«Формирование сплоченного классного коллектива через развитие у учащихся толерантного поведения»
Выступление на ШМО
классных руководителей
Д О К Л А Д
на тему:
«Формирование сплоченного классного коллектива через развитие у учащихся толерантного поведения»
Подготовил:
Щербакова О.В.
учитель математики первой категории
«Коль человек - существо общественное, то
только в обществе он может развить свою природу.
Аристотель.
Социально-педагогический аспект развития и воспитания подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы непосредственно связан с проблемой формирования классного коллектива. Важный период становления личности ребенка приходится на его школьные годы. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Педагог в содружестве с семьей формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те навыки и привычки поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма как качества личности.
Каждые семь лет классный руководитель выпускает один класс и берет новый. Для меня, классного руководителя, каждый класс особенный и необыкновенный, он навсегда остается в сердце и в душе. Мечта любого классного руководителя – создать единый дружный коллектив, в котором будет комфортно ребенку на уроках и во внеурочное время, где он сможет раскрыть свои способности и найти им применение, найти себе друзей и самому стать хорошим другом. Я считаю, что самое важное в воспитании коллектива это его сплочённость. Поэтому главной задачей для меня всегда стоит сплочение коллектива. А значит воспитание в детях чувства понимания, доброго отношения друг к другу, сопереживания, желания действовать одной командой.
В своей статье я хочу поделиться опытом работы над проблемой формирования сплоченного классного коллектива через развитие у учащихся толерантного поведения.
При написании статьи были использованы научные работы и статьи психологов, изучающих проблемы воспитания детей.
В современном мире, где присутствуют акты терроризма, насилия на национальной, религиозной почве, идейной нетерпимости актуальность данной проблемы не вызывает сомнений. Массовое внедрение компьютерных технологий, интернета, приводят к тому, что дети большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с машиной. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.
Я начала работать по этой проблеме, когда мои ученики пришли в 5 класс, понимая, что создание нормальных, толерантных отношений в классе среди ребят, сплочение коллектива класса, является важным шагом на пути общего повышения эффективности образовательного и педагогического процесса. Образование является решающим фактором формирования культуры толерантности. Именно образование выступает в роли главного общественного института, созданного для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, основных ценностей и норм, всего того, что определяет взгляды, отношение к окружающему миру и, в конечном счёте, индивидуальное и коллективное поведение людей.
Толерантность нужно систематически воспитывать, тогда она станет элементом культуры жизнедеятельности классного коллектива.
Очень важно строить воспитательный процесс класса на основе таких принципах как:
- принцип сотрудничества;
- принцип взаимоуважения;
- принцип деятельностного и творческого подхода;
- принцип системности;
- принцип учета возрастных особенностей;
- принцип ориентации на «успех» каждого ученика;
-принцип открытости.
В основу своей воспитательной работы с классом я закладываю идею воспитания дружного классного коллектива, в которой формирование толерантных отношений внутри класса является очень важной и ключевой задачей. Реализация данной идеи предполагает создание воспитывающей среды в урочное и внеурочное время, построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовно развитие личности каждого ученика, вовлечение всех учеников в систему классных часов и коллективных творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям. Реализация данной идеи, как я полагаю, позволит ученикам успешно адаптироваться к жизни не только в школе, но и за ее пределами.
Для достижения планируемых результатов необходимо решить следующие частные задачи: - создание благоприятных условий и возможностей для формирования и развития личности каждого ученика; - развитие познавательного интереса, расширение кругозора и эрудиции учащихся;- создание условий для раскрытия творческого потенциала и воспитание активной жизненной позиции каждого ученика и коллектива в целом;- формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений друг с другом и окружающими,- провести мониторинг уровня сплоченности коллектива и межличностных отношений в классе.
На протяжении пяти лет (5-9 классы) работы проводились разнообразные мероприятия, включающиеся в себя основные направления развития толерантности:
- усвоение того, что каждый человек – личность;
-знакомство с важностью принципа уважения человеческого достоинства всех людей без исключения;
-понимание учащимися идеи взаимодополняемости, как основной черты существующих различий.
Классный час – это лишь одна из основных форм работы классного руководителя с классом. На классных часах предоставляется возможность расширить кругозор учащихся по данной теме, сформировать представления о дружбе, друзьях, высказать свою точку зрения и выслушать одноклассников, решить проблемные ситуации, связанные с классом и школьной жизнью. Использовались и другие формы работы.
Диагностическое исследование развития классного коллектива позволяет определить уровень сплоченности класса, выявить «проблемные зоны», требующие дополнительного внимания и поддержки со стороны классного руководителя, корректно построить систему воспитательной работы на следующий учебный год. Для проведения исследования были выбраны методики:
- Психологический комфорт в классе (метод социометрии по методике Дж. Морено);
- Определение индекса групповой сплоченности Сишора;
- Тест «Самооценка толерантности личности» (Зиновьев Д.В.)
Оценка результатов проведения развивающих мероприятий показала, что к 9 классу уровни толерантности и социально-психологического климата в классе повысились, что свидетельствует о том, что целенаправленное развитие толерантности является фактором благоприятного социально-психологического климата классного коллектива.
В заключении хочется сказать, что детский коллектив не может развиваться без отношений дружбы и товарищества, личных симпатий и взаимопонимания. Только при таких отношениях каждый ребенок может найти свое место в коллективе, испытывать эмоциональный комфорт.
Планируя свою работу, классному руководителю очень важно использовать разнообразные формы и методы - классные часы, организацию цикла нравственных бесед с учетом проблем класса, экскурсии, целевые прогулки, организацию творческих выставок, тематические вечера, организацию праздников, конкурсы, викторины, участие в проектах. Традиционной формой воспитательной работы является организация праздников, связанных с календарными датами и такими событиями, как Новый год, 8 марта, День матери. Важно внести разнообразие в содержание данных мероприятий. Но не только участие в классных и школьных делах сплачивает коллектив. Ребят особенно увлекает такая коллективная деятельность, которая помогает им совместно провести свободное время. Современные дети большую часть времени проводят за компьютером, электронными играми, у них дефицит "живого" общения, результаты которого необходимы окружающим.
Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий снижения напряженности в социуме.