Конспект урока по русскому языку на тему Виды БСП (9 класс)


Урок
Класс 9 А, Б, В
Класс 9А - 02.03 9Б – 03.03 9В- 01.03

Тема: Виды БСП
Цели урока:
Образовательные: • систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; • формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; 
• углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения; 
• продолжить работу по подготовке к ГИА. 
Развивающие: • развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП; 
• развивать умения создавать схемы БСП; 
• развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения. 
• развитие навыков самостоятельной работы с лингвистическим текстом при изучении нового материала, умений доказывать свою точку зрения. 
Воспитательные: • воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии; 
• воспитывать интерес и любовь к русской литературе, уважение к творчеству великих писателей; 
• воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний. 
Знать: смысловые отношения между частями БСП, виды БСП
Уметь: находить в тексте БСП, трансформировать БСП в ССП и СПП и наоборот
Ход урока
Организационный момент (проверка отсутствующих, дежурных, наличие тетрадей, учебников, дневников, готовность к уроку).
Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания.
(Упражнение 169)
Запись числа, вида работы, определение темы, целей. Слайд 1
Терминологический опрос.
– Давайте вспомним определение видов сложных предложений в зависимости от способа связи между частями сложных предложений: ССП? СПП? БСП?
Мотивация учебной деятельности школьников
Работа устно.
Соотнести виды предложений и примеры
Сложносочинённое предложение Вы должны были, братья, устоять, как стена.
Простое предложение Садков одинаково хорошо писал не только городские, но и сельские пейзажи.
Бессоюзное сложное предложение Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня.. Предложение с однородными членами Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо.
Сложноподчиненное предложение Все хотели знать, как он путешествовал, что видел.
Предложение с обращением Скрывать истину было бесполезно, да я и не собирался этого делать.
Закрепление изученного материала
Работа с презентацией. Слайды 3-4
№ п/пСтруктура предложения Пример
1 А) [],[],[]. (перечисление, значение одновременности) Свистят клесты, звенит синица, смеётся кукушка. (М. Горький)
Б) [ , ];[ ]. (перечисление, но части сложного предложения осложнены) Дорога вилась передо мной между густым кустарником орешника, уже заметные мраком; я продвигался вперед с трудом. (И. Тургенев)
2 [ ]: [причина]. Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. (М. Лермонтов)
3 [ ]: [пояснение]. (а именно) Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. (А. Пушкин)
4 [ ]: [дополнение]. (что?) Но решено: завтра двину рать. (А. Пушкин)
5 А) [условие] – [ ]. (если) Поработаешь до поту – поешь в охоту. (Пословица)
Б) [время] – [ ]. (когда) Ехал сюда – рожь начала желтеть. (М. Пришвин)
6 [] – [следствие]. Вдруг мужики с топорами явились – лес зашумел, застонал, затрещал. (Н. Некрасов)
7 [] – [ ]. (противопоставление (а, но)) Лето припасает – зима поедает. (Пословица)
8 [] – [ ]. (сравнение (будто, как)) Молвит слово – соловей поёт. (Пословица)
Сделать вывод про виды БСП.
Наблюдение языкового материала
Слайд 5
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Валяться было не время: начиналась весенняя суета перед севом.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
Слайд 6
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Вдруг слышу: кто-то зовёт меня по имени, тихонько так, почти шёпотом.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет смысл первой части.
4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Вывод: Чем отличаются БСП от ССП и СПП? Слайд 7
Физкультминутка
Диагностический тест. Слайды 8-12.
Какое утверждение является неверным?
А) В БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией;
Б) Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений;
В) Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями.
Какова роль тире в предложении «Высоко над горами зашумел ветер – предвестник бурана»?
А) разделяет подлежащее и сказуемое;
Б) обозначает пропуск члена предложении;
В) отделяет приложение.
Укажите, почему стоит тире в БСП «Песенка кончилась – раздались обычные рукоплескания».
А) содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого;
Б) предложение рисует быструю смену событий;
В) второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.
Объясните, почему стоит двоеточие «Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических страданий».
А) второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первой части;
Б)второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание;
В) второе предложение распространяет один из членов первого предложения.
Допишите, образуя БСП:
А )Любите книгу… (причина);
Б) Я давно написал другу письмо… (противопоставление);
В) Раздался удар грома… (быстрая смена событий). ( - затряслась земля)
Итоги. Рефлексия. Слайд13
1) Какие сложные предложения называются бессоюзными?
2) Как выражаются смысловые отношения в союзных и бессоюзных сложных предложениях?
3) Какие знаки препинания используются в бессоюзных сложных предложениях?
4) Что зависит от вида БСП?
 Домашнее задание. Слайд 14: