Формирование предметных, метапредметных и личностных результатов на основе работы ученика с учебным текстом. Учебник. Урок географии.








Формирование предметных, метапредметных и личностных результатов на основе работы ученика с учебным текстом. Учебник. Урок географии.









Екатерина Анатольевна Бражникова
учитель географии, первая квалификационная категория 
 
 








МАОУ лицей № 18 г. Калининград, РФ

Аннотация
В работе предложен опыт организации работы учащихся с текстом учебника. Работа с учебным текстом позволяет в ходе учебной деятельности освоить необходимое предметное содержание; по ходу этого освоения у ученика формируются необходимые личностные качества и разнообразные метапредметные умения.
Систематическая работа с учебным текстом позволяет организовать учебную деятельность ученика, сформировать у него необходимые группы умений и качеств, тем самым, реализуя требования стандарта.
Данная работа может быть интересна учителям географии, ведущим уроки в 5-11 классах.

















Содержание
Введение стр.4-5
1.Разработка урока географии в 5 классе «Науки о природе» стр.5-9
2.Технология работы с текстом стр.9-11
3.Формы работы с текстом на уроках географии стр.11-15
Заключение стр.15
Список используемых источников и литературы стр.16









Введение
В основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход. Это значит, что знания не должны усваиваться учениками в готовом виде в ходе рассказа учителя, но должны быть итогом учебной деятельности учеников, организованной учителем.
В связи с этим, повышается роль средств обучения на уроке, ведь учебная деятельность учеников должна на чем-то основываться. Одно из главных средств обучения – это учебник. Учебник – комплексное средство обучения, где содержание предмета представлено в разной форме. Но все-таки основа любого учебника – это текст. Поэтому организация работы ученика с текстом учебника является важной задачей учителя и учителя географии в том числе, решение которой позволит достичь результатов, обозначенных в стандарте.
Формирование умения работать с текстом – это важная задача образования вообще. Ведь текст – это тот источник информации, который обязательно используется человеком любой профессии в течение всей его жизни. На проверку степени сформированности и способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях (так называемой читательской компетентности) направлено международное исследование PISA. Результаты этого исследования – важный индикатор качества образования в стране. Пока для нашей страны они неутешительны. Попыткой переломить ситуацию было выделение во ФГОСах для всех ступеней образования не только предметных, но и метапредметных (общеучебных), и личностных результатов образования.
В федеральных государственных образовательных стандартах для всех ступеней общего образования выделены три группы результатов: предметные, метапредметные (общеучебные) и личностные. Эти результаты неразделимы: и метапредметные умения, и личностные качества формируются на определенном предметном содержании. Работа с учебным текстом позволяет в ходе учебной деятельности освоить необходимое предметное содержание; по ходу этого освоения у ученика формируются необходимые личностные качества и разнообразные метапредметные умения: регулятивные, информационно-логические (выделять главную мысль текста, классифицировать и систематизировать содержание текста, выявлять в тексте причинно-следственные связи, обобщать содержание текста и др.), коммуникативные (переводить информацию из текстовой формы в другую форму и наоборот, формулировать по тексту высказывание на заданную тему, высказывать суждения, подтверждая их фактами из текста и др.) и рефлексивные (оценивать содержание текста).
1.Разработка урока географии в 5 классе «Науки о природе»
Как мотивировать учащихся к изучению порой непростых тем предмета? Космические снимки различных территорий Земли, России, цифровые фотографии, сайты видеоматериалов, по которым не представляет труда совершить заочное путешествие в любую точку планеты, создать образ географического процесса, объекта, события, что развивает эмоциональную сферу обучающихся, делает процесс познания увлекательным и доступным, побуждающим к развитию читательской культуры школьников.

Разработка урока географии в 5 классе «Науки о природе».
Тип урока: урок изучения нового.
Цель: сформировать представление о естественных науках.
Средства обучения: учебник, электронное приложение к учебнику, видеофрагмент «Как прекрасен этот мир», маркеры, ватманы.
Методы учебной деятельности: анализ текста учебника, беседа, создание «презентаций» наук.
Форма работы: групповая.
Виды деятельности на уроке:
Учитель
Учащиеся

1.Формирует учебные группы (6). Перед входом в класс каждый учащийся берёт из мешочка листок одного из шести цветов и садится за стол с такой же маркировкой.
1.Рассаживаютя по группам за шесть столов (по числу естественных наук – биология, география, химия, физика, экология, астрономия).

2.Показывает видеофрагмент «Как прекрасен этот мир».
2.Смотрят музыкальный видеоклип.

3. Делает вступительное слово о том, что люди издревле стремились познать природу. Беседа.
3.Отвечают на вопросы перед параграфом:
- Какие науки о природе вы знаете?
- Почему природу изучают различные науки?
- Какое общее название имеют науки о природе?

4.На каждый стол ставит табличку с названием одной из естественных наук. Задаёт вопрос:
- Какие задачи мы можем поставить перед собой на этом уроке?
4.Предлают решить на уроке возможно такую задачу:
- Выяснить, что изучает каждая из основных естественных наук и т.д.

5.Раздаёт карточки с заданиями для групп.
1.Объясните, что изучает данная естественная наука.
2.Как появилось название науки?
3.Найдите в п.1,2 учебника определения понятий «тело», «вещество», «явление природы».
4.Какие тела, вещества и явления природы изучает данная наука? Составьте из этих слов пары: тело (вещество) явление природы. Например, Солнце восход Солнца.
5. Приведите примеры явлений, которые можно объяснить при помощи знаний данной естественной науки.
6.Подумайте, люди, каких профессий используют в своей работе знания этой науки?

5.Создают «визитные карточки» естественных наук на ватманах. Пишут, рисуют, создают схемы.

Через 15-20 минут представляют свои мини-проекты классу.

7. Проводит рефлексию.
- Оцените работу каждого участника своей группы;
- Оцените работу других групп;
- Что узнали нового о науках, о природе;
- Что понравилось, не понравилось и т.д.
7. Задают «умные «вопросы», высказывают оценочные суждения, подводят итоги работы.

Урок прошёл живо, учащиеся были активны, высказали пожелание чаще проводить такой вид работы.
Что я считаю ценным в этом уроке?
1.Каждый учащийся смог найти для себя наиболее интересные задания, выбрать форму представления мини-проекта, проявить инициативу, т.е. достигались личностные результаты обучения географии по формированию всесторонне развитой личности.
2.Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)




















2.Технология работы с текстом
Для современных школьников основным источником получения знаний остаётся учебник, несмотря на современные носители информации, в которых также приходится работать с текстовой информацией. При работе с учебником на первый план выходят такие важные функции, как закрепление материала, осуществление самоконтроля детьми, интегрирующая функция (приращение дополнительных знаний к основным), координирующая функция (привлечение к обучению таких качеств личности, как трудолюбие, мыслительная активность, творческие способности) и обучающая, наравне с информационной, трансформационной (преобразование материалов с возрастом) и систематизирующей (логика в изложении) функциями.
Во ФГОС предъявляются определённые требования к предметным и метапредметным результатам учащихся:
-умение работать с различными источниками географической информации;
-умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и   явлений;
-способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
-умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.
Виды работы с текстом можно объединить в три группы в зависимости от степени самостоятельности, творческой активности ученика.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- комментированное чтение - выделение главной мысли - иллюстрирование
- нахождение сведений - составление плана, тезисов, - рецензирование в тесте вопросов, схем, таблиц, диаграмм - написание
- написание выводов
- поиск причинно-следственных связей
Все выпускники основной школы, обучавшиеся в образовательных организациях общего образования, должны овладеть аналитическим уровнем работы с текстом. Следует отметить, что степень самостоятельности учеников при выполнении заданий, направленных на работу с текстом, должна возрастать от класса к классу: если в 5 и 6 классах доля заданий на воспроизведение информации, содержащейся в тексте, может быть еще достаточно значительной, то к 9 классу она должна стать минимальной (по мере необходимости для отдельных учащихся).
Надо сказать, что с учебным и художественным текстом как таковым ученики начинают активно работать, начиная с первого года обучения в школе. Основной вклад в формирование соответствующих навыков вносят такие предметы, как русский язык, литературное чтение, а затем и литература. На этих уроках ученики учатся составлять простой и сложный планы текста, давать тексту заглавие, составлять вопросы к тексту. Учителю географии полезно использовать эти метапредметные умения, а также формировать новые: переводить содержание текста в график, диаграмму, схему, таблицу, карту.
3.Формы работы с текстом на уроках географии
Таким образом, учебный текст выступает одним из средств реализации деятельностного подхода на уроках географии.  Обычно работа с текстом начинается с таких приёмов, как диалог с текстом, вопросы к тексту, выписывание и подчёркивание главного, составление схем, рисунков, таблиц, составление конспекта. Все эти приёмы обработки информации можно использовать при работе с учебниками географии.  
Упражнение - перевод «с русского на русский». Читать выделенные на уроке сложные предложения текста и переписать их, другими словами. Уточнить предложение, упростить его, но так, чтобы смысл не потерялся.
 Поставить вопросы к выделенному абзацу (такому, в котором много недоговорённостей).
 Заполнить   «слепой» текст   терминами из изучаемой темы (с поддержкой).
 Найти подсказки в тексте учебника и сформулировать ответы на проблемные вопросы: Почему?.. Зачем?.. Как можно объяснить?..
Зашифровать   понятия в символы, систему или последовательность символов.
Составить разные предложения с одним и тем же понятием.
Заполнение   таблицы. На основе текста учебника заполнить различные виды таблиц.
При работе с текстом можно применять и такие формы, как «Информационные» и «Аналитические» вопросы.
«Информационные» вопросы
«Аналитические» вопросы

Кто?
Дайте три объяснения почему?

Что?
Объясните почему?

Когда?
Почему вы думаете?

Может?
Почему вы считаете?

Как звали?
В чём различие?

Согласны ли вы?
Предположите, что будет, если?

Верно ли?
Что, если?

9. «Что?   Где?  Когда?»
Кто?
Что?
Когда?
Где?
Почему?

 
 
 
 
 


  10.Составление интеллект-карты темы.
  Интеллект – карта отличается от системы понятий тем, что при её создании проектирование начинается с центра от главного обобщающего понятия, и продолжается в разные стороны. Сама готовая карта, как правило, напоминает рисунок нейрона с множеством ветвящихся отростков.  В интеллект - карте могут присутствовать символы, рисунки и т.д.
  11.Нахождение места в учебнике, где описывается объект, представленный картинкой.
12.Синквейн.
В настоящее время для обобщения изучаемого материала часто используется приём «синквейн» (слово происходит от французского слова «пять»). Это стихотворение состоит из пяти строк. Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным. Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, прилагательным. Третья строка – описание действий в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами. Четвёртая строка - фраза их четырёх слов, выражающая отношение к данной теме. Пятая строка - одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы.
Примеры синквейна:
11 класс 8 класс
Индия Река
Древняя, красивая Широкая, полноводная
Увлекает, оживляет, притягивает Протекает, изменяет, восхищает
Самая необычная страна мира Удивительный водный объект России
Чудесная. Водная артерия.
  13.Сравнение двух близких понятия по смыслу, нахождение сходства.
Что общего между тундрой и пустыней?
Что общего в    географическом положении Польши и Китая?
Ответы найти в тексте учебника.
14.Сравнение двух близких понятий по смыслу, найти различия.
Назовите как можно больше отличий бризов от муссонов.
Сравните циклоны с антициклонами, найдите не менее 4-х отличий. Назовите различия между паводком и половодьем.
  15.«Сворачивание» информации, данной в виде текста, в таблицу, схему, диаграмму, карту, символы   и др.   Анализ и вывод.
Памятка для учащихся по «сворачиванию» текстовой информации в таблицу.
Прочитать текст.
Проанализируй, что является главным «действующим лицом» в тексте: что именно описывается – объект (объекты), или процесс (процессы).
Если «героем» текста является объект, тогда в названиях вертикальных столбцов - граф могут быть такими:
Название
Состав
Структура (рисунок)
Особенности

 
 
 
 

 Если в тексте идёт речь о процессе, то столбцы могут содержать следующую информацию:
Название процесса
Условия процесса
Механизмы процесса
Результаты процесса
Значение процесса в природе (или для человека)

 
 
 
 
 

Если в тексте сравниваются два или несколько объектов или процессов, то достаточно трёх столбцов:
Название
Сходство
Различие

Объект 1.
 
 

Объект 2.
 
 

Одним из наиболее часто применяемых видов    работы с учебником в классе является его комментированное чтение. Оно обычно проводится в начале курса, а затем – при изучении сложных разделов комментированное чтение учебника может происходить в форме фронтальной работы.  Ученики читают текст, учитель попутно объясняет строки и непонятные положения; учащиеся после чтения пересказывают текст своими словами и задают по нему вопросы. Эта работа проводится, в основном, с учащимися 5-6 класса.  В дальнейшем работа с текстом учебника усложняется, и по нему выдаются задания, а также различные виды самостоятельной работы, важнейшая из которых – составление по тексту плана изложение материала.
План представляет собой перечень проблем, рассматриваемых в тексте. Он может быть простым или сложным (развёрнутым). План способствует лучшему ориентированию в содержании текста. Есть два способа составления плана. Один – работа над планом в процессе чтения, второй – составление плана после ознакомления с текстом, что позволяет суммировать работу.  План при этом получается более последовательным, чётким и даже более сжатым.
Работа над составлением плана по тексту учебника выполняется обычно так. Ученики читают текст определённого раздела, разделяют его на части, подбирают к ним заголовки и задают к тексту каждой из этих частей вопрос.  Затем им предлагается пересказать текст по составленному плану или ответить на поставленные вопросы.
Заключение
Работа с текстом – основа педагогической технологии развития критического мышления через чтение и письмо, однако и при традиционном обучении учитель может организовать систематическую работу с учебным текстом на каждом уроке и, благодаря великому множеству форм такой работы, сделать так, чтобы это не наскучило ни ученикам, ни ему самому. С учебным текстом можно работать на любом этапе урока: от мотивации (обращение к необычному факту, неоднозначному мнению или мнению, отличному от мнения ученика, высказанному в тексте и др.) до закрепления и обобщения (составление выводов к тексту, списка его ключевых слов, определение его главной мысли и др.). Систематическая работа с учебным текстом позволяет организовать учебную деятельность учащегося, сформировать у него необходимые группы умений и качеств, тем самым, реализуя требования стандарта. Ну и, наконец, такая систематическая работа позволит учителю поставить достаточное количество оценок, а ученикам заработать хорошие оценки, что повысит их мотивацию.
Список используемых источников и литературы
Большаков А.П. Основы смыслового чтения и работы с текстом. 7-9 классы. Биология. География: - Волгоград: Учитель, 2014.
Галеева Н.Л., Мельчук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии: - М.: «5 за знание», 2006.
Заир - Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011.
Сиротин В.И. Преподавание географии в соответствии с требованиями нового стандарта образования Журнал «Учитель географии». 2012г., №2.














Начало формы
Конец формы



























ЧОУ ДПО «Центр Знаний»
«Практический опыт введения и применения ФГОС ООО в деятельности образовательных учреждений», апрель-май 2016 г.


13PAGE \* MERGEFORMAT14715


ЧОУ ДПО «Центр Знаний»
Практический опыт введения и применения ФГОС ООО в деятельности образовательных учреждений», апрель-май 2016 г.




Система УУД


Личностные
Мотивация обучения.
Структурирование знаний


Познавательные
Поиск и обработка
информации


Коммуникационные
Сотрудничество в решении учебных задач. Планирование. Контроль результатов и их корректировка


Регулятивные
Организация учебной деятельности
Постановка учебных задач
Определение последовательности
решения


последовательности решения


Уровни работы с текстом






Репродуктивный





Аналитический



Творческий




Рисунок 6Рисунок 97ђ Заголовок 315