Обучающая программа по дисциплине Финансы организации по теме Финансовое планирование организаций

Министерство образования и науки Республики Казахстан
РГКП «Семипалатинский финансово-экономический колледж
имени Рымбека Байсеитова»












ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Финансы организаций»
по теме: Финансовое планирование в организациях


























г.Семей
2016 -2017 учебный год



Подготовила преподаватель Жакенова Б.К.

Обсуждено на заседаний цикловой комиссий учетно-экономических дисциплин

Протокол № _____ от «______»_____________20___г.

Председатель_________Б.К.Жакенова




































СОДЕРЖАНИЕ


Указания для работы с обучающей программой

Понятие и типы производственной структуры хозяйствующего субъекта
Доза 2.1. Понятие производственной структуры хозяйствующего субъекта
Доза 2.2. Типы организации производства

Понятие и виды планирования в хозяйствующих субъектах
Доза 3.1. Планирование и прогнозирование в хозяйствующих субъектах
Доза 3.2. Виды планирования

Принципы и методы финансового планирования
Доза 4.1. Принципы планирования
Доза 4.2. Методы планирования в организации

Бизнес-план фирмы: сущность, структура, характеристика разделов
Доза 5.1. Сущность и функции бизнес-плана
Доза 5.2. Структура и характеристика разделов бизнес-плана фирмы

Тематика рефератов

Список литературы















1. Указания для работы с обучающей программой

Простота изложения учебного материала в обучающей программе связана с последовательностью и доступностью излагаемого материала по дозам, которые представляют небольшой и законченный вопрос темы.
В каждой дозе излагается новый материал и задания для закрепления и проверки усвоения учащимися данного материала в виде тестов, задач.
СтудентыОбучающиеся изучают материал по дозам, отвечая на вопросы на выполняя задания, ведя конспект с выделением важных моментов. Переходить к следующей дозе можно, только ответив на предыдущие вопросы. Преподаватель в ходе работы с программой оказывает помощь учащимся и проверяет правильность выполнения заданий.

Требования, предъявляемые к уровню подготовленности обучающихся

Базовые компетенции: о понятиях планирования, прогнозирования.
Профессиональные компетенции: Понятия планирования и прогнозирования, стратегического и маркетингового планирования, Принципы и методы планирования, виды планирования
Специальные компетенции: Различать и охарактеризовать методы и принципы планирования, виды планирования


Учебные цели

Понять, в чем различие производственной и непроизводственной сферы
Знать типы организации производства
Знать типы производственной структуры предприятия
Охарактеризовывать и различать цеха поизводственного подразделения
Разрабатывать производственную структуру промышленную предприятия с заданными параметрами
Знать основы планирования и прогнозирования деятельности предприятия
Освоить принципы и методы планирования
Различать виды планирования
Понять, для кого составляется бизнес-план
Узнать характеристики основных разделов бизнес-плана











Тема: Финансовое планирование в организациях


2. Понятие и типы производственной структуры хозяйствующего субъекта

Доза 2.1. Понятие производственной структуры хозяйствующего субъекта

Содержание производства определяет трудовая деятельность, предполагающая следующие моменты:
Целесообразную работу - труд;
Предмет труда - все то, на что направлен труд человека (сырье);
Средства труда - машины, оборудование, инструменты, с помощью которых человек преобразует предметы труда.
Производственная структура предприятия состоит из непроизводственной и производственной сферы. Основными являются производственные подразделения, которые прямо или косвенно участвуют в производственном процессе. Промышленное предприятие состоит из производственных подразделений – цехов, участков, а также обслуживающих хозяйств, органов управления, призванных удовлетворять нужды работников.
Комплекс производственных подразделений, организаций по управлению предприятием и обслуживанию работников, их количество, форма взаимосвязи и соотношения между ними представляют собой производственную структуру фирмы. На производственную структуру влияют степень технической оснащенности, уровень специализации, масштабности производства.
Построение рациональной производственной структуры предприятия осуществляется в следующем порядке:
Устанавливаются число цехов, участков предприятия, их мощность в размерах, обеспечивающих заданный выпуск продукции;
Рассчитываются площади для каждого цеха и склада, определяется их расположение в генеральном плане предприятия;
Планируются все транспортные связи внутри предприятия, необходимые внешние коммуникации;
Намечаются кратчайшие маршруты передвижения предметов труда по ходу производственного процесса
К производственным подразделениям относятся цехи, участки, лаборатории, в которых изготавливается, проходит проверки и испытания основная продукция, выпускаемая предприятием, комплектующие изделия, приобретаемые со стороны, материалы и полуфабрикаты, запасные части для обслуживания изделий и ремонта в процессе эксплуатации; преобразовываются различные виды энергии.
Обслуживающие подразделения – подразделения, которые обеспечивают нормальную деятельность всех структурных подразделений предприятия. К ним относятся жилищно - коммунальные отделы, их службы, фабрики –кухни, столовые, буфеты, детские сады и ясли, санатории, пансионаты, дома отдыха, профилактории, медсанчасти, добровольные спортивные общества, отделы технического общества, отделы технического обучения и учебные заведения по повышению производственной квалификации, культурного уровня рабочих, специалистов и руководителей.
На крупном (среднем) предприятии цехи, как правило подразделяют на четыре группы: основные, вспомогательные, побочные и подсобные.
В основных цехах выполняются операции по изготовлению продукции, предназначенной для реализации. Основные цехи обычно делятся на заготовительные, обрабатывающие и сборочные. К заготовительным относятся литейные, кузнечно-штамповочные, кузнечно-прессовые; к обрабатывающим – механообрабатывающие, деревообрабатывающие, термические, гальванических, лакокрасочных защитных и декоративных покрытий деталей и узлов; к сборочным - цехи сборок изделии, их окраски, комплектации запасными частями и съемным оборудованием.
Помимо этих цехов почти на каждом предприятии имеются цехи, службы и отделы, обслуживающие непромышленные хозяйства (коммунальное, культурно-бытовое, жилищное и др.)
Определенное место в структуре заводов занимают складское хозяйство, очистные сооружения и коммуникации. Особую роль в производственной структуре предприятия играют конструкторские и технологические подразделения. В них разрабатываются новые изделия, проводятся экспериментальные и опытно- конструкторские работы.
Известны три типа производственной структуры промышленного предприятия: предметный, технологический и смешанный (предметно-технологический)
Примером предметной структуры основных цехов автомобильного завода могут служить цехи по изготовлению двигателей, шасси, коробок передач, кузовов. На машиностроительных предприятиях заготовительные цехи организуются по технологическому принципу. Предприятия, имеющие смешанную структуру, преобладают в машиностроении, легкой промышленности, мебельной отрасли.

Доза 2.2. Типы организации производства

Под типом организации производства понимают комплексную характеристику особенностей организации и технического уровня промышленного производства. Различают три основных типа производства: единичное, серийное, массовое.
Единичный тип производства предусматривает штучный выпуск изделий разнообразной и непостоянной номенклатуры ограниченного потребления. Разновидностью единичного производства является индивидуальное производство, например изготовление космических объектов.
Серийное производство предусматривает одновременное изготовление сериями широкой номенклатуры однородной продукции, выпуск которой повторяется в течение продолжительного времени. Примером серийного выпуска продукции могут служить моторостроительные заводы. В зависимости от количества одновременно изготовляемых изделий в серии различают мелкосерийное, среднесерийное и крупносерийное производства.
Массовое производство характеризуется непрерывностью и относительно длительном периодом изготовления ограниченной номенклатуры однородной продукции в больших количествах. К предприятиям с массовым выпуском продукции можно отнести, например, часовые заводы, швейные и трикотажные фабрики и др. Непременным условием массового производства является высокий уровень стандартизации и унификации деталей, узлов и агрегатов.

Основные пути совершенствования производственной структуры:

Укрупнение и разукрупнение предприятия и цехов
Поиск и реализация совершенного принципа построения цехов;
Соблюдение рационального соотношения между цехами;
Постоянная работа по рационализации планировки предприятия
Обеспечение пропорциональности между цехами предприятия
Изменение производственного профиля
Развитие комбинирования производства
Достижение однородности продукции в результате стандартизации
Создание бесцеховой структуры управления предприятиям.


Схема. Производственная и организационная структура фирмы





·
·
·
·
·
·
·
·
·
Вопросы для самоконтроля

Комплекс производственных подразделений, организаций по управлению предприятием и обслуживанию работников, их количество, форма взаимосвязи и соотношения между ними представляют собой:
а) производственное предприятие
б) производственную структуру
в) организационную структуру
г) непромышленную структуру
Цехи, участки, лаборатории, в которых изготавливается, проходит проверки и испытания основная продукция, выпускаемая предприятием относятся к:
а) производственным подразделениям
б) непроизводственным подразделениям
в) обслуживающим подразделениям
г) структурным подразделениям
Структура, которая предопределяет четкую технологическую обособленность цехов:
а) смешанная
б) предметная
в) технологическая
г) детальная
4. Единичному производству свойственны:
А) преимущественная численность рабочих средней квалификации
Б) непрерывная дистанционная диспетчеризация производства
В) использование универсального оборудования
Г) широкое применение статистических методов
Д) разнородность продукции
5. Заготовительные, обрабатывающие и сборочные относятся к:
А) основным цехам
Б) вспомогательным цехам
В) побочным цехам
Г) подсобным цехам
Д) обслуживающим цехам
6. Серийное производство характеризуется:
А) строго установленным выпуском небольшой номенклатуры изделий в огромном количестве
Б) маленькой номенклатурой разнородной выпускаемой продукции
В) большой номенклатурой однородной выпускаемой продукции
Г) высоким уровнем автоматизации контроля качества изделий/

3. Понятие и виды планирования в хозяйствующих субъектах

Доза 3.1. Планирование и прогнозирование в хозяйствующих субъектах

Эффективность функционирования хозяйствующих субъектов определяется многими обстоятельствами. Среди них: правильность установления объема выпуска с учетом спроса; выбор оптимальной технологии и организации производства; своевременное и рациональное ресурсное обеспечение; формы и методы реализации продукции и т.д. Планирование и прогнозирование являются важнейшими составными частями управления предприятием, и без них невозможна успешная работа предприятия.
Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития. Прогнозирование – это научно обоснованное предсказание будущего события или явления на основе статистических, экономических и социальных данных. Эффективная деятельность предприятий возможна лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, прогнозов социально-экономического развития предприятия. Планирование – есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и постоянно уточняются по времени цели и задачи развития организации, определяются стратегия и политика по их достижению: разрабатываются детальные планы, в которых скоординировано показателей, отражающих различные стороны ведения экономики хозяйствующего субъекта

Опыт многих компаний развитых стран показывает, что в условиях рынка планирование хозяйственно – производственной деятельности предприятий является важнейшим условием их выживаемости, экономического роста и процветания.

Планирование и прогнозирование позволяют:
Предвидеть перспективу развития предприятия на будущее;
Рационально использовать все ресурсы предприятия;
Избежать риска банкротства;
Целеустремленно проводить научно-техническую политику
Обновлять и модернизировать продукцию и повышать ее качество
повышать эффективность производства

Доза 3.2. Виды планирования

Классификация видов планирования:
По степени охвата:
Общее планирование, охватывающее всю сферу деятельности субъекта хозяйствования;
Частное планирование, охватывающее определенные сферы деятельности.
По содержанию планирования:
Стратегическое планирование (поиск новых возможностей);
Тактическое планирование (создание определенных предпосылок);
Оперативное планирование (реализация возможностей);
По предмету планирования:
Целевое планирование (определение целей);
Планирование средств (материальные ресурсы, трудовые ресурсы, оборудование, финансы, информация);
Программное планирование (планирование программ производства и сбыта);
Планирование действий (специальные продажи, многоуровневый маркетинг).
По сферам функционирования:
Планирование производства;
Планирование сбыта;
Планирование персонала;
Расширенное общее планирование.
По срокам:
Перспективное планирование (на срок от 5 до 15 лет);
Краткосрочное планирование (от 1 до 5 лет)
Текущее планирование (до 1 года);
Оперативно – производственное планирование (на срок от 1 дня до 1 месяца).
По возможности изменения планов:
Жесткое планирование;
Гибкое планирование


4. Принципы и методы финансового планирования

Доза 4.1. Принципы планирования

В процессе планирования необходимо руководствоваться основными теоретическими принципами:

непрерывность планирования - сочетание планов разной продолжительности,
научность, нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия,
принцип ведущих звеньев и приоритетность их реализации,
принцип участия – в планировании должны участвовать все подразделения организации;
принцип «холизма» - сочетание и одновременное составление планов всех уровней и подразделений, их взаимной увязки и координации.

Доза 4.2. Методы планирования в организации

Применяются различные методы планирования:

1) Балансовый – основан на установлении связей между показателями в ресурсах и источниками их покрытия, составляются следующие виды балансов:
материальные (балансы топлива, электроэнергии, оборудования и т.д.)
трудовые (баланс рабочей силы);
финансовые (баланс доходов и расходов, бухгалтерский баланс).

2) Нормативный метод – применяется целая система норм и нормативов использования ресурсов фирмы. Может успешно применяться только, когда нормы и нормативы пересмотрены с учетом планируемых мероприятий по внедрению новой техники и технологии.

3) Программно-целевой метод позволяет составить план в виде программы:
Сосредоточить и направить ресурсы фирмы на выполнение важнейших научно-технических программ;
Обеспечить сквозное планирование – от идеи до внедрения в производство.

4) Метод планирования по технико-экономическим факторам применяется при разработке производственной программы, плана по труду и кадрам, планов по издержкам производства и реализации продукции. Требует учета следующих факторов: технические (внедрение новой техники и технологии, новых материалов, реконструкции и технического перевооружение фирмы и т.д.); совершенствование организации производства, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции; инфляция.
5) Графоаналитический метод основан на выявлении количественной зависимости с помощью графиков.
6) Расчетно-аналитический метод основан на расчете базового показателя и использовании коэффициента изменения.


5. Бизнес-план фирмы: сущность, структура, характеристика разделов

Доза 5.1. Сущность и функции бизнес-плана

Документом, в котором описываются все основные аспекты будущего коммерческого мероприятия, анализируются проблемы, с которыми может столкнуться фирма, и способы их решения является бизнес-план.

Бизнес-план – документ, в котором формируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работы. Как правило, он разрабатывается на несколько лет (на 3-5 лет) с разбивкой по годам

Правильно составленный бизнес- план:
отвечает на вопрос: стоит ли вообще браться за то или иное дело
позволяет обосновать проект или мероприятие
позволяет разработать стратегию и тактику поведения
может определить финансовые результаты от реализации проекта
может сыграть важную роль для получения кредита и иностранных инвестиций.

Практика планирования выделяет несколько типов бизнес-планов. Каждый тип бизнес – плана имеет свои особенности. Выделяют 4 типа бизнес планов:
Внутренний бизнес-план субъекта хозяйствования.
Бизнес-план для получения кредитов, с целью пополнения оборотных средств.
Инвестиционный бизнес – план.
Бизнес – план финансового оздоровления (санации).

Бизнес план всегда имеет адресата. Им может быть партнер, инвестор, вышестоящее руководство или органы государственного управления.

Бизнес – план выполняет ряд функций:

Выполняет функции планирования;
Оценивает и контролирует процесс развития основной деятельности фирмы;
Необходим для привлечения денежных средств;
Необходим для привлечения частных инвесторов, эффективного использования инвестиций;
Конкурсного размещения государственных инвестиций в высокоэффективные проекты.

Характеристики проекта, отражаемые в бизнес план:

Сущность проекта (вид деятельности);
Обоснование проекта (состояние спроса и предложения);
Обеспечение (производственный, маркетинговый и организационный планы)
Необходимые для реализации проекта средства;
Конечные финансовые итоги осуществления проекта.

Круг пользователей бизнес- плана:

Разработчики, для которых полезным является сам процесс разработки, когда им приходится продумывать и решать конкретные вопросы, связанные с налаживанием производства, разработкой маркетинга, организацией управления и контроля, поиском партнеров;
Сотрудники предприятия, которые могут принять участие в подготовке. Знакомство с документом позволяет им получит четкое представление о стратегических направлениях развития своего предприятия и тактике роста;
Потенциальные инвесторы, которых необходимо убедить в высокой степени надежности, перспективности, проработанности и окупаемости проекта.

В теории и практике нет жестко регламентированной структуры бизнес- плана: она может быть различной в зависимости от выполняемой функции – одна для начинающего предпринимателя, другая для действующего предприятия.

Вводная часть (резюме) должна дать будущим кредиторам или инвесторам (и акционерам) ответы на вопросы:

Что они получат при успешной реализации бизнес-плана?
Каков риск потери ими денег?





















Схема: Финансовое планирование в организациях


















































Схема: Бизнес-план фирмы: сущность, структура, характеристика разделов





















































Доза 5.2. Структура и характеристика разделов бизнес-плана фирмы



















































Вопросы для самоконтроля:

1. Научно обоснованное предсказание вероятностного развития событий или явлений на будущее на основе статистических, социальных, экономических и других исследований – это:
А) планирование
Б) прогнозирование
В) бизнес-план
Г) метод планирования
2. Основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятия
А) принципы планирования
Б) методы планирования
В) виды планирования
Г) сущность планирования
Д) правила планирования
3. Метод планирования применяемый при разработке производственной программы, плана по труду и кадрам, планов по издержкам производства и реализации продукции
А) балансовый
Б) нормативный
В) программно-целевой метод
Г) метод планирования по технико-экономическим факторам
Д) нет верного ответа.
4. Принцип планирования, означающий, что на предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы
А) непрерывность планирования
Б) научность
В) рациональность использования всех ресурсов предприятия
Г) принцип ведущих звеньев и приоритетность их реализации
Д) принцип взаимной увязки и координации
5. Раздел бизнес- плана, в котором речь идет о том, с кем вы собираетесь организовать свое дело и как планируете наладить его функционирование:
А) план производства
Б) организационный план
В) план маркетинга
Г) финансовый план
Д) Анализ рынка сбыта
6. Сводный баланс доходов и расходов:
А) цели и задачи предпринимательской сделки и ее эффективность
Б) план (программа) действий и организационные меры
В) обобщенное резюме, основные параметры и показатели бизнес – плана
Г) финансовый план
Д) план маркетинга
7. Главная цель бизнес-плана:
а) недопущение убытков
б) получение прибыли
в) выживаемость фирмы
г) лидерство на рынке






6. Тематика рефератов:

Принципы построения производственной и организационной структуры предприятия
Планирование как условие эффективности деятельности организации
Прогнозирование и планирование: методы и виды
Сравнительный анализ бизнес-плана: казахстанский и международный стандарт
Бизнес-план как важнейший документ планирования.



7. Литература, рекомендуемая к изучению:


Основная:

Колчина Н.В. «финансы организаций», 2013, с.198-229
Шеремет П.К. «Финансы предприятий», 2009, с.166
Шуляк П.Н. «Финансы предприятия», 2007, стр.113



Дополнительна:

Горфинкель В.Я., Швандар В.А. «Экономика предприятия», 2000, с. 23
Волков О.И., Скляренко В.К. «Экономика предприятия», 2012, с.148-158
Сергеев «Экономика предприятия», 2001, глава 8
Калдыбаев «Экономика предприятия», 2006, глава 4




Преподаватель Б.К.Жакенова
Титульный лист – сведения о фирме, стоимость проекта, потребности в финансировании;
Вводная часть – обоснование перспективности проекта, необходимый объем инвестиции;
Анализ положения дел в отрасли – динамика продаж, тенденции ценообразования, характеристика конкурентов, потребителей, влияние научно-технических, социальных факторов и т.д.;
Сущность проекта – основные цели фирмы, подробное описание изделия, патентная защита, характеристика фирмы, ее степень готовности к реализации проекта, общая стоимость проекта, включающая размеры и график капиталовложений;
План по маркетингу – программа комплексных рыночных исследований, которые предполагается осуществить в ходе реализации проекта: определение общего объема и ассортимента реализуемой продукции с разбивкой по периодам осуществления проекта, направлений совершенствования продукции с учетом прохождения этапов ее жизненного цикла, требований к упаковке, внешнему виду; обоснование ценовой политики, направление сбыта, его стимулирования; планирование рекламной кампании, сервиса, система маркетингового контроля;
Производственный план – описание организационно- правовой формы, организационной структуры управления, характеристика руководящего состава, работа с персоналом, материально-техническая обеспеченность управления, местонахождения предприятия;
Оценка рисков – изложение всех возможных проблем, которые могут осложнить реализацию проекта, определение комплекса предупреждающих мер, сценариев поведения в случае наступления неблагоприятных событий;
Финансовый план – сводный баланс доходов и расходов, балансовый план на конец года в его традиционной форме, план по источникам и использованию средств;
Приложения – документы, использованные при подготовке.

Типовая структура бизнес-плана

Разработчики, для которых полезным является сам процесс разработки, когда им приходится продумывать и решать конкретные вопросы, связанные с налаживанием производства, разработкой маркетинга, организацией управления и контроля, поиском партнеров;
Сотрудники предприятия, которые могут принять участие в подготовке. Знакомство с документом позволяет им получит четкое представление о стратегических направлениях развития своего предприятия и тактике роста;
Потенциальные инвесторы, которых необходимо убедить в высокой степени надежности, перспективности, проработанности и окупаемости проекта.

Круг пользователей
бизнес- плана

Сущность проекта (вид деятельности);
Обоснование проекта (состояние спроса и предложения);
Обеспечение (производственный, маркетинговый и организационный планы)
Необходимые для реализации проекта средства;
Конечные финансовые итоги осуществления проекта.

Характеристики проекта, отражаемые в бизнес плане

Бизнес-план – документ, в котором формируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работы. Как правило, он разрабатывается на несколько лет ( на 3-5 лет) с разбивкой по годам






Производственная структура – комплекс производственных подразделений, организации по управлению предприятием и обслуживанию работников, их количество, форма взаимосвязи и соотношения между ними.

Производственные подразделения хозяйствующего субъекта – цехи, участки, обслуживающие хозяйства и службы (прямо или косвенно участвующие в производственном процессе).

В основных цехах выполняются операции по изготовлению продукции, предназначенной для реализации. Основные цехи делятся на заготовительные, обрабатывающие и сборочные

Вспомогательные или обслуживающие цехи: инструментальный, нестандартного оборудования, модельный, ремонтный, энергетический, транспортный.

Побочные цехи: утилизации и переработки используемых отходов, цехи ширпотреба.

Подсобные цехи изготавливают тару для упаковки продукции, печатают инструкции по ее использованию

Предметная – основные цехи предприятия, их участки строятся по признаку изготовления каждым их них определенного изделия либо какой- нибудь из его частей или группы деталей

Технологическая структура предопределяет четкую технологическую обособленность, например, наличие литейного, кузнечно-штамповочного, механического сборочного цехов.

Смешанная (предметно-технологическая) структура характеризуется наличием на одном и том же предприятии основных цехов, организованных и по предметному, и по технологическому принципу.

Цехи подразделяются на четыре группы:

Типы производственной структуры

Типы организации производства

Единичный тип производства предусматривает штучный выпуск изделий разнообразной и непостоянной номенклатуры ограниченного потребления.

Серийное производство предусматривает одновременное изготовление сериями широкой номенклатуры однородной продукции, выпуск которой повторяется в течение продолжительного времени

Массовое производство характеризуется непрерывностью и относительно длительном периодом изготовления ограниченной номенклатуры однородной продукции в больших количествах

Балансовый – составляются следующие виды балансов:
материальные (балансы топлива, электроэнергии, оборудования и т.д.)
трудовые (баланс рабочей силы);
финансовые (баланс доходов и расходов, бухгалтерский баланс).
Нормативный метод, сущность его заключается в том, что при планировании применяется целая система норм и нормативов использования ресурсов предприятия
Програмно-целевой метод, в основном используется при планировании НТП
Метод планирования по технико-экономическим факторам, применяется в основном при планировании издержек производства и реализации продукции, производственной программы и других разделов плана экономического и социального развития фирмы.


По степени охвата:
Общее планирование, охватывающее всю сферу деятельности субъекта хозяйствования;
Частное планирование, охватывающее определенные сферы деятельности.
По содержанию планирования:
Стратегическое планирование (поиск новых возможностей);
Тактическое планирование (создание определенных предпосылок);
Оперативное планирование (реализация возможностей);
По предмету планирования:
Целевое планирование (определение целей);
Планирование средств (материальные ресурсы, трудовые ресурсы, оборудование, финансы, информация);
Программное планирование (планирование программ производства и сбыта);
Планирование действий (специальные продажи, многоуровневый маркетинг).
По сферам функционирования:
Планирование производства;
Планирование сбыта;
Планирование персонала;
Расширенное общее планирование.
По срокам :
Перспективное планирование (на срок от 5 до 15 лет);
Краткосрочное планирование (от 1 до 5 лет)
Текущее планирование (до 1 года);
Оперативно – производственное планирование (на срок от 1 дня до 1 месяца).
По возможности изменения планов:
Жесткое планирование;
Гибкое планирование

Методы планирования

Виды планирования

Планирование – есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и постоянно уточняются по времени цели и задачи развития организации, определяются стратегия и политика по их достижению: разрабатываются детальные планы, в которых скоординировано показателей, отражающих различные стороны ведения экономики хозяйствующего субъекта



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 515