Презентация методического материала «Использование приобретённых знаний и умений по физике в практической деятельности и повседневной жизни.»


Выпускная работа «Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.» Выполнила: Куракова Надежда Александровна, Цель изучения физики использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.(ФГОС) Актуальность данной темы Анализ ситуации показал следующее противоречие, что ученики хотят использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, но не имеют навыков такой работы. «Мониторинг экономичности различных видов отопления в жилых помещениях». В рамках школьной программы в 10 классе изучается тема «Термодинамика» (5 часов). 1этап. Постановка проблемы. На первом уроке по теме, который называется «Внутренняя энергия. Работа в термодинамике»во время обобщения теоретического материала задаю вопрос: « Какие проблемы связанные с термодинамикой больше всего волнуют современного человека?» Выдаю карточки и прошу написать наиболее волнующую проблему, по их мнению, связанную с термодинамикой. Рейтинг проблем:Около 50%- проблема экономичности жилья;Около30% - всемирный потоп;Около25% - парниковый эффект;Около 5%- другие проблемы. Вывод: лидирует проблема экономичности жилья. 2 этап. Планирование. Второй урок «Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики». Цель: Выявить наиболее экономичный вид отопления жилых помещений.Задачи :1) Рассчитать количество теплоты, которое необходимо для отопления: А) Трехкомнатной квартиры Б) Дома с газовым отоплением В) Дома с печным отоплением (уголь, дрова)2) Выяснить оплату отопления за 6 месяцев.3) Провести сравнительный анализ различных систем отопления. План работы: 1 Сбор теоретического материала.2 Вывод расчётных формул.3 Проведение эксперимента.4 Обработка экспериментальных данных 5 Анализ результатов. 6 Отчёт о работе.Оговариваем критерии оценки работы. 3 этап. Вывод расчётных формул.Третий урок «Необратимость процессов в природе. Решение задач».В начале урока 2- 3 ученика выступают с сообщениями. Обсуждаем эксперимент и выводим формулы . 4 этап. Исследование и подведение итогов. Урок четвёртый. Класс делю на три группы (принцип деления - по рядам). Рассчитываем внутреннюю энергию комнат. Вызываю одного ученика к доске, считает общую внутреннюю энергию, массу топлива, стоимость отопления высчитываем опять по группам. Результаты записываем в таблицы. Обсуждаем учениками результаты исследования , анализируем, обобщаем и делаем выводы.В результате полученных данных можно сделать вывод:1.) Люди, живущие в частных домах с газовым отоплением, платят за отопление меньше всего. Из этого следует, что этот вид наиболее экономичен. Это объясняется тем, что они в любой момент могут включить и отключить свою систему отопления. Идет экономия топлива.2.) Проживающие в многоэтажных домах с центральным отоплением, платят за отопление почти в 2,5 раза больше, чем в частных домах с газовым отоплением. Это можно объяснить, что они оплачивают все тепловые потери в теплосетях. Но при наличии счетчиков на отопление они бы платили намного меньше.3.) В домах отапливаемых дровами и каменным углем мы переплачиваем в 2-2,4 раза. Такой вид отопления не экономичный. Отрабатываем умения: проведение эксперимента; умение решать количественные задачи; анализ результатов; обобщение. 5 этап. Оформление исследования в виде письменной работы, презентации. Срок написания 1 - неделя, но для хорошей оценки необходима большая самостоятельная работа, и в индивидуальном порядке срок мог быть продлён. Если отчёт о работе оформлен с теоретическими предпосылками, грамотно описан эксперимент, сделаны подробные выводы, сделана презентация, то такую работу ученика можно рекомендовать на школьную научно-практическую конференцию. Таблица.умение видеть проблему планировать исследовательскую деятельностьпланировать экспериментвыдвигать гипотезу ставить цель и задачи исследовании работать с научной литературой и Интернет-ресурсамисобирать экспериментальные данные анализировать, систематизировать, обобщать полученную информацию корректировать свои действия правильно оформлять отчёт исследованияделать презентации «Таблица наблюдений учеников»