Рабочая программа. дополнительного образования. кружок . истоки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Белоярская средняя школа»



Рассмотрено Согласовано:
на заседании ШМО ___________________
классных руководителей 31.08.2016 г.
______________________ Зам. директора по ВР
от 25.08.2016 г., №1. Маркова О.Э.


Утверждено приказом по школе от 31.08.2016 г. № _102\1____



Программа курса дополнительного образования
« Истоки»

Класс- 6-7класс
Сроки реализации- 1 год
Количество часов – 70 часов


Учитель –Паппенгейм Н.В.,
Без категории




с. Белый Яр
2016 г.

Программа курса «Истоки» составлена в соответствии с целями и задачами «Программы дополнительного образования учащихся МБОУ «Белоярская СШ».
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, и «Примерных программ внеурочной деятельности основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших подростков умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Понять и оценить настоящее можно только, сравнив его с прошлым. Изучая прошлое своего края, сравнивая его с настоящим, школьники видят успехи нашей Родины и всего народа. Поэтому в настоящее время школьное историческое краеведение стало занимать большое место в образовании и воспитании школьников. Рост интереса молодежи к прошлому своей страны, народным традициям, памятникам
Работа в объединении дает возможность организовать систематические занятия по определенной программе и с постоянным составом учащихся. Работа в объединении превращает учащихся в активных помощников учителя, как в проведении внеклассных мероприятий, так и уроков.
Работа историко-краеведческого объединения осуществляется в двух направлениях: 1) теоретическом (беседы, лекции, доклады, конференции, викторины, самостоятельная работа).
2) практическом (экскурсии, походы, экспедиции, практикумы в музее, архиве, библиотеке).
Основным методом работы объединения является самостоятельная деятельность учащихся. Каждый ученик с учетом индивидуальных интересов выбирает тему и самостоятельно работает над ней. В итоге работы объединения каждый из его членов овладевает определенными умениями и навыками исследовательской деятельности: составлять библиографию, аннотацию, работать с краеведческой научной литературой, с документальными материалами, записывать воспоминания, собирать краеведческий материал, пользоваться логическими приемами.
Одной из важнейших задач объединения является сбор местных краеведческих материалов для последующего использования их в учебно-воспитательной работе в школе. Учащиеся с увлечением занимаются сбором материала, поисками исторических документов, фактов и сведений. В процессе сбора материалов по истории района организуются встречи и беседы с участниками исторических событий. Образовательное и воспитательное значение этих встреч и бесед огромно.
Школьное историко-краеведческое объединение обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на воспитание детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Историко-краеведческое объединение дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях.
Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.
Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре своего края научатся понимать, как история малой Родины связана с историей России.
Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения, то есть изучается история села Белый Яр, как части истории Хакасии.
Программа рассчитана на 1 года , на обучающихся 6-7 классов. Количество часов, выделенных на изучение курса 70 часов, из расчета 2 часа в неделю. Продолжительность учебного занятия 40 минут.
Цели программы: создание условий для появления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно –нравственных ценностей и культурных традиций
Задачи программы:
Формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
Приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
Развитие духовно-нравственного ориентира для жизненного выбора, привитие уважения к старшим и окружающим;
Формирование потребности к поисковой, исследовательской, творческой деятельности
Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях;
Воспитание гражданственности и патриотизма, уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
системность и последовательность занятий: 2 раза в неделю; обеспечение преемственности обучения;
научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Формы и методы работы
игровая;
познавательная;
краеведческая;
просмотр презентаций и видеофильмов;
проектная деятельность;
встречи с интересными людьми;
конкурсы;
посещение библиотеки
заочные экскурсии
Результатами изучения курса являются умения:
объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;
называть 2-3 достопримечательности республики;
рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе;
охранять природу родного района;
наблюдать и выделять характерные особенности природы;
соблюдать общепринятые правила поведения в обществе;
выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;
вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых
создание проекта «Виртуальный музей школы» (начальный этап)
Содержание программы

Основными направлениями в реализации программы «Истоки» будут:
Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

Ведущими направлениями деятельности историко-краеведческого
Объединения способствующими реализации цели программы, являются:
Организация поисковой деятельности:
- Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях села Белый Яр.
- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами поселка, района, республики.
- Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.
- Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры.
- Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.
- Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и проектов и участие в научно-практических конференциях, конкурсах, семинарах и т.п. на уровне школы, муниципалитета, области.
Оформительская работа:
а) составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;
б) оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;
в) создание рукописной Книги Памяти (воспоминания участников войны).
Просветительская деятельность:
а) проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций;
б) участие в литературно-краеведческих конференциях по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы;
в) участие в районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях историко-краеведческих клубов и объединений.
Общественно – полезная работа с населением:
- Ведение дневника – перепись оставшихся в живых ветеранов микрорайона, заполнение индивидуальных карточек.

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
- эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
выражать речь в устной и письменной форме;
проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Формы контроля и проверки достижений ожидаемых результатов:
в качестве текущего контроля используются опросы учащихся во время занятий, проверка их исследовательских работ;
в качестве средств итогового контроля применяется защита учащимися своих творческих и исследовательских работ с последующим обсуждением в группе;
в качестве дополнительных средств контроля и проверки используются личные наблюдения педагога за учащимися,
индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы: выставка творческих и исследовательских работ, оформление летописи семьи, конкурс сочинений, фотовыставки
Оценка результатов
Эффективность достижения целей программы будет оцениваться:
Во-первых: уровнем форсированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности;
Во-вторых: результатами участия в краеведческих форумах, олимпиадах, конкурсах исследовательских работ, массовых мероприятиях.




Содержание курса
Введение в курс «Истоки». 1 час
Раздел 1. Малая Родина.( 11часов.) История зарождения села Белый Яр.(3 часа) Быт населения села Белый Яр (4 часа).
История улиц (4 часа)
Раздел 2. История моей семьи в истории поселка. ( 7часов.) Моя родословная. Составление плана совместной с родителями работы над презентацией (1 час). Моя родословная (2 часа). Моя семья в годы Великой Отечественной войны (2 часа). Трудовые династии (2 часа).
Раздел 3. Моя школа. (7 часов.) История моей школы (4 часа). Традиции школы (1 час). Учителя школы. Педагогические династии (1час). Выпускники школы (1 час).
Раздел 4. Творчество и спортивные достижения жителей села Белый яр. (2 часа.) Искусство жителей села 1 час. Спорт жителей села 1 час.
Раздел 5. Малая Родина (13 часов.) Каким стал наш поселок (3 часа). Умельцы нашего поселка (2 часа). Они сражались за Родину (6 часов). Белоярцы участники локальных войн (2 часа)
Раздел 6. История моей семьи в истории села. (8 часов.) История семьи в письмах, дневниках, предметах.(4 часа). Традиции моей семьи (4 часа).
Раздел 7. Хранитель истории родного края – школьный виртуальный музей.(11 часов) Создание электронных фондов, школьного виртуального музея (3 часа). Создание проекта «Экскурсия экспозициям школьного виртуального музея» (8 часов).
Раздел 8. Хранитель истории родного края – школьный виртуальный музей (6 часов) Создание проекта «Мы и наши соседи»
Раздел9. Работа над исследовательскими проектами.( 4 часа) Работа над исследовательскими проектами (2часа). Защита исследовательских проектов (2 часа)



Список литературы для учителя
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы основного общего образования
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011
Фонды школьного музея «истоки»


















Календарно-тематическое планирование по курсу «Истоки»

п\п
Тема
Кол-во часов
Теоритические
часы
Практические часы
Дата проведения






план
факт



1
Введение в курс «История родного края»
1
1

7.09


Раздел 1. Малая родина. 11часов

2
История зарождения села Белый Яр
1
1

7.09


3-4
История зарождения села Белый Яр
2

2
14.09
14.09


5-6
Быт населения села Белый Яр
2
2

21.09



7-8
Быт населения села Белый яр
2

2
28.09



9-10
История улиц села Белый яр
2
2

5.10



11-12
История улиц села Белый Яр
2

2
12.10



Раздел 2. История моей семьи в истории села. 7 часов

13
Моя родословная. Составление плана совместной с родителями работы над презентацией.
1
1

19.10


14-15
Моя родословная
2

2
19.10
26.10


16-17
Моя семья в годы Великой Отечественной войны
2
1
1
26.10


18-19
Трудовые династии
2
1
1
9.11



Раздел 3. Моя школа. 7 часов

20-21
История моей школы
2
2

16.11



22
Традиции школы
1
1

23.11



23
Учителя школы. Педагогические династии
1
1

23.11


24
Выпускники школы
1
1


30.11


25-26
История моей школы
2

2
7.12



Раздел 4. Творчество и спортивные достижения жителей села Белый яр. 2 часа

27
Искусство жителей села
1
1
1
14.12




28
Спортивные достижения села
1
1
1
14.12










Раздел 5. Малая Родина 13 часов

29
Каким стало наше село
1
1


21.12


30-31
Каким стало наше село
2

2
21.12



32-33
Умельцы нашего села
2

2
28.12



34-36
Они сражались за Родину
3
3

11.01



37-40
Они сражались за Родину
3

3
11.01



40-42
Белоярцы, участники локальных войн
2
1
1
18.01












Раздел 6. История моей семьи в истории села. 8 часов





43
Традиции моей семьи.
1
1

25.01



44-46
Традиции моей семьи
3

3
25.01



47
Традиции моей семьи.
1
1

25.01



48-50
Создание электронных фондов, школьного виртуального музея
1
2

15.02


Раздел 7. Хранитель истории родного края – школьный виртуальный музей.(11 часов)

51
Создание проекта «Экскурсия по фондам школьного виртуального музея»
1
1

1.02


52-58
Создание проекта «Экскурсия по фондам школьного виртуального музея»
7

7
8.02


59-60
Создание проекта «Экскурсия по фондам школьного виртуального музея»
1
1

15.02


61
Создание проекта «Экскурсия по фондам школьного виртуального музея»
1

1
22.03


Раздел 8. Хранитель истории родного края – школьный виртуальный музей.(5 часов)

62-63
Традиции и обычаи народов, живущих в окрестностях нашего района
1


3
5.04
12.04


64-66
Создание проекта «Мы и наши соседи»

1


19.04
26.04


раздел 9. Работа над исследовательскими проектами. 4 часа

67-68
Работа над проектами
2

2
3.05
10.05


69-70
Защита исследовательских проектов
2

2
17.05
24.05


Итого: 70 часов








15