, его аудитивный опыт и т.д.
В то же время, аудирование является мощным средством обучения, способствуя усвоению лексики и грамматики иностранного языка, его фонетического состава, интонации, ритма и мелодики. Кроме того, аудирование является эффективным средством обучения другим видам речевой деятельности: говорению, чтению и письму. Аудирование - это внутренне активная форма речевой деятельности. Активный характер аудирования объясняется тем, что в его основе лежат процессы частичного моделирования речи. Аудирование опосредуется говорением другого человека, смысловое восприятие не планируется, в ходе слушания разворачиваются аналитические и синтетические операции, продуктом которого является умозаключение. Таким образом, без овладения умением аудирования невозможно общение.

На начальном этапе освоения языка развитие именно этого вида речевой деятельности особенно важно. К сожалению не все учебные пособия, предназначенные для изучения английского в начальной школе, обладают достаточным, хорошо продуманным материалом для аудирования и заданиями к нему. Интернет предоставляет возможность находить, использовать и разрабатывать задания к аудиотекстам сети по различным тематикам, необходимого уровня сложности, использовать уже готовые, модифицировать их с учетом особенностей обучающихся.
Целью данной работы является анализ сайтов, предназначенных для обучения английскому языку, а так же поиск возможностей применения Интернет-ресурсов для формирования навыков аудирования на начальном этапе освоения английского языка. В соответствии с целью выделяются следующие задачи: освоить и провести анализ ресурсов сети, пригодных для использования в начальной школе при обучении английскому языку, рассмотреть возможности их применения во время изучения той или иной темы, разработать рекомендации по их использованию в обучении аудированию детей младшего школьного возраста, сделать вывод о пользе и удобстве применения ресурсов Интернет в образовательном процессе.
При обучении младших школьников аудированию необходимо учитывать психологические особенности данного вида речевой деятельности. Они обусловливают требования к методике обучения. Аудирование разворачивается в несколько этапов:
1. Этап мотивации к аудированию.
2. Этап антиципации (предвидения) вероятного содержания текста.
3. Этап формирования у слушающего установки на характер восприятия и понимания информации.
4. Этап применения информации, полученной путем слуховой рецепции, в ситуации коммуникации, для решения коммуникативной задачи.
Для эффективного обучения умениям аудирования важен выбор аудиотекста. Следует предъявлять текст такого объема и в таком темпе, который соответствует возможностям учеников. Аудиотекст предоставляется 2-3 (возможно и более) раза в зависимости от подготовки детей.
Существует ряд требований, предъявляемых к учебным текстам для развития аудирования. Облегчают понимание:
- интересный сюжет;
- известная и актуальная тема;
- небольшая лингвистическая трудность;
- простые предложения;
- простые логические отношения между высказываниями;
- повторения;
- хронологическая последовательность событий;
- ограниченное количество действующих лиц и предметов;
- возможность связать новую информацию с фоновыми знаниями.
Опыт в прослушивании аутентичных записей благотворно сказывается на развитии умений аудирования. Их использование помогает имитировать на занятиях условия реального общения, создать атмосферу аутентичной ситуации коммуникации. Они служат информационным источником и средством повышения мотивации к изучению языка.
Задания к тексту следует располагать так:
- вопросы, позволяющие судить об общем понимании;
- задания на поиск заданной информации;
- вопросы, требующие обобщения, выводов.
Учитывая данные требования к текстам для прослушивания, их аутентичности, на начальном этапе обучения аудированию детей младшего школьного возраста в своей практике используются следующие ресурсы:
Rong Chang Li Site
http://www.rong-chang.com/kids.htm
Этот очень интересный сайт создан в 1995 году Ронг Чанг Ли, автором первого в США справочника по ESL ресурсам Интернета, изданного в 2001 году. Веб-страницы систематизируются по видам деятельности - чтение, письмо, грамматика, аудирование, дается исчерпывающий список литературы по вопросам методики преподавания иностранных языков, тестированию, компьютерным методам обучения и т.д. Нам в данном случае наиболее интересен раздел для младших школьников ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Здесь можно найти ссылки на ресурсы, содержащие сборники историй. Они могут быть использованы для аудирования с различными целями (извлечения общей и детальной информации, проведения диктантов, и т.д.). Второй раздел, особенно привлекающий внимание, - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Ресурсы представлены по уровню знания языка.
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
На этом сайте приведено большое количество аудиокниг и электронных книг, которые можно «полистать», прослушав текст художественного произведения. Приведены задания, которые могут быть использованы как в качестве подготовки к чтению и прослушиванию книги, так и для закрепления материала. Большой раздел посвящен формированию фонетики и навыков чтения посредством аудирования небольших текстов (рифмовки, стихи, скороговорки). При использовании данного ресурса от учителя необходимо создание заданий на pre-listening (знакомство с необходимой лексикой, подведение к теме произведения).
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
На данном сайте приведены тексты для аудирования простейшего уровня сложности и задания к ним. Кроме того, есть специальное приложение для создания собственных заданий для раздачи. Список тем ограничен, но вполне пригоден для дополнения материала школьного учебника.
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт Британского Совета предлагает массу материалов для прослушивания от песенок до рассказов и сказок. Все они сопровождаются видеорядом, что облегчает понимание текста, а также заданиями к ним. Стоит отметить удобство навигации и наличие тематических рубрик.
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Каталог сайтов для изучения различных сторон англоязычной речи. Истории для малышей сопровождаются видео, могут быть использованы для изучения новой лексики и грамматики, закрепления и обобщения пройденного. Темы разнообразны. Большая ценность этого ресурса в том, что он позволяет использовать задания на аудирование при изучении всех тем школьной программы начального этапа.
Это далеко неполный список Интернет-ресурсов, которые возможно применять в обучении детей аудированию. Но, на мой взгляд, эти ресурсы, достойны наибольшего внимания из мне известных. Анализ данных сайтов позволяет систематизировать аудио-материалы для включения их в программу курса с целью формирования, развития и контроля навыков аудирования. Применение аутентичных текстов различного содержания и характера на начальном этапе дает возможность уже с раннего возраста не испытывать страха перед живой англоязычной речью, стремиться понять услышанное, учиться достигать решения коммуникативной задачи.