ПРОЕКТ Использование социально-педагогических методов формирования сплоченного коллектива детей начального уровня обучения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ОБЪЕДИНЕНИЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ КЛУБОВ
ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА»
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Пр. Победы, 10б, г. Евпатория, Республика Крым, 297403, тел. (06569) 6-26-58






СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ



«Использование социально-педагогических методов формирования сплоченного коллектива детей начального уровня обучения
в условиях учреждения дополнительного образования»






Составитель:
Социальный педагог МБУ ДОД
«ОДЮКПМЖ» АгЕ РК
Кайбулаева Лера Наримановна




Внутренняя экспертиза:
Методист МБУ ДОД
«ОДЮКПМЖ» АгЕ РК
Жила Татьяна Николаевна







Евпатория, 2016
ВВЕДЕНИЕ

Человек своими действиями и поступками сам формирует и развивает свою личность, но процесс и результаты этого формирования и развития зависят от условий и содержания деятельности ближайшего его окружения. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп и адаптацию каждого ее члена в отдельности. Своеобразной общностью подростков является клубный (кружковый) коллектив. Но необходимо отметить, что коллектив – это высшая форма развития малой группы.
Коллектив в социально-педагогической науке выступает как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. Кружок – это самодеятельное объединение детей по интересам, осуществляющее тематическую деятельность, как правило, познавательного, спортивного или творческого характера. Кружковый коллектив в рамках целостной воспитательной системы рассматривается как способ интеграции личности каждого ребенка в группе, приводя к изменению его поведения, внутреннего эмоционального состояния, отношения к сверстникам и к себе.
Особенности формирования сплоченного коллектива, как основного критерия развития малой группы, опосредуются возрастной характеристикой его членов. Особого внимания требует проблема формирования коллектива на начальном уровне обучения (8-9 лет), так как на этом этапе происходит становление потребностно-мотивационной сферы личности. Целью образовательного процесса в учреждении дополнительного образования является не просто трансляция знаний, умений и навыков, а, в большей степени, создание условий для целостного личностного развития ребенка, что является невозможным без позитивной адаптации к коллективу. Первые посещения занятий кружка для ребенка являются в некотором роде стрессовыми, так как появляется новая среда, новые люди, новые возможности. В кружок дети приходят для удовлетворения своих интересов и потребностей, однако претворить в жизнь индивидуальные планы они могут, только успешно участвуя в реализации общественно значимой цели, осуществляемой в коллективной деятельности.
Актуальность данного проекта заключается в оказании реальной помощи педагогам и воспитанникам в реализации их интересов и одновременно социализации детей в коллективе единомышленников.
Цель проекта: оптимизировать процесс формирования коллектива детей начального уровня обучения в условиях учреждения дополнительного образования под влиянием социально-педагогических методов.
В проекте выдвигаются следующие задачи:
1. Провести экспериментальное исследование по выявлению уровня сформированности коллектива детей начального уровня обучения.
2. Применить комплекс социально-педагогических методов для оптимизации процесса формирования коллектива детей начального уровня обучения в условиях учреждения дополнительного образования
3. Провести экспериментальное исследование с целью определения особенностей влияния социально-педагогических методов воздействия на процесс формирования коллектива детей начального уровня обучения в условиях учреждения дополнительного образования.
4. Обобщить и оформить результаты. Подвести итоги. Выступить на педагогических советах. Оформить методические рекомендации педагогическому составу образовательного учреждения.
5. Распространить опыт работы. Участвовать в профессиональных конкурсах. Размещать результаты реализации проектов на личных электронных сайтах в сети Интернет.
Для выполнения поставленных задач использовался комплекс методов исследования:
1) теоретические - анализ научной литературы, контент - анализ, синтез, дедукция, систематизация, сравнение, обобщение полученной информации, системный анализ полученных данных;
2) эмпирические - беседа, психодиагностические методики;
3) методы математической статистики.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА

( этап. Экспериментальное исследование по выявлению уровня сформированности коллектива детей начального уровня обучения (2017-2018 уч.год)

Для исследования уровня сформированности коллектива детей начального уровня обучения избирается ряд методик, которые позволяют определить особенности межличностных взаимоотношений в группе, индекс групповой сплоченности, степень развития самоуправления в коллективе, уровень личностной тревожности.
Выбор методик, которые будут использованы в исследовании, определяются на основании таких критериев:
- валидность методик и их адаптивность к условиям исследования;
- простота в реализации и оценке результатов;
- возможность использования выбранных методик в работе социального педагога.
Целевая аудитория
Общий состав группы: 10-15 человек.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю.
Общее время реализации программы: 3 месяца.
Исполнитель проекта: социальный педагог.
Место реализации: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Объединение детско-юношеских клубов по месту жительства» администрации города Евпатории Республики Крым

Содержание ( этапа

Метод и методика
Направление
Ресурсы


Методика «Социометрия» Якоба Морено
Изучение эмоциональных связей, степени сплоченности в группе, выявление авторитета членов группы по правилам симпатии - антипатии, обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с лидером.
временные, интеллектуальные
организационные («административный» ресурс)


Методика «Определения индекса групповой сплоченности» Сишора К.

Выявление прочности, единства и устойчивости межличностных взаимоотношений в коллективе
временные, интеллектуальные
организационные («административный» ресурс)


Методика «Выявления уровня развития самоуправления в коллективе» Рожкова М.И.
Определение способности коллектива самостоятельно ставить цели и реализовывать их
временные, интеллектуальные
организационные («административный» ресурс)


Методика «Шкала самооценки уровня личностной тревожности» Спилбергера Ч. (адаптированная Ханиным Ю.Л.)
Фиксация степени ребенка тревоги, наличия тенденции к дезадаптации
временные, интеллектуальные
организационные («административный» ресурс)


Метод беседы
Получение от исследуемых информации о личностных особенностях. Установление личного контакта с детьми как объектами исследования.
(временные, человеческие (кадровые), организационные («административный» ресурс)


Метод математической обработки результатов - многофункциональный критерий (( - угловое преобразование Фишера.
Определение отличий между экспериментальными исследованиями. Критерий (( предназначен для сопоставления двух выборок по частоте появления эффекта, который исследуется.
(временные, информационные, интеллектуальные (экспертные), материально-технические



(( этап. Применение комплекса социально-педагогических методов для оптимизации процесса формирования коллектива детей начального уровня обучения в условиях учреждения дополнительного образования (2018-2019 уч.год)

Применение комплекса социально-педагогических методов направлено на:
обеспечение условий для сплочения группы;
выработка способности к самоуправлению в коллективе;
формирование лидерских качеств;
создание дружеской атмосферы в коллективе;
развитие коммуникативных навыков;
снижение уровня личностной тревожности и повышение уровня удовлетворенности взаимоотношениями со сверстниками.



Социально-педагогические средства
Арсенал методических средств, используемых на занятиях, состоит из набора упражнений, заданий, тематических бесед, игр и викторин.

Технология проведения работы
Оптимизация процесса формирования коллектива осуществляется посредством выполнения заданий, основными принципами которых являются:
добровольность участия в занятиях и минимизация использования принуждения;
диалогизация взаимодействия как равноправное полноценное межличностное общение, основанное на доверии и взаимоуважении участников;
привлечение к активной совместной деятельности.
Перед непосредственной реализацией данного этапа с участниками проводится собеседование с целью формирования положительной мотивации детей в предстоящей совместной деятельности.

План
оптимизации процесса формирования коллектива детей начального уровня обучения в условиях учреждения дополнительного образования под влиянием социально педагогических методов

занятия
Название занятия
(игры, викторины)
Название упражнения
(методики, игры, беседы)
Время



«Здравствуйте, друзья!»
Цель: знакомство с правилами психологического тренинга, обсуждение способов взаимодействия в группе, выработка ритуала приветствия и прощания.
Ритуал приветствия
Знакомство
Правила работы в группе
Упражнение «Самопрезентация»
Упражнение «Поменяйтесь местами»
Упражнение «Карусель общения»
Обратная связь
Ритуал прощания
1 час


«Я люблю своих товарищей!»
Цель: сформировать представления у деей знаний о психологическом тренинге.
Беседа на тему «Что такое дружба?»
Упражнение «Чемодан»
Упражнение «Мой идеальный друг»
Упражнение «Найти друга»
1 час


«Наш дружный коллектив!»
Цель: повышение уровня сплоченности, создание условий для включения аутсайдеров в совместную деятельность с одногруппниками.
Упражнение «Коронация»
Упражнение «Ищу друга» (единомышленника)
Упражнение «Дождик»
Упражнение «Ты - молодец, потому что...»
1 час


«Мир и Я!»
Цель: снятие накопившегося напряжения, создание группового доверия и принятия.
Упражнение «Коронация»
Упражнение «Список эмоций» Упражнение «Броуновское движение»
Упражнение «Самое существенное в моем характере, жизни»
1 час


«Мир во мне!»
Цель: осознание и принятие своих чувств, освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения.
Упражнение «Коронация»
Упражнение «Чувства»
Упражнение «Растем»
Упражнение «Порядковый счет»
1 час


«Я умею красиво говорить!»
Цель: расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения; отработка навыков понимания других людей и себя.
Упражнение «Коронация»
Упражнение «Глаза в глаза»
Упражнение «Восхищение и возмущение»
Упражнение «Передача чувств»
1 час


«Я умею слушать!»
Цель: расширение возможностей установления контакта с людьми; овладение навыками активного слушания.
Упражнение «Коронация»
Упражнение «За стеклом»
Упражнение «Стыковка»
Упражнение «Построимся»
1 час


Социально-педагогическая игра-викторина
«Мы вместе!»
Цель: способствовать сплочению коллектива, созданию благоприятной атмосферы.
Упражнение «Коронация»
Игра-викторина «Мы вместе!»

1 час


«Друг, товарищ и брат!»
Цель: сплочение класса, развитие навыков установления контакта и игрового партнерства, формирование лидерских и организаторских навыков.
Упражнение «Коронация»
Упражнение «Ассоциация»
Упражнение «Пазлы»
Упражнение «Шарики»
1 час


«Лучший в мире»
Цель: способствовать развитию коммуникативных способностей, эмоциональная разгрузка, сплочение коллектива.
Упражнение «Коронация»
Упражнение «Клубочек»
Упражнение «Друг к дружке»
Упражнение «Добрые слова»
1 час


«Я и мой кружок!»
Цель: сплочение класса, развитие навыков установления контакта, общения, развитие навыков игрового партнерства и сотрудничества.
Упражнение «Коронация»
Упражнение «Шанхайцы»
Упражнение «Пальчики»
Упражнение «Кто быстрее?»
1 час


«Мой кружок – моя семья!»
Цель: сплочение коллектива; развитие умения слушать, говорить другому человеку приятное, формирование установки на позитивное восприятие каждого члена коллектива, подведение итогов цикла занятий.
Упражнение «Листок за спиной»
Упражнение «Коллаж класса»
Упражнение-беседа «Обратная связь»
1 час



((( этап. Провести экспериментальное исследование с целью определения особенностей влияния социально-педагогических методов воздействия на процесс формирования коллектива детей начального уровня обучения в условиях учреждения дополнительного образования (2018-2019уч.год)

Проведенное экспериментальное исследование влияния социально-педагогических методов на процессе формирования коллектива детей начального уровня обучения в условиях учреждения дополнительного образования на уровне статистической значимости выявит повышение/понижение уровня групповой сплоченности, повышение/понижение степени коллективного самоуправления, уменьшение/увеличение числа аутсайдеров, повышение/понижение степени личностной тревожности членов группы. Так же будет выявлена положительная/отрицательная динамика в изменениях индекса групповой сплоченности группы.

(V этап. Обобщить и оформить результаты. Подвести итоги. Выступить на педагогических советах. Оформить методические рекомендации педагогическому составу образовательного учреждения (2018-2019 уч.год)

Эта часть работы над проектом призвана концентрировать внимание на характеристике результатов работы. Основная цель этого этапа заключается в выстраивании общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде доклада, методических рекомендаций, статьи, презентации)

V. Распространить опыт работы (2019-2020 уч.год)
1. Участвовать в профессиональных конкурсах.
2. Размещать результаты реализации проекта на личных электронных сайтах в сети Интернет

ЛИТЕРАТУРА:

Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2004. - 365 с.
Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. – СПб.: СПбГУ, 2002. - 350 с.
Долгополова А.В. Практикум по курсу «Социальная психология». – Самара: СамГУ, 2002. – 192 с.
Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб. - Питер, 2004. - 161 с.
Королева З. Психологические тесты для всех. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 336 с.
Курышева О.В. Развитие образа взрослости и его влияние на поведение младших подростков в реальных ситуациях. - М.: РГБ, 2003.-151 с.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа, – СПб.: Речь, 2001 – 189 с.
Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2004. – 279 с.
Основы психологии: Практикум / Под ред. Л.Д. Столяренко. –Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 232 с.
Пиюкова С.С. Методика и технология работы социального педагога. Самара, изд-во «Самарский университет», 2002. – 300 с.
Райгородский Г. Я. Практическая психодиагностика. – Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2002. – 672 с.
Римская Р, Римский С. Практическая психология в тестах. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. – 400 с.
Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – Спб.: ООО «Речь», 2003. – 350 с.
Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. / Под. ред. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002. – 180 с.
Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. - М. : Генезис, 2006. - 330 с.
Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 512 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – «Фестиваль 1 сентября»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Инфоурок
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - «Социальная сеть работников образования»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – «Мультиурок»










13PAGE \* MERGEFORMAT14715




Заголовок 215