РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для практических занятий по дисциплине «Макроэкономика»


ОГАПОУ «Новооскольский колледж»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для практических занятий
по дисциплине ОП 11 «Макроэкономика»
специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка)
студента курс ____ группа _______
_________________________________________________
Фамилия, имя
Новый Оскол
ОДОБРЕНА предметно-
цикловой комиссией
______________________
______________________
Протокол № 1
от «26 » августа 2016 г.
Председатель ПЦК
______Ладыженская Л.П. Составитель:
Холмовая И.П.., преподаватель _____________
(ФИО) (занимаемая должность) (подпись)
Рабочая тетрадь для практических занятий по дисциплине «Макроэкономика» специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка) предназначена для аудиторных занятий студентов среднего профессионального образования. Рабочая тетрадь содержит набор практических заданий по всем темам, предусмотренным календарно-тематическим планом и рабочей программой дисциплины.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………...4
1.Перечень общих и профессиональных компетенций ………..………………5
2. Критерии оценок к практическим занятиям………………………………….5
3.Перечень практических занятий….……………………………………………6
4. Задания к практическим занятиям…...………………………………………..6
Список используемой литературы и интернет источников…………..………35
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая тетрадь предназначена для студентов дневной формы обучения для выполнения практических работ по дисциплине «Макроэкономика» по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). В них содержатся задания по каждой теме, методические указания по их выполнению.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: уметь:
пользоваться методами графического и экономико-математического анализа для определения функциональных поведенческих взаимосвязей между макроэкономическими показателями;
делать расчеты валового национального продукта, национального дохода, личного располагаемого дохода;
анализировать ситуацию макроэкономической нестабильности в РФ и других странах;
пользоваться методами измерения главных макроэкономических показателей;
соотносить и сравнивать достижения разных экономических школ в разработке тех или иных категорий и концепций макроэкономической теории;
применять основные положения и категории макроэкономики к анализу современной экономической ситуации в России;
пользоваться и давать оценку трудам отечественных и зарубежных экономистов в области макроэкономики.
знать:
назначение основных макроэкономических показателей, различия между резидентными и нерезидентными институциональными единицами;
основные макроэкономические показатели, их динамику и последствия (инфляция, занятость, экономический рост и пр.);
индикаторы определения качества и уровня жизни;
систему национального счетоводства,
особенности системы денежного обращения в современных условиях;
механизм взаимодействия реального и финансового секторов экономики;
сравнительный анализ эффективности инструментов денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики государства;
основные теории и модели экономического роста;
основные теории международной торговли, направления международной экономической интеграции;
элементы международной валютно-финансовой системы;
особенности и проблемы переходной экономики.
Рекомендации по выполнению заданий:
При выполнении практической работы необходимо:
- внимательно прочесть задание;
- ответить на вопросы для самопроверки;
- решить задачи;
- сделать выводы по исчисленным показателям;
- выполнить тестовое задание.
После завершения работы необходимо показать ее преподавателю на проверку. Если в ходе работы возникли вопросы по методике выполнения, необходимо обратиться за консультацией к преподавателю.
1.ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить профессиональные и общие компетенции:
Профессиональные компетенции:
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности
Общие компетенции:
OK1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
2. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Оценка «отлично» выставляется студенту, если нет ошибок при ответе на теоретические вопросы и правильно выполнено задание практического характера.
Оценка «хорошо» выставляется студенту, если допущены незначительные ошибки при ответе на теоретические вопросы и верно выполнено задание практического характера.
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если допущены незначительные ошибки при ответе на теоретические вопросы, задание практического характера выполнено с ошибками.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если допущены значительные ошибки при ответе на теоретические вопросы, не выполнено задание практического характера.
3.ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
№ ПЗ Тема Наименование работы Количество часов
1 Тема 2. Основные макроэкономические показатели. Расчет основных макроэкономических показателей 2
2,3,4 Тема 3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Решение ситуационных задач с использованием законов спроса и предложения. 6
5 Тема 4. Макроэкономическая нестабильность в современных условиях Решение ситуационных задач по построению «кривой Лоренца» и «кривой Филипса» 2
6 Тема 5. Государственное воздействие на экономику Роль государства в рыночной экономике 2
7 Бюджетно-налоговая политика государства 2
8 Денежно-кредитная политика государства 2
9 Тема 6. Равновесие товарного и денежного рынков: прогнозирование и анализ Решение ситуационных задач по нахождению различных видов издержек производства. 2
10 Общее равновесие на рынке благ и денег: модель IS-LM 2
ИТОГО 20
4. ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Практическая работа № 1
РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Цель занятия: овладеть методикой расчета основных экономических показателей
Приобретаемые умения и навыки: умение рассчитывать основные макроэкономические показатели
Норма времени: 2 часа.
Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь, вычислительная техника
Проследите взаимосвязь основных макроэкономических показателей
Валовой внутренний продукт =
Чистый внутренний продукт = ? – амортизационные отчисления
Валовой национальный доход = Валовой национальный продукт – ?Личный доход = Валовой национальный доход – ?Располагаемый личный доход = Личный доход – ?РЕШИТЕ ЗАДАЧИ:
Задача 1. По данным таблицы рассчитайте:
а) объём ВНП по потоку расходов;
б) объём ВНП по потоку доходов;
в) объём ЧНП; г) объём НД.
Счёт Млрд. ден. ед.
1. Нераспределенная прибыль корпораций
2. Чистый экспорт
3. Дивиденды
4. Налоги на прибыль корпораций
5. Государственные закупки товаров и услуг
6. Доход от индивидуальных вложений
7. Процент
8. Арендная плата
9. Валовые частные внутренние инвестиции
10. Заработная плата наемных работников
11. Косвенные налоги на бизнес
12. Объём потребленного капитала
13. Личные потребительские расходы 10
20
10_
150
100_
340
400
25
610
3000
410
500
33_ _
Решение:
а) Исходя из основного макроэкономического тождества:
ВНП (Y) = С + I + G + Xn,
где С - потребительские расходы,
G - государственные закупки товаров и услуг,
I - инвестиции валовые,
Xn - чистый экспорт.
Складываем показатели потребительских расходов, валовых инвестиций, государственных закупок и чистого экспорта. Получим ВНП по расходам.
б) ВНП по доходам определяем путем сложения нераспределенной прибыли корпораций, дивидендов, налогов на прибыль корпораций, доходов от индивидуальных вложений, процентов, арендной платы, заработной платы наемных работников косвенных налогов на бизнес, объёма потребленного капитала (амортизации).
ВНП по расходам равен ВНП по доходам.
в) ЧНП = ВНП – амортизация;
г) НД = ЧНП – косвенные налоги на бизнес;
Задача 2. Имеются следующие данные по экономике гипотетической страны за год ( млрд. ден. ед)

Счета млрд. ден. ед.
_________________________________________________________
Трансфертные платежи 4
Валовые внутренние инвестиции 16
Косвенные налоги на бизнес 7
Личные подоходные налоги 2, _
Чистый экспорт 1, 5
Нераспределенные прибыли корпораций 3
Амортизация 8
Личные потребительские расходы 78
Налоги на прибыль корпораций 2
Взносы на социальное страхование 0, 5
Государственные закупки товаров и услуг 8, _
Рассчитайте: а) показатель ВНП,
б) личного располагаемого дохода,
в) величину частных сбережений (Sp).
Решение:
а) Исходя из данных приведенных в условии задачи, можно рассчитать ВНП по расходам (для расчета по доходам не хватает информации).
ВНП (Y) = С + I + G + Xn;
б) Чтобы рассчитать величину личного располагаемого дохода, вы должны найти вначале чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД) и личный доход (ЛД):
ЧНП = ВНП - амортизация;
НД = ЧНП – косвенные налоги на бизнес
ЛД = НД – взносы на социальное страхование - нераспределенная прибыль корпораций - налоги на прибыль корпораций + трансфертные платежи.
Располагаемый личный доход (РЛД) равен личному доходу за вычетом подоходных налогов:
в) Располагаемые личные доходы используются на потребление, а часть превращается в сбережения (Sp). Следовательно, частные сбережения могут быть получены путем вычитания личных потребительских расходов из располагаемого личного дохода: Sp = РЛД – С .Задача 3.
ВНП равен 60_ _ ден. ед. Потребительские расходы равны 420_ ден. ед., государственные расходы равны 9_0 ден.ед., а чистый экспорт равен 12_ ден. ед. Рассчитайте:
а) величину валовых и чистых инвестиций;
б) объём импорта при условии, что экспорт равен 450 ден. ед.;
в) ЧНП при условии, что амортизация равна 200 ден. ед.
Решение:
а) Исходя из основного макроэкономического тождества
ВНП = С + I + G + Xn, где С - потребительские расходы, G - государственные закупки товаров и услуг, I - валовые инвестиции, Xn - чистый экспорт, находим валовые инвестиции:
I = ВНП - С - G - Xn
Чистые инвестиции = валовые инвестиции – амортизация
б) Импорт = Экспорт – Чистый экспорт
в) ЧНП = ВНП – амортизация
Практическая работа № 2,3,4
РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАКОНОВ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Цель занятия: научиться: 1. строить кривые спроса и предложения
2. находить равновесную цену и равновесное количество товаров
3. определять общее изменение спроса
4. находить показатели эластичности спроса
Приобретаемые умения и навыки: уметь строить кривые спроса и предложения, рассчитывать показатели эластичности спроса
Норма времени: 6 часов.
Оснащение рабочего места: рабочие тетради, вычислительная техника.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Практическое занятие №2
ЗАДАНИЕ №1. Запланированы следующие годовые показатели рыночного спроса и предложения на товар А.
Цена одного изделия усл. ед. 8 16 24 32 40
Предложения S, млн. шт. 10 30 50 70 90
Спрос Д, млн. шт. 70 60 50 40 30
Необходимо:
Начертить кривую спроса Д и кривую предложения предложенного товара А.
Чему равна равновесная цена и равновесное количество товаров на этом рынке?
Если рыночная цена на единицу изделия составляет 8 усл. ед. и 32 усл. ед., что характерно для данного рынка: излишки или дефицит?
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ
Для решения этой задачи необходимо построить кривую спроса Д и кривую предложения товара А на основании данных приведенных в таблице. Для этого нужно начертить оси координат. На оси У отложить цену товара А(Р), а на оси Х – объем спроса и предложения товара А ( Q )
В результате построения получается две кривые, которые пересекутся в точке рыночного равновесия. Этой точке будет соответствовать определенная равновесная цена и определенное равновесное количество товаров. Далее по графику необходимо определить объем спроса на товар А при цене 8 усл. ед. и 32 усл. ед.
ЗАДАНИЕ №2. Как влияют перечисленные в таблице 1 факторы на спрос и предложение? Охарактеризуйте их влияние с помощью кривых спроса и предложения (поставьте «галочки» в колонках, название которых характеризует эффект изменения.Таблица 1
Влияние различных факторов на спрос и предложение
Фактор (при прочих равных условиях) Сдвиг кривой спроса Движение вдоль кривой спроса Сдвиг кривой предложен. Движение вдоль кривой предложен.
1. Изменение цен на конкурирую-щие товары 2. Внедрение новой технологии 3. Изменение моды на товар 4. Изменение потребительских расходов 5. Изменение цен на сырье Для решения этой задачи необходимо знание неценовых факторов, влияющих на изменение спроса и предложения.
ЗАДАНИЕ №3. Как изменится валовый доход предложения, если:
а) цена товара снижается, а спрос – эластичный
б) цена товара увеличивается, а спрос – неэластичный
в) цена растет, а спрос – эквивалентный
г) цена падает, а спрос – абсолютно неэластичный
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:
ВД = Р х Q (1)
где: ВД – валовый доход
Р – цена
Q – количество реализованной продукции
Для решения представленных в исходных данных комбинаций необходимо знание видов спроса по цене.
Практическое занятие № 3
ЗАДАНИЕ №4. Определить общее изменение спроса (Q ) сделать вывод.
Исходные данные:
Товары характеризуются следующими показателями эластичности спроса
1) коэффициент эластичности по цене (к. эл. ц.) равен – 3
2) коэффициент эластичности по доходу (к. эл. ц.) равен – 0,5
В следующем году ожидается:
- повышение дохода населения на 20%
- увеличение цены на 10%
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:
Для решения данной задачи необходимо знание следующих формул:
а) коэффициент эластичности спроса по цене:
изменение спроса на товар (в %)
Кэл. ц. = ------------------------------------------------- (2)
изменение цены товара (%) изменение спроса на товар (в %)
Кэл. д. = ------------------------------------------------- (3)
изменение дохода (%)Используя формулу 2 находим изменение спроса за счет изменения цены товара, а применяя формулу 3, вычисляем изменение спроса на товар за счет изменения дохода. В заключении находим общее изменение спроса и делаем вывод: что произошло со спросом?
ЗАДАНИЕ №5. Рассчитать коэффициент эластичности. К какой группе товаров относятся товары Х и У?
Исходные данные:
Цена товара Х возросла со 100 р. до 200 р. В результате чего спрос на товар Х снизился с 3000 шт. до 2000 шт., а спрос на товар У возрос с 1000 шт. до 1500 шт.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:
Коэффициент перекрестной эластичности равен:
изменение спроса на товар У ( %)Кэл. пер. = ------------------------------------------------- (4)
изменение цены на товар Х (%)Если Кэл. пер. > 0, то товары Х и У – субституты;
Если Кэл. пер. < 0, то товары Х и У – комплиентыПрактическое занятие № 4
ЗАДАНИЕ №6. Запланированы следующие месячные показатели рыночного спроса и предложения на товар В:
Цена (Р) руб. шт. 12,0 11,0 10,5 9,5 9,0 8,5 8,0 2,0
Предложение S, тыс. шт. 10,0 9,0 8 6,5 6,0 5,5 5,0 4,0
Спрос (Д), тыс. шт. 3,0 4,0 4,5 5,0 6,0 7,3 8,8 10,2
Изобразите на одном графике кривые спроса Д и предложения и положите на осях координат величины равновесной цены (Р) и равновесного количества товаров ( Д )
Налог Ра добавленную стоимость растет. Покажите с помощью пунктирной линии на построенном графике, какие предполагаемые последствия это может иметь для спроса.
ЗАДАНИЕ №7. Определите к какой группе товаров относятся товары А и В: субституты или комплиенты?
Исходные данные:
Цена товара А возросла. В результате спрос на этот товар снизился на 30%, а спрос на товар В возрос на 20%.
Рассчитать: 1. Изменение цены товара А, если известно, что его ценовая эластичность спроса эквивалентна;
2. Коэффициент перекрестной эластичности
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:
1. Находим изменение цены товара, используя формулу 2, но учитывая при этом, что эластичность спроса эквивалентная. Эквивалентная эластичность предполагает, что величины спроса и предложения изменяются одинаково. Поэтому эту эластичность еще называют единичной.
По значению коэффициента перекрестной эластичности (формула 4) определяет к какой группе товаров относится товары А и В.
ЗАДАНИЕ №8. Определить денежную выручку коэффициент эластичности и тип эластичности спроса на товары, представленные в таблице.
показатели Цена единицы товара
Сеялки Трактора комбайны
18 13 75 60 150 135
Количество продаж (шт.) 3 4 8 10 2 3
Денежная выручка (тыс. руб.) Коэффициент эластичности Тип эластичности МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:
Денежная выручка = цена единицы продукции х количество продаж.
Коэффициент ценовой эластичности находим по формуле 2 и по его значению определяем тип эластичности.
Если Кэл. ц > 1, то спрос эластичный
Если Кэл. ц < 1, то спрос неэластичный
Если Кэл. ц = 1, то спрос единичный
ЗАДАНИЕ №9. Рассчитать эластичности спроса на хлебобулочные изделия по следующим данным:
Исходные данные:
За предыдущий год цены возросли в 1,3 р., а средняя душевая продажа сократилась с 87 до 82 кг.
Как изменится среднедушевая продажа в следующем году, если по прогнозам цены возросла на 23%.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
О чем гласит закон предложения?
Что такое спрос?
Какова зависимость между ценой товара и величиной спроса?
Чему равен коэффициент перекрестной эластичности?
Практическая работа № 5
Решение ситуационных задач по построению «кривой Лоренца» и «кривой Филипса»
Цель: Научиться строить «кривую Лоренца» и кривую Филипса» и определять их методологическое значение
Приобретаемые умения и навыки: Уметь строить «кривую Лоренца», «кривую Филипса», определять реальный доход и его темпы роста и прироста
Норма выполнения: 2 часа
Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь, вычислительная техника
Содержание и последовательность выполнения задания.
Задание № 1.
Кривая Лоренца за пять лет сдвинулась дальше от биссектрисы. Что это означает:
а) достижение всеобщего социального равенства
б) усиление дифференциации доходов населения
в) повышение жизненного уровня населения
Задание № 2.
Коэффициент Джини вырос в стране за 5 лет с 0,22 до 0,35. Это означает, что:
а) среднедушевые реальные доходы уменьшены
б) дифференциация доходов усилилась
в) доля семей, доход которых ниже прожиточного минимума, снизился
Задание № 3.
Если разбить население России на 10 равных по численности групп то доля каждой группы в общих доходах населения составила (примерно):
Группа населения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Доля населения в % 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10
Доля в доходах % 2 3 4 7 7 8 8 9 20 30
Начертите кривую Лоренца наглядно показывающих степень дифференциации доходов различных групп, что означает эта кривая?
Задание № 4
Ниже приведены условные данные о динамике безработицы и индексы цен:
1 год 2 год 3 год 4 год 5 год
Норма безработицы, % 7 6 5 4,5 3,0
Индекс цен 1,10 1,15 1,20 1,40 1,50
Начертите график, характеризующий кривую ФиллипсаЗадание №5
Ниже приведены данные о среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников в целом по экономике Российской Федерации
Годы 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год
Среднемесячная зарплата, руб. 18638 20952 23369 26629 29792 32495 34030
Определите индекс прироста номинальной зарплаты для каждого из приведенных периодов.
Задание № 6
Заполните таблицу, принимая каждый предыдущий год за базисный
Динамика дохода
Показатели 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год
Номинальный доход трлн. руб500 622 600 880 980
Индекс цен 1,2 1,3 0,9 1,4 1,1
Реальный доход трлн. рубТемпы роста номинальные Темпы роста реальные Темпы прироста номинального дохода Темпы прироста реального дохода Контрольные вопросы:
1. Что показывает кривая Лоренца?
2. Что означает коэффициент Джини?
3. Какую взаимосвязь характеризует кривая Филипса?
4. Как рассчитать индекс цен?
5. Чем номинальный доход отличается от реального дохода?
Практическая работа № 6
Роль государства в рыночной экономике
Цель занятия: Научиться строить кривую производственных возможностей
и определять полезность товара.
Приобретаемые умения и навыки: уметь строить кривую производственных возможностей, анализировать показания точек, лежащих на графике, внутри и за его приделами, умет рассчитывать предельную полезность товара.
Норма времени: 2 часа.
Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь, вычислительная техника
ЗАДАНИЕ 1. Производственные возможности выпуска военной продукции и гражданских товаров представлены в таблице № 1
Возможности выпуска продукции
Вид продукции Производственные альтернативы
А В С Д Е
1.Тракторы (млн. шт.) 0 4 6 8 10
2.Ракеты (тыс. шт.) 32 29 23 14 0
Требуется:
1) Изобразить данные о производственных возможностях графически. Что показывают точки на кривой?
2) Обозначить на графике производственных возможностей току К внутри зоны, ограниченной кривой.
3)Обозначит точку Н вне зоны ограниченной кривой. Что показывает точка Н ?4) Определить каковы будут издержки на производство дополнительного миллиона тракторов или дополнительной тысячи управляемых ракет, если точка переместиться из точки С в точку Д.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ
При решении задачи необходимо построить оси координат. На оси х отложить производство тракторов (тыс. шт.), а на оси у – производство управляемых ракет
( млн. шт.).
Чтобы получить кривую производственных возможностей, необходимо зафиксировать цифры таблицы и соединить их.
Все точки на кривой производственных возможностей обозначить так. Как это отмечено в таблице. Точки внутри и вне кривой обозначаются произвольно.
ЗАДАНИЕ 2.Покупатель регулярно приобретает хлеб и молоко. В таблице показана полезность, которую он получает от потребления различного количества этих продуктов. Цена батона – 8руб., цена молока – 17 руб.
Полезность потребления молока и хлеба
количество
батонов и молока
ХЛЕБ МОЛОКО
совокупная
полезность предельная
полезность
MV MV
P совокупная
полезность предельная
полезность
MV MV
P
1 57 - - 360 - -
2 111 630 3 156 810 4 196 945 5 232 1050 6 265 1140 7 295 1215 8 322 1275 9 347 1320 10 371 1350 1) предположим, что человек потребляет 2 буханки хлеба и 3 литра молока.
Сколько денег тратит человек на приобретение этих продуктов? Какую полезность он получит от потребления такой комбинации товаров?
2) рассчитайте предельную полезность, которую получает покупатель от потребления молока и хлеба ( MV).
3)Рассчитайте отношение предельной полезности к цене для каждого товара MV
P
4)При какой полезности двух товаров полезность окажется максимальной
5) Сделайте вывод по таблице.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ
Данная задача представлена в виде таблицы. В которой нужно определить предельную полезность потребления хлеба и молока.
Предельная полезность определяется как разность значений последующих и предыдущих величин совокупной полезности представленных товаров.
Следовательно, чтобы рассчитать предельную полезность двух батонов хлеба, необходимо из 111 вычесть 57. Затем полученные значения предельной полезности хлеба и молока нужно соотнести с ценой товара.
Например: для двух батонов хлеба это будет MV = 54 : 3.
P
Рассчитав таблицу таким образом, необходимо определить ту комбинацию хлеба и молока, при которой полезность окажется максимальной. Для этого в таблице нужно найти максимальное значения отношения MV по хлебу и по молоку.
Р Данная комбинация хлеба и молока будет приносит максимальную полезность потребителя.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Почему возникает проблема выбора?
2.Что показывает « кривая производственных возможностей?
3.О чем говорят точки, лежащие на кривой производственных возможностей.
4.Что такое предельная полезность?
5.Что является единицей измерения полезности.
Практическая работа № 7
Бюджетно-налоговая политика государства
Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме
Норма времени: 2 часа.
Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь
Выполните тестовое задание
Вариант №1
1. Укажите три основных свойства денег
А) делимость;
Б) различаемость, узнаваемость;
В) маленький размер;
Г) недоступность;
Д) стабильность;
Е) неподдельность.
2. Укажите три основных условия выдачи кредита
А) срочность;
Б) выгодность;
В) безвозмездность;
Г) бессрочность;
Д) платность;
Е) возвратность.
3. Укажите три основные функции Центрального банка
А) выдача кредитов частным лицам;
Б) выдача кредитов предприятиям;
В) эмиссия денежных знаков;
Г) регулирование денежного обращения в соответствии с потребностями экономики;
Д) хранение золотовалютных резервов страны;
Е) привлечение вкладов от населения;
Ж) операции по привлечению и хранению средств на счетах в банках.
4. Кредит, предоставляемый под залог недвижимого имущества, называется -…
А) ипотечным;
Б) банковским;
В) коммерческим;
Г) лизинговым.
5. Для того, чтобы определить количество бумажных денег, необходимое для обращения, надо привязать его к…
А) запасам золота в стране;
Б) валютным резервам;
В) сумме цен товаров и услуг;
Г) доходам населения.
6. Правом эмиссии денег в Российской Федерации наделен:
А) Международный банк;
Б) коммерческий банк;
В) отраслевой банк;
Г) Сберегательный банк;
Д) Центральный банк РФ;
Е) инновационный банк.
7. Процент по кредиту- это…
А) себестоимость банковских услуг;
Б) цена денег, выдаваемых в качестве кредита;
В) цена труда банковских служащих;
Г) цена товаров, которые можно купить за деньги, полученные в качестве кредита.
8. К активным операциям банка относятся:
А) операции по привлечению и хранению средств на счетах в банках;
Б) прием вкладов;
В) операции по размещению банками имеющихся в их распоряжении ресурсов;
Г) получение банком кредитов от Центрального банка.
9. Вы берете в банке кредит в размере 100 тыс. руб. под 100% годовых, сроком на 2 года. По
истечении этого срока вы заплатите банку:
А) 300 тыс. руб.
Б) 100 тыс. руб.
В) 200 тыс. руб.
Г) 400 тыс. руб.
10. При покупке хлеба в магазине деньги выполняют функцию…
А) средства обращения;
Б) средства накопления;
В) средства платежа;
Г) меры стоимости;
11. Установите соответствие между функциями денег
1. Средство обращения;
2. Мера стоимости;
3. Средство платежа;
4. Средство накопления.
А) деньги выражают стоимость товаров;
Б) деньги используются для обмена товарами и услугами;
В) деньги сберегаются для будущих покупок товаров и услуг;
Г) деньги используются для выплат без прямого обмена на товары.
12. Укажите один из инструментов денежно-кредитной политики государства
А) сбор средств в бюджет;
Б) эмиссия денег;
В) изменение нормы резервов;
Г) изменение государственных расходов;
Д) финансирование бюджетных организаций.
13. Письменное свидетельство о том, что в банк внесена определенная сумма денег, и владелец её по истечении определенного срока имеет право получить свой вклад и проценты
А) вексель;
Б) сберегательный сертификат;
В) акция;
Г) облигация.
14. Второй уровень банковской системы – это…
А) Международный банк;
Б) отраслевые банки;
В) коммерческие банки;
Г) Центральный банк РФ;
Д) ипотечные банки;
Е) инвестиционные банки.
15. Сберегательный банк специализируется на…
А) использовании средств для приобретения ценных бумаг;
Б) предоставлении кредитов под залог;
В) приеме и хранении вкладов от населения;
Г) хранении золотовалютных резервов страны.
Вариант №2
1. Укажите две составляющих наличных денег
А) золотые слитки;
Б) пластиковые карточки;
В) электронные деньги;
Г) чеки;
Д) бумажные деньги;
Е) разменная мелочь;
Ж) векселя.
2. Укажите три основных инструмента денежно-кредитной политики
А) изменение учетной ставки;
Б) изменение налоговых ставок;
В) изменение доходов населения;
Г) изменение нормы обязательных резервов;
Д) операции на открытом рынке;
Е) изменение уровня минимальной оплаты труда;
Ж) изменение государственных расходов.
3. К полноценным деньгам относят:
А) вексель;
Б) кредитную карточку;
В) золотую монету;
Г) чек.
4. Богатым человеком можно считать того, кто накопил много …
А) золота и серебра;
Б) бумажных денег;
В) товаров;
Г) валюты.
5. При выплате стипендии деньги выполняют функцию:
А) средства обращения;
Б) средства платежа;
В) меры стоимости;
Г) средства накопления.
6. В состав денежной массы государства не входят:
А) бумажные деньги;
Б) облигации государственного займа;
В) металлические деньги;
Г) акции предприятий.
7. Магазин предлагает купить товар, который можно оплатить в течение года. Этот кредит
является:
А) банковским;
Б) торговым;
В) потребительским;
Г) коммерческим.
8. Первый уровень банковской системы – это…
А) Центральный банк;
Б) коммерческие банки;
В) инвестиционные банки;
Г) инновационные банки;
Д) иностранные банки.
9. Прибыль банка – это…
А) процент по депозитам;
Б) процент по кредитам;
В) разница между ставками процента по кредитами и депозитам;
Г) разница между всеми доходами и расходами.
10. Установите соответствие между видами денег.
1. Полноценные деньги;
2. Кредитные деньги;
3. Наличные деньги;
4. Безналичные деньги.
А) вексель;
Б) разменные монеты;
В) пластиковая карточка;
Г) серебряная монета.
11. Укажите последовательность основных этапов возникновения денег
А) выделение товаров-посредников;
Б) зарождение товарного производства;
В) использование в качестве товарных эквивалентов серебра и золота;
Г) увеличение количества обменных операций.
12. Взятые в кредит деньги должны быть обязательно возвращены. Этот принцип кредитования называется…
А) обеспеченность;
Б) гарантия;
В) плотность;
Г) срочность;
Д) возвратность.
13. Первичный рынок ценных бумаг – это…
А) сделки купли-продажи по ранее выпущенным ценным бумагам;
Б) фондовый рынок;
В) купля-продажа ценных бумаг;
Г) приобретение ценных бумаг владельцами сбережений при их выпуске.
14. Пассивные операции банка – это…
А) операции, включающие в себя срочные и бессрочные ссуды;
Б) различные расчетные операции, выполняемые банком по просьбе клиентов;
В) операции, с помощью которых образуются денежные средства банка;
Г)эмиссия денег.
15. Долговое обязательство, свидетельствующие о безусловной уплате определенной суммы денег в определенный срок владельцу этого обязательства называется …
А) Сберегательный сертификат;
Б) вексель;
В) акция;
Г) облигация;
Д) казначейское обязательство.
Вариант №3
1. Укажите один из инструментов денежно-кредитной политики государства
А) сбор средств в бюджет;
Б) эмиссия денег;
В) изменение нормы резервов
Г) изменение государственных расходов;
Д) финансирование бюджетных организаций.
2. Письменное свидетельство о том, что в банк внесена определенная сумма денег и владелец её по истечение определенного срока имеет право получить свой вклад и проценты
А) вексель;
Б) сберегательный сертификат;
В) акция;
Г) облигация.
3. Второй уровень банковской системы – это…
А) Международный банк;
Б) отраслевые банки;
В) коммерческие банки;
Г) Центральный банк РФ;
Д) ипотечные банки;
Е) инвестиционные банки.
4. Сберегательный банк специализируется на…
А) использовании средств для приобретения ценных бумаг;
Б) предоставлении кредитов под залог;
В) приеме и хранении вкладов от населения;
Г) хранении золотовалютных резервов страны.
5. Установите соответствие между функциями денег
1. Средство обращения;
2. Мера стоимости;
3. Средство платежа;
4. Средство накопления.
А) деньги выражают стоимость товаров;
Б) деньги используются для обмена товарами и услугами;
В) деньги сберегаются для будущих покупок товаров и услуг;
Г) деньги используются для выплат без прямого обмена на товары.
6. Кредит, предоставляемый под залог недвижимого имущества, называется -…
А) ипотечным;
Б) банковским;
В) коммерческим;
Г) лизинговым.
7. Вы берете в банке кредит в размере 100 тыс. руб. под 100% годовых, сроком на 2 года. По
истечении этого срока вы заплатите банку:
А) 300 тыс. руб.
Б) 100 тыс. руб.
В) 200 тыс. руб.
Г) 400 тыс. руб.
8. Для того, чтобы определить количество бумажных денег, необходимое для обращения, надо привязать его к…
А) запасам золота в стране;
Б) валютным резервам;
В) сумме цен товаров и услуг;
Г) доходам населения.
9. При покупке хлеба в магазине деньги выполняют функцию…
А) средства обращения;
Б) средства накопления;
В) средства платежа;
Г) меры стоимости;
10. Укажите три основных свойства денег
А) делимость;
Б) различаемость, узнаваемость;
В) маленький размер;
Г) недоступность;
Д) стабильность;
Е) неподдельность.
11. Процент по кредиту- это…
А) себестоимость банковских услуг;
Б) цена денег, выдаваемых в качестве кредита;
В) цена труда банковских служащих;
Г) цена товаров, которые можно купить за деньги, полученные в качестве кредита.
12. К активным операциям банка относятся:
А) операции по привлечению и хранению средств на счетах в банках;
Б) прием вкладов;
В) операции по размещению банками имеющихся в их распоряжении ресурсов;
Г) получение банком кредитов от Центрального банка.
13. Укажите три основных условия выдачи кредита
А) срочность;
Б) выгодность;
В) безвозмездность;
Г) бессрочность;
Д) платность;
Е) возвратность.
14. Правом эмиссии денег в Российской Федерации наделен:
А) Международный банк;
Б) коммерческий банк;
В) отраслевой банк;
Г) Сберегательный банк;
Д) Центральный банк РФ;
Е) инновационный банк.
15. Укажите три основные функции Центрального банка
А) выдача кредитов частным лицам;
Б) выдача кредитов предприятиям;
В) эмиссия денежных знаков;
Г) регулирование денежного обращения в соответствии с потребностями экономики;
Д) хранение золотовалютных резервов страны;
Е) привлечение вкладов от населения;
Ж) операции по привлечению и хранению средств на счетах в банках.
Вариант №4
1. Взятые в кредит деньги должны быть обязательно возвращены. Этот принцип кредитования называется…
А) обеспеченность;
Б) гарантия;
В) плотность;
Г) срочность;
Д) возвратность.
2. Первичный рынок ценных бумаг – это…
А) сделки купли-продажи по ранее выпущенным ценным бумагам;
Б) фондовый рынок;
В) купля-продажа ценных бумаг;
Г) приобретение ценных бумаг владельцами сбережений при их выпуске.
3. Пассивные операции банка – это…
А) операции включающие в себя срочные и бессрочные ссуды;
Б) различные расчетные операции, выполняемые банком по просьбе клиентов;
В) операции, с помощью которых образуются денежные средства банка;
Г)эмиссия денег.
4. Долговое обязательство, свидетельствующие о безусловной уплате определенной суммы денег в определенный срок владельцу этого обязательства называется …
А) Сберегательный сертификат;
Б) вексель;
В) акция;
Г) облигация;
Д) казначейское обязательство.
5. Укажите последовательность основных этапов возникновения денег
А) выделение товаров-посредников;
Б) зарождение товарного производства;
В) использование в качестве товарных эквивалентов серебра и золота;
Г) увеличение количества обменных операций.
6. Богатым человеком можно считать того, кто накопил много …
А) золота и серебра;
Б) бумажных денег;
В) товаров;
Г) валюты.
7. Установите соответствие между видами денег.
1. Полноценные деньги;
2. Кредитные деньги;
3. Наличные деньги;
4. Безналичные деньги.
А) вексель;
Б) разменные монеты;
В) пластиковая карточка;
Г) серебряная монета.
8. При выплате стипендии деньги выполняют функцию:
А) средства обращения;
Б) средства платежа;
В) меры стоимости;
Г) средства накопления.
9. В состав денежной массы государства не входят:
А) бумажные деньги;
Б) облигации государственного займа;
В) металлические деньги;
Г) акции предприятий.
10. Магазин предлагает купить товар, который можно оплатить в течение года. Этот кредит
является:
А) банковским;
Б) торговым;
В) потребительским;
Г) коммерческим.
11. Укажите три основных инструмента денежно-кредитной политики
А) изменение учетной ставки;
Б) изменение налоговых ставок;
В) изменение доходов населения;
Г) изменение нормы обязательных резервов;
Д) операции на открытом рынке;
Е) изменение уровня минимальной оплаты труда;
Ж) изменение государственных расходов.
12. Прибыль банка – это…
А) процент по депозитам;
Б) процент по кредитам;
В) разница между ставками процента по кредитами и депозитам;
Г) разница между всеми доходами и расходами.
13. К полноценным деньгам относят:
А) вексель;
Б) кредитную карточку;
В) золотую монету;
Г) чек.
14. Укажите две составляющих наличных денег
А) золотые слитки;
Б) пластиковые карточки;
В) электронные деньги;
Г) чеки;
Д) бумажные деньги;
Е) разменная мелочь;
Ж) векселя.
15. Первый уровень банковской системы – это…
А) Центральный банк;
Б) коммерческие банки;
В) инвестиционные банки;
Г) инновационные банки;
Д) иностранные банки.
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ № 2
1. Какие доходы от местных налогов зачисляются в бюджеты поселений :1. земельный налог 2. НДС3. налог на имущество физических лиц4. транспортный налог 2. Кто определяет назначения и структуру кодов бюджетной классификации РФ :1. Государственная Дума РФ2. Министерство финансов РФ 3. Совет Министров РФ4. Совет Федерации РФ3. По каким нормативам распределяются между бюджетами РФ акцизы на алкогольную продукцию:1. 75% 2. 100% 3. 60% 4. В каком году в России был составлен первый бюджет :1. 1551 2. 1641 3. 18615. Классификация расходов бюджетов РФ- это :1. группировка социальных программ, финансируемых бюджетами всех уровней2. группировка объектов, финансируемых бюджетами всех уровней3. группировка расходов бюджетов всех уровне бюджетной системы РФ 6. Основной принцип бюджетных полномочий государственных органов власти субъектов РФ и органы местного самоуправления — это:1. самостоятельность 2. подотчетность3. бессрочность7. Бюджет выполняет следующую главную задачу:1. Предоставление международного кредита2. Перераспределение ВВП 8. К безвозмездным поступлениям относятся:1. иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ 2. дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ 3. субвенции из федерального бюджета или из бюджетов субъектов РФ 4. доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах обществ5. прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий9. Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти направляются:1. на финансирование обеспечение непредвиденных расходов 2. на финансирование учебных заведений3. на финансирование капитального строительства10. Размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти не может превышать:1. 3% утвержденного общего объема расходов, установленных законами о соответствующих бюджетах 2. 10 % утвержденного общего объема расходов, установленных законами о соответствующих бюджетах3. 5 % утвержденного общего объема расходов, установленных законами о соответствующих бюджетах11. Бюджетная классификация РФ- это:1. группировка источников финансирования дефицитов бюджета бюджетной системы РФ2. группировка бюджетов бюджетной системы РФ3. группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета бюджетной системы РФ 12. Какая особенность расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов:1. свободное инвестирование средств2. расходование в соответствие с текущими потребностями исполнительных органов3. строгое целевое назначение расходов 13. Средства обязательного социального страхования являются:1. федеральной государственной собственностью 2. смешанной собственностью3. собственностью страховщика14. Какой федеральный орган осуществляет внешнюю проверку годового отчета об исполнение федерального бюджета:1. Счетная палата РФ 2. Министерство финансов РФ3. Федеральное казначейство15. С каким понятием связан механизм перераспределения бюджетных ассигнований:1. бюджетным федерализмом 2. возвратности3. открытости
16. Какие доходы подлежат зачислению в бюджет:1. межбюджетные трансферты2. налоговые доходы 3. неналоговые доходы 17. Не позднее скольких дней до дня внесения проекта закона о федеральном бюджете в ГД РФ вносится закон в правительство РФ:1. 20 2. 15 3. 3018. Для изъятия избыточной денежной массы из экономики были созданы:1. фонд поддержки экономики2. резервный фонд 3. фонд национального благосостояния4. фонд финансирования дорожного строительства19. Цель создания федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ:1. выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ 2. повышение благосостояния населения субъекта РФ3. повышение инвестиционной привлекательности субъекта РФ20. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — это:1. индивидуально безвозмездные обязательные платежи, которые выплачиваются в бюджет Пенсионного Фонда РФ2. индивидуально возмездные обязательные платежи, которые выплачиваются в бюджет Пенсионного Фонда РФ 3. индивидуально безвозмездные не обязательные платежи, которые выплачиваются в бюджет Пенсионного Фонда РФ21. Перечислите доходы, формирующие бюджет федеральным фондом обязательного медицинского страхования:1. неналоговые доходы 2. налоговые доходы 3. межбюджетные трансферты22. Государственный бюджет — это:1. Золотовалютный резерв государства2. Общегосударственные финансы, территориальные финансы, финансы хозяйствующих субъектов3. важнейшее звено хозяйственной системы, обеспечивающее перераспределение национального дохода
23. Расходы бюджета — это:1. денежные средства, выплачиваемые из бюджета, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета 2. денежные средства, выплачиваемые из бюджета, включая источники, финансирования дефицита бюджета3. денежные средства, выплачиваемые из бюджета, государственной корпорации24. Количество уровней бюджетной системы зависит:1. принципов построения бюджетной системы2. государственного устройства страны 3. экономической целесообразности4. полномочий органов власти и управления25. Денежные фонды, имеющие строго целевое назначение- это:1. бюджет предприятия,2. государственный бюджет3. внебюджетные специальные фонды.
Практическая работа № 8
Денежно-кредитная политика государства
Цель занятия: Научиться определять эффективность вложения капитала, значения реальной ставки процента.
Приобретаемые умения и навыки: Уметь определять дисконтированную стоимость будущих доходов, вычислять номинальную и реальную ставки процента.
Норма времени: 2 часа.
Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь, вычислительная техника
ЗАДАНИЕ №1. Рассчитать норму процента и сделать вывод об эффективности процента, если предприниматель намерен вложить в инвестиционный проект 100Х долл. Рыночная ставка процента 10%.
Примечание: инвестиции следует осуществлять, если ожидаемый уровень дохода на капитал не ниже или равен рыночной ставке процента по ссудам.
ЗАДАНИЕ №2. Рассчитайте реальную ставку процента, если номинальная годовая ставка 9%, а ожидаемый темп инфляции 5% в год.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

=
Реальная ставканоминальная годоваятемп инфляции
процента ставка за год
ЗАДАНИЕ №3. Студент имеет 100 долл. и решает сберечь их или потратить. Если он положит деньги в банк, то через год получит 112 долл. инфляция составляет 14 % в год.
Какова минимальная процентная ставка? Чему равна реальная процентная ставка? Что Вы посоветовали бы студенту при сложившихся условиях? Если инфляция изменится и снизится до 10, как изменится Ваш совет студенту?
ЗАДАНИЕ №4. Предприниматель для того, чтобы построить завод по производству хозяйственной посуды намерен вложить 2 млн. долл. в основной капитал и в течение 5 лет получать ежегодно 6ХХ тыс. долл. Ставка процента равна 2%. Выгодный ли это инвестиционный проект? Как изменится эффективность проекта, если ставка процента возрастет до 7%.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:
Для определения эффективности проекта нужно знать формулу дисконтирования:
VtVp = ---------
(1+r)t
где: Vp – сегодняшняя стоимость будущей суммы денег
Vt – будущая стоимость сегодняшней суммы денег
r – процентная ставка (в десятичных дробях)
t – период времени
ЗАДАНИЕ №5. Вы решили оставить в банке 10 млн. руб. на 4 года, т. к. в конце этого срока надо будет платить за обучение 1X млн. руб. При процентной ставке 10% годовых хватит ли денег на Вашем счете к указанному времени?
ЗАДАНИЕ №6. Какова текущая, т.е. первоначальная стоимость суммы 1ХХ тыс. руб. которую предполагается выплатить в течении 2 лет при процентной ставке 10% в год?
ЗАДАНИЕ №7. Имеется два варианта вложения капитала, который будет использоваться в течении 5 лет. Предприниматель намерен получить доход (тыс. руб.)
1 год 2 год 3 год 4 год 5 год
Вариант 1 800 850 880 880 910
Вариант 2 860 860 860 860 860
Какой из двух вариантов вложения капитала будет более предпочтительный для предпринимателя, если процентная ставка по депозиту в банке равна 12%?
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Что такое капитал?
В чем отличие номинальной процентной ставки от реальной?
Каково значение рыночной ставки процента при принятии инвестиционного решения?
В чем сущность формулы дисконтирования?
Практическая работа № 9
Решение ситуационных задач по нахождению различных видов издержек производства.
Цель занятия: научиться определять различные виды издержек, графически отображать их изменения, вычислять потенциальную прибыль (убыток), при различных объемах выпуска продукции.
Приобретаемые умения и навыки: уметь определять издержки производства и потенциальную прибыль (убыток).
Норма времени: 2 часа
Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь, вычислительная техника.
Содержание работы и последовательность выполнения задания.
Издержки производства – это расходы предприятия на приобретение необходимых ему материалов и услуг.
Различают следующие виды издержек:
Постоянные затраты, не зависящие от объемов производства и реализации продукции (страховые взносы компании, арендная плата и др.)
Переменные – затраты, зависящие от объемов производства (затраты материалов, топлива, энергии, заработной платы рабочих и т.д.)
Общие (валовые) – сумма постоянных и переменных издержек.
Средние постоянные = ∑ постоянные издержки
кол-во продукции
Средние переменные = ∑ переменные издержки
кол-во продукции
Предельные издержки – дополнительные издержки, приходуются на дополнительную единицу продукции сверх имеющегося объема.
Прибыль – это результат производства, ключевой показатель деятельности фирмы.
П = Д – И , где П – прибыль
Д – валовой доход
И – издержки производства
Задание 1. Рассчитать основные виды издержек и построить график предельных и средних затрат. Расчет произвести в таблице.
Таблица 1. Динамика издержек производства.
Изделие (кол-во) Переменные издержки Постоянные издержки Валовые издержки Средневаловые издержки Предельные издержки
1 2 3 4 5 6
1 90 30 2 170 30 3 240 30 4 300 30 5 370 30 6 450 30 7 540 30 8 650 30 9 780 30 10 930 30 а) при каком объеме производства средние издержки окажутся минимальными.
б) при каком объеме производства предельные издержки будут равны средним издержкам.
Задание 2. Рассчитать переменные, средние постоянные, средние переменные и средние валовые издержки, если известно, что постоянные издержки составляют 20000 руб., общие 5000000 руб., а объем производства равен 20 шт.
Задание 3. Рассчитать валовые издержки и прибыль предприятия, используя данные таблицы 2.
Таблица 2
Объем производства Пост. издержки Переменные издержки Общие издержки Предел. издержки Общий доход Средний доход Прибыль
1 2 3 4 5 6 7 8
41 200 250 42 200 320 43 200 390 44 200 460 45 200 510 Задние 4. Типография осуществляет производство рекламных плакатов, используя трех работников, средний продукт труда которых равен 23 единицы в день. При этом заработная плата каждого работника составляет 600 руб., а постоянные издержки равны 1000 руб. Какие средние переменные издержки по производству несет типография?
Задание 5 Определите бухгалтерскую и экономическую прибыль на основе следующих данных:
Общий доход от продаж – 5000000 руб.
Внешние издержки фирмы – 3000000 руб.
Нормальная прибыль – 1500000 руб.
Задание 6 Общий доход фирмы равен 1310 $. Общие постоянные издержки 100 $, общие переменные издержки 930 $. Найти экономическую прибыль.
Задание 7. Цена за единицу продукции равна 131 $., средние общие издержки 97,78 $., общий выпуск продукции 9 ед. Найти экономическую прибыль.
Задание 8. Цена за единицу продукции равна 81 $., средние общие издержки равны 81 $., объем производства 6 ед. Чему равны убытки предприятия?
Задание 9. Фирма, постоянные издержки которой оцениваются в 100000 у.е. в месяц, запланировала следующие соотношения между ежемесячным производством продукции и показателями переменных издержек.
Рассчитайте значения валовых, средних переменных и средних валовых издержек, при различных объемах произведенной продукции, а также предельные издержки для соответствующих интервалов объемов производства (см. табл. 3)
Изобразите на одном графике динамику постоянных и валовых издержек фирмы.
Изобразите динамику средне переменных, средне валовых и предельных издержек на одном графике. Отметьте на нем значение средне постоянных издержек.
Таблица 3
Q тыс. ус. ед. Постоянные издержки тыс. ус. ед. Переменные издержки тыс. ус. ед. Валовые издержки, тыс. ус. ед. Средне переменные Средне валовые Предельные
1 2 3 4 5 6 7
0 100 0 10 100 100 20 100 180 30 100 250 40 100 300 50 100 350 60 100 420 70 100 500 80 100 620 90 100 750 100 100 920 Задание 10. Определите потенциальную прибыль (убыток) при различных объемах выпуска продукции на предприятии используя таблицу 4.
Таблица 4
№ Показатели 1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант 5 вариант
Цена, руб./шт. 100 90 75 Выпуск и продажа, шт. 1890 3360
Выручка (доход), руб. Ср. пост. издержки, руб./шт. 70 Постоянные издержки, руб. 45
Ср. перем. Издержки руб./шт. 19 22
Переменные издержки, руб. 55440 Ср. сов-ть издержки, руб./шт. 106 95 82 69 Совокупность издержек, руб. Прибыль (убыток) с ед. продукции, руб./шт. 3
Прибыль (убыток), руб. 7560 Контрольные вопросы
Дайте понятие издержкам производства?
В чем отличие постоянных издержек от переменных?
Как рассчитать бухгалтерскую прибыль?
Что представляет собой чистая прибыль?
Практическая работа № 10
Общее равновесие на рынке благ и денег: модель IS-LM
Цель занятия: закрепление вопросов равновесия на денежном рынке и совместного равновесия, определение влияния денежных переменных на экономику, определение практического смысла модели IS-LM
Приобретаемые умения и навыки: умение определять практический смысл модели IS-LM
Норма времени: 2 часа.
Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь
Ознакомьтесь с ключевыми понятиями. Выполните практическое задание
Денежный рынок – рынок, на котором происходит краткосрочное кредитование и заимствование денег, соединяющее воедино финансовые институты (коммерческие банки, инвестиционные компании, пенсионные фонды), фирмы и государство.
Инвестиционная ловушка – это ситуация, при которой спрос на инвестиции совершенно не эластичен по процентной ставке.
Кривая IS– кривая, отражающая соотношение процентной ставки и уровня национального дохода, при которых обеспечивается равновесие на товарных рынках.
Кривая LM– кривая, отражающая зависимость между процентной ставкой и уровнем дохода, возникающую на рынке денежных средств.
Ликвидная ловушка — состояние экономической конъюнктуры, при котором ставка процента приблизилась к своему минимально возможному значению, поэтому прирост предложения денег не может ее понизить и стимулировать инвестиционный спрос.
Модель IS-LM– модель, которая позволяет найти сочетание рыночной процентной ставки и уровня дохода, при которых одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынках. Данная модель включает элементы «Кейнсианского креста» и теории предпочтения ликвидности Дж. М. Кейнса.
Совместное равновесие на рынке благ и денег достигается в точке пересечения кривых ISиLM. I(i) = S(Y).
Товарные рынки – собирательное понятие, под которым подразумевается не только рынок потребительских товаров и услуг, но и рынок инвестиционных ресурсов.
Эффект вытеснения – влияние роста процентных ставок на потребление и инвестиции в связи с увеличением государственных расходов.
Вопросы и задания
1. В чем состоит практический смысл модели IS-LM?
2. Верно ли, что если уровень цен снижается, то кривая совокупного спроса смещается вправо, а кривая LM– влево?
3.Почему по наклону кривой IS можно судить об эффективности кредитно-денежной политики?
4.Какие факторы влияют на наклон кривой LM и почему?
Выполните тестовые задания
ТЕСТ 1
1.В модели IS — LM процентная ставка определяется в результате взаимодействия:
а) товарного рынка с рынком труда;
б) товарного рынка с денежным рынком;
в) спроса и предложения на товарном рынке;
г) спроса и предложения на денежном рынке;
2.В точке пересечения кривых IS и LM:
а) планируемые расходы равны фактическим;
б) реальное предложение денег равно реальному денежному спросу;
в) процентная ставка и уровень дохода отвечают условию совместного равновесия денежного и товарного рынков; г) все ответы верны.
3.В результате изменения налоговой ставка (t) и количества денег в обращении (M) процентная ставка (R) не изменилась, а доход вырос. В этом случае можно утверждать:
а) M выросло, а t уменьшилась; б) M и t выросли;
в) M выросла, а про t нелья сказать однозначно;
г) M уменьшилось, а t выросло.
4.На каких предпосылках базируется модель IS – LM?
а) объем потребления определяется величиной текущего дохода;
б) объем инвестиций зависит от размера национального дохода;
в) сбережения являются функцией от процентной ставки;
г) уровень цен в экономике неизменен.
5.Если спрос на деньги мало чувствителен к изменению процентной ставки, то можно утверждать следующее:
а) кривая LM относительно крутая;
б) стимулирующая денежно-кредитная политика эффективна;
в) достаточно силен эффект вытеснения;
г) все ответы верны.
ТЕСТ 2
1.Из модели IS-LM следует, что процентная ставка определяется в результате взаимодействия:
А товарного рынка с рынком труда
Б спроса и предложения на денежном рынке
В денежного рынка с рынком ценных бумаг
Г спроса и предложения на товарном рынке
Д денежного рынка с товарным рынком
2. Модель IS-LM основана на предположении, что:
А уровень цен в экономике не меняется
Б объем потребления определяется только текущим доходом
В объем инвестиций зависит от величины национального дохода
Г сбережения являются функцией процентной ставки
3.В ситуации ликвидной ловушки эффективной является:
А кредитно-денежная политика
Б политика протекционизма
В антиинфляционная политикаГ бюджетно-налоговая политика
Д политика невмешательства в экономику
4.Сдвиг кривой LM вправо наблюдается при:
А сокращении потребительских расходов
Б снижении уровня цен
В снижении уровня государственных расходов
Г сокращении предложения денег
Д снижении процентной ставки
5.В состоянии инвестиционной ловушки:
А кривая IS пересекает кривую LM на вертикальном ее участке
Б инвестиционный спрос не эластичен по процентной ставке
В инвестиции чрезмерно реагируют на любые изменения процентных ставок
Г линия LM перпендикулярна оси абсцисс
Д рост автономных инвестиций не увеличивает совокупный спрос
6.Сдвиг кривой IS влево наблюдается при:
А росте процентной ставки
Б снижении процентной ставки
В снижении подоходного налога
Г увеличении уровня государственных расходов
Д сокращении потребительских расходов
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ
Основные источники: 1.Чечевицына Л.Н.–Экономика организации:учебн. пособие для СПО/Л.Н. Чечевицына, Е.В. Хачадурова.-Изд. 2е, испр.-Ростов н/Д:Феникс,2014.-382 с.
2.Чечевицына Л.Н.Экономика организации: практикум, Ростов на Дону: Феникс, 2015-254 с.
Дополнительные источники:
1.Сафронов Н.А. Экономика организаций (предприятия): учебник для СПО.-М.:ИНФРА-М,2012.-255с.
2.Терещенко О.Н.Основы экономики: учебн. для НПО.- 2 е изд. перераб. и доп.-М: Издательский центр «Академия»,2012.-192 с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
Акулов В.Б., Акулова О.В. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Учебное пособие //http://www.aup.ru/ books/m149/
Государственная политика доходов //HYPERLINK "http://lectures/ekonomicheskaya-teoriya/545.html"http://lectures/ekonomicheskaya-teoriya/545.html
Государственное регулирование доходов//HYPERLINK "http://www.i-u.ru/biblio/archive/%20savchenko_politika/00.aspx"http://www.i-u.ru/biblio/archive/ savchenko_politika/00.aspx
П.Г. Ермишин Основы экономической теории (курс лекций) // http://www.aup.ru/books/m63/
Задачи по экономической теории // http://www.vipreshebnik.ru/ ekоnоmichесkаya- tеорiya/сtраnitsа-4История экономической мысли //http://rutracker.org/forum/ viewtopic. php?t=3144031
Общая экономическая теория// http://rutracker.org/ forum/viewtopic.php?t =3144031Основы экономической теории// http://economics.wideworld.ru/economic_theory/И. В. Родионова История экономических учений Учебное пособие Часть 3 //http://www.aup.ru/books/m840/
Современная экономика //http://www.econ.asu.ru/lib/economics/4/g13.html
Статьи и публикации по экономике //http://institutiones.com/ publications.html
Увеличение МРОТ с 1 июня до 4611 рублей одобрено Советом Федерации//HYPERLINK "http://rus.ruvr.ru/2011/05/25/50783985.html"http://rus.ruvr.ru/2011/05/25/50783985.html
Электронные книги по экономической теории// http://www.aup.ru/books/i000. htmЭкономическая теория// http://rudiplom.ru/lekcii/economika/ ekonomicheskaya_ teoriya/Экономическая теория. Лекции //http://economics-bases.ru/
Экономическая теория //http://www.rureferat.ru/lectures/ekonomicheskaya-teoriya/
Энциклопедия экономиста – Режим доступа: http://www.grandars.ru/Экономический портал Импирити – Режим доступа: http://www.empitry.com/