План-конспект урока Реакция ионного обмена и условия их протекания


Реакция ионного обмена и условия их протекания
Обучающие цели: 1. Дать понятие «ионные уравнения»
2.Выявить «этапы» написания ионных уравнений
Развивающая цель: 1. Уметь проводить ионные реакции.
2.Уметь записывать ионные уравнения
Воспитательная цель: Воспитание у учащихся коммуникативных навыков.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация. Источник электрического тока, лампочка на подставке, ключ, 6 электродов, 3 электролитических ванны, провода, растворы азотной кислоты, гидроксида натрия, нитрата меди, вода. : химический стакан, пробирки, фенолфталеин, метиловый оранжевый, гидроксид калия (KOH), соляная кислота (HCl), прибор для определения электрической проводимости, дистиллированная вода, поваренная соль , раствор поваренной соли. табличка «Изменение окраски индикатора
Ход урока: 1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
На доске: Написать диссоциацию веществ:
1. Что такое электролитическая диссоциация?
(процесс распада вещества на ионы при растворении в воде или плавлении называют электролитической диссоциацией.)
В водном растворе электролиты диссоциируют на положительные и отрицательные ионы.
(3 ученика на доске написать диссоциацию веществ).
CaCI2 → Ca2+ + 2CI-
HNO3 → H+ + NO3-
Ba(OH)2 → Ba2+ + OH-
2. Какие электролиты являются сильными и слабыми веществами, которые практически полностью распадаются в водном растворе на ионы, называют сильными электролитами. Это растворимые соли, некоторые кислоты и все растворимые вводе основания ( HCI, HNO3, H2SO4, NaOH, Ba(OH)2 )
Вещества, которые при растворении в воде распадаются на ионы лишь частично, называют слабыми электролитами (H2S/ HF, CH3COOH, HNO3, HgCI2)
CH3COOH ↔ CH3COO- + H+ - диссоциация происходит обратно
(Попрошу к доске выйти 4 учеников)
Каждый берет по карточке H CI, NaOH, а теперь обменяйтесь частями. Скажите, что получилось? Какой тип уравнения?
Вывод: реакции обмена – это реакции между двумя сложными веществами, при которых они обмениваются своими составными частями.
А теперь на ваших столах лежат инструкции, действуем строго по инструкции, не забывая про технику безопасности.
Что мы должны соблюдать при выполнении работы с веществами.
Инструкция
1. К раствору хлорида меди (II) добавляем гидроксид натрия
CuCI2 + 2NaOH → Cu(OH)2↓ + 2NaCIНаблюдаем ……
2. К раствору карбоната натрия добавляем соляную кислоту CO2
Na2CO3 + 2HCI →NaCI + H2CO3
H2O
Наблюдаем …….
3. К рfствору соляной кислоты добавьте гидроксид натрия HCI + NaOH → NaCI + H2O
(на доске запишем уравнения, приведенных реакций).
1. CuCI2 + 2NaOH → Cu(OH)2↓ + 2NaCI - молекулярное уравнение
А теперь напишем диссоциацию каждого вещества
Cu2+ + 2CI- + 2Na+ + 2OH- → Cu(OH)2↓ + 2Na+ + 2CI- полное ионное уравнение
Pb(NO3)2 + 2KCI → PbI↓ + 2KNO3 - одинаковые ионы в правой и левой части и запишем что останется. Cu2+ + 2OH- → Cu(OH)2↓ сокращенное ионное уравнение
При составлении ионных уравнений реакций сильные электролиты записывают в виде ионов, а остальные вещества (осадки, газы, слабые электролиты, оксиды) – в молекулярном виде.
CO2
2. Na2CO3 + 2HCI → 2NaCI + H2CO3
H2O
2Na+ + CO32- + 2H+ + →2Na+ + 2CI- + CO2↑ + H2O
2H+ + CO32- → CO2↑ + H2O
3. HCI + NaOH → NaCI + H2O
H+ + CI- + Na+ + OH- → Na+ + CI- + H2O
H+ + OH- → H2O
4. 2KCI + MgSO4 → MgCI2 + K2SO4
2K+ + 2CI- + Mg2+ + SO42- → Mg2+ + 2CI- + 2K+ + SO42-
Значит KCI + MgSO4 →/ реакция не идет.
Сделаем выводы: реакции ионного обмена в растворах идут в трех случаях:
1. если выпадет осадок ↓ 2. если выделяется газ ↑
3. образуется мало диссоциирующее вещество.
Рефлексия - игровые опыты
Ba(OH)2 + HCI → BaCI2 + H2O +
K2S + H2SO4 → K2SO4 + H2S↑ +
BaCI2 + MgSO4 → BaSO4↓ + MgCI2 +
2NaNO3 + MgCI2 → 2NaCI + Mg(NO3)3
3AgNO3 + AICI3 → 3AgCI↓ + AI(NO3)3 +
CO2
CaCO2 + 2HCI → CaCI2 + H2CO3 +
H2O
Cu(OH)2 + H2SO4 → CuSO4 + H2O
FeCI2 + NaOH → Fe(OH)2↓ + 2NaCi +
FeCI2 + Cu(NO3)2 → Fe(NO3)2 + CuCI2
Д/з § 13 в 1, 3, 4, 8