Конспект урока русского языка Чем отличаются друг от друга слова-омонимы

План-конспект урока по русскому языку на тему
«Чем отличаются друг от друга слова-омонимы»
(урок проводится в 5 классе по программе и учебнику М.М.Разумовской и П.А.Леканта)
Цели урока:

Обучающая: дать определение омонимов; развивать умение находить омонимы в тексте и в словаре; использовать их в речи в соответствии со стилистическими особенностями; сформировать.
Развивающая: развивать связную речь учащихся, логическое мышление, интерес к русскому языку, творческие способности, умение пользоваться теоретическим и практическим материалом.
Воспитательная: воспитать осознанную потребность в знаниях, чуткости и внимательности к слову, интерес к теме.
Задачи:
Развивать устную и письменную речь учащихся.
Формировать у учащихся умение различать слова-омонимы по виду.
Учить вырабатывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация Power Point по теме урока, Толковый словарь под ред. Д.Н. Ушакова.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока

I. Организационный момент
– Доброе утро, ребята! Садитесь! Я рада продолжить вместе с вами путешествие по неизведанным уголкам Русского языка.
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
– Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни. Я бы хотела, чтобы вы помогли мне сформулировать тему урока. Будьте внимательны, отвечая на мои вопросы!
Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?
А выручить меня готово любимое, родное (Слово)
– А для чего служат слова, что они обозначают? (Предметы, явления, действия, признаки, количество, состояние и др.)
– Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? (Лексика)
– Сегодня мы с вами будем говорить о таком понятии лексики, как омонимы, научимся пользоваться словарями, будем совершенствовать навыки чтения.
Откройте тетради, запишите число, «классная работа» и тему «Чем отличаются друг от друга слова-омонимы».

II. Повторение
Прежде, чем непосредственно перейти к новой теме, повторим изученное ранее.
Разбор слов по составу: рассказчиком, бескорыстный (2 ученика выполняют у доски).
– Составьте диалог, используя эти слова.

III. Объяснение нового материала
– Посмотрите на слайд. Скажите, что изображено на картинках, запишите слова в тетрадь.
Ключ от двери, гаечный ключ, скрипичный ключ, ключ (родник)
Лук для стрельбы, лук (растение)
Водопроводный кран, строительный кран
– Как эти слова пишутся? ( Как эти слова произносятся? (Одинаково)
– А значение слов одинаково? (Совершенно разное)
– Эти слова-омонимы и они относятся к одной и той же части речи (чаще всего это существительные).
– Обратимся к учебнику (стр.104) и там прочитаем определение омонимов.
Омонимы – это разные по значению слова, но одинаковые по звучанию и написанию: коса (орудие) – коса (прическа). (Один ученик читает вслух, затем вместе повторяют и записывают в тетрадь).
Стихотворение на слайде:
Омонимы как близнецы похожи,
Но значат не одно и то же.
Груз подаёт подъемный кран,
А воду льёт в квартире кран.
Запишите стихотворение в тетрадь, подчеркните омонимы.

IV. Работа со словарём
– Откройте Толковый словарик в учебнике (стр.279) или Толковый словарь под ред. Д.Н.Ушакова, найдите слова-омонимы.
– Расскажите, как выглядит словарная статья слов-омонимов. (Слова записаны в алфавитном порядке. Над каждым словом-омонимом стоит цифра. Даётся определение, и приводятся примеры).

V. Закрепление изученного
1. Обратимся к упражнению 317. Выразительно прочитайте стихотворение и найдите слова-омонимы, дайте пояснения.

– Прежде, чем приступить к выполнению следующего задания, прочитайте рубрику в учебнике на стр.104-105 «Возьмите на заметку».
– Какой вывод вы можете сделать? (Не все слова, которые одинаково пишутся и звучат, являются омонимами. В русском языке немало слов, близких к омонимам).

2. Выполнение упражнений 318 и 319.
3. Прочитайте выразительно стихотворения на слайде, найдите омонимы (устно).
Птичий клин
Когда на мартовских полях
Лежала толща белая,
Сидел я с книгой, на полях
Свои заметки делая,
И в миг, когда моё перо
Касалось граф тетрадочных,
Вдруг журавлиное перо
С небес упало радужных.

Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали,
Мы играли в шашки.

VI. Обобщение. Подведение итогов.
Подведём итоги урока, ответив на вопросы:
– Что такое омонимы?
– Как найти омонимы в Толковом словаре?
– Чем отличаются друг от друга слова-омонимы?

VII. Домашнее задание: теория, упр. 320, 321.
Дома вы продолжите находить в стихотворениях из 320 упражнения слова-омонимы и распределять их в нужные графы как в упр.319. А также отгадаете кроссворд (упр. 321).