Конспект по окружающему миру на тему «Средние века: время рыцарей и замков» (4 класс)

Структура урока
Предмет: Окружающий мир.
Класс: 4 «Б».
Учитель: Солодилова Ираида Леонидовна.
Тема: Средние века: время рыцарей и замков.
Тип урока: Открытие нового знания.
Цель урока: Формировать представление о Средневековье; познакомить с эпохой Средних веков, достижениями, особенностями; актуализировать знания о мире древности.
Задачи урока:
Образовательная: Познакомить учащихся с зарождением мировых религий их культурой: христианством, исламом, буддизмом, иудаизмом. Воспитательная: Воспитывать интерес к истории средних веков. Развивающая: Развивать кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление.

Планируемые результаты урока:
Предметные: Объяснить значение понятий: «средние века», «рыцарь», «замок рыцаря». Рассказать о достижениях, сохранившихся со времён средних веков.
Метапредметные: УУД
Познавательные - самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; находить информацию в тексте;
Регулятивные - формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
Коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование: презентация, учебник А.А. Плешакова, рабочая тетрадь окружающий мир.












Ход урока:

Педагогическая деятельность учителя
Учебная деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности.

-Добрый день, у нас урок окружающего мира.
- Ребята, все ли смотрят новости по телевизору?
-Кто из вас интересуется общественной жизнью?
-Кто в семье обсуждает мировые новости, новости нашей страны?
-Скажите пожалуйста что происходит в общественном мире, сегодня?
Минутка новостей общественной жизни.

-Ребята, также продолжайте следить за мировыми новостями.
-Можно ли утверждать, что сейчас в нашем мире пишется история?
-Ребята, нам же интересно узнать, что было и как жили люди 'Несколько веков назад?
-Сегодня на уроке мы будем продолжать изучать историю прошлых веков.
-Отвечают на вопросы.
-Отвечают и выражают своё отношение к мировым новостям.
-Отвечают, рассуждают.

2. Актуализация знаний.

-Назовите тему прошлого урока.
-Откройте тетради на стр. 64-65.
-Выполните задание.
- Проверим ваши ответы (по цепочке).
-Оцените себя. Поставьте себе отметку.




(Слайд №1)
-Задание: «Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания».
-Проверим задания.
-Формулируют тему. (Мир древности: далекий и близкий).
-Открывают тетрадь. -Выполняют тест.
-Проверяют задание. (175-Б; 176-Б; 177-Б; 178-В; 179-Б; Г; Д; Е; 180-В). -Выставляют отметку. -Формулируют верные высказывания.


-Выполняют проверку.

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания

1. Определение темы и задач урока.

-Отгадайте загадку. На щите моем эмблема И девиз «Любовь и честь!». Докажу я непременно,
Что они на свете есть.Я невинных защищаю,
Лишь за правду должен биться каждый благородный ..
(Слайд №2)

-Что вы можете сказать о рыцарях?
-В какое время жили рыцари?

-Предположите тему сегодняшнего урока.
(Слайд №3)

-Прочитайте тему урока, записанную на доске.
(Слайд№4)
-Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?




2. Планирование плана работы.
-Предлагаю поработать сегодня по плану из следующих вопросов.
Прочитайте план работы с доски.
(Слайд №5)








-Что мы будем делать для достижения этой цели?





-Что означает слово «средний»? Посмотрите на доску и прочтите (Слайд №6) два значения и определите, какое из этих значений больше
подходит для определения эпохи? Почему?











-Подходит второе значение, так как Средние века - это период между Древним миром и Новым временем.

3. Объяснение нового материала.
-Давайте поработаем с лентой времени. Мы внимательно рассмотрим временной отрезок Средневековья.-5-15 века - эпоха Средневековья.
(Слайд№7)
Началом Средневековья принято считать 476 г.
Многое изменилось в жизни людей в Средние века. Люди стали обрабатывать больше земли и собирать большие урожаи, в Европе - выращивать растения, которых раньше не знали: рис и хлопчатник, чай и кофе, картофель и кукурузу, апельсины,помидоры, какао.
(Слайд№8)

В Средние века у людей появились фарфоровая посуда, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы. Были изобретены порох и огнестрельное оружие. Средневековые мореплаватели открыли Америку и Австралию. В Средние века образовались многие государства, существующие и в наше время - Англия, Франция, Италия, Россия.
С развитием общества изменились и верования людей. -В Средневековье распространяются мировые религии: иудаизм, христианство, ислам и буддизм.
-Христианство появилось в 1 веке. Христиане верят в Иисуса Христа как Спасителя мира. Главный источник вероучения - Священное Писание (Библия). Здания для молитв у христиан - это церкви,соборы.
Откройте учебник на стр. 17. И посмотрите на изображение христианского храма под номером №1.
Ислам - тоже одна из мировых религий. Это слово по-арабски означает «покорность». Ислам возник в Аравии в 7 веке. Основал его пророк Мухаммед. Последователями религии - их называют мусульманами - поклоняются единому Богу, Аллаху. Основные учения изложены в священной книге мусульман - Коране. У мусульман здания для молитв это - мечети. Посмотрите изображение мечети под номером № 4.
Раньше всех этих религий возник буддизм. Это было в Индии, в 5-6 веках до н. э. Будде поклоняются народы Юго-Восточной и Центральной Азии. У буддистов здания для молитв - храмы. Буддистский храм под № 3.
Иудаизм- вера в единого Бога. Названа по имени одного из эодоначальников евреев Иуды. У иудаистов здание для молитв это - синагоги. Изображение синагога под № 2. Какие религии зародились в Средневековье? (Слайд№9)

Ребята, какого человека вы бы сегодня назвали рыцарем? Рыцарь - это смелый, верный своему долгу, благородный, самоотверженный, безупречный человек.
Слово «рыцарь» первоначально означало «всадник». Рыцарями могли быть только люди благородного происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружения - меч, щит, латы. Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей, хозяев больших земельных владений - герцогов, графов, баронов. Кили рыцари в замках. Замок - это дворец и крепость феодала, "Сама мысль о строительстве замков напрямую связана с обороной, т. е. замок был домом для правителя и властелина, в котором при необходимости можно было бы успешно укрыться от врагов.


-Отгадывают загадку. (Рыцарь).






-Отвечают.
-Учащиеся затрудняются
ответить.
-Предполагают тему урока.
-Читают тему урока.
(Средние века: время рыцарей
и замков).
- Формулируют цель урока.
(Узнать о Средних веках)


-Читают план работы.
1. Какая эпоха в истории
называется Средними
веками?
2. Какие религии возникли в
Средневековье?
З.Кто такие рыцари
Средневековья?
4.Для чего строили замки?
5.Кто и когда изобрел
книгопечатание?

-Рассуждают, предполагают.
(Работать с учебником,
тетрадью, отвечать на
вопросы, рассуждать, делать
выводы).
-Читают определения с доски.
-Предполагают.
1)Обычно словом «средний»
называют что-то
посредственное, ничем не
примечательное. Например,
средние успехи в работе,
учебе. 2)То, что находится в середине чего-либо, как среда в середине рабочей недели





-Рассматривают ленту времени, воспринимают новый материал.

-Осваивают новый
материал.






























-Открывают учебник, рассматривают изображения.








-Просматривают изображение.













-Отвечают на вопрос.


-Рассуждают, предполагают.



- Воспринимают новую информацию.

4. Первичное закрепление во внешней речи.

Физкультминутка
И.п. - о.с. Ноги врозь, руки на поясе.
1-2. Наклоны головой в лево, право.
3-4. Вперед, назад.
И. п. - о. с.
1-2. Посмотрели в лево, право.
3-4. Вверх, вниз.
И. п. - о.с.
1-2. Наклоны туловищам в лево, право.
3-4. Вперед, назад.

- Чтение текста по абзацам.
Откройте учебник на стр. 18. «Рыцари Средневековья» Здесь же вы найдете ответ на следующий вопрос о замках.

-Кто такой рыцарь Средневековья?
-Для чего строили замки?
-Какие укрепительные сооружения были у замков?
-Удобно ли было это жилище?


Работа с иллюстрациями.
Что изображено на иллюстрациях в книге?
(Слайд№10)
- Главным изобретением в Средневековье было книгопечатание. Откройте учебник на стр. 20. Прочитайте текст.
-Кто открыл способ, как можно быстрее и легче создавать книги?
-Многие изобретатели пытались открыть способ, как быстрее и легче создавать книги. Удалось это сделать немцу Иоганну Гутенбергу.
Выполняют физкультминутку.









-Читают вслух, делают
выводы.



-Отвечают на вопросы.





-Рассуждают, Объясняют смысл иллюстраций.


-Открывают учебник, читают текст.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

-Выполним задание в рабочей тетради стр. 8. №2.Творческое задание.
(Слайд№11)

А сейчас представьте, что вы готовитесь стать рыцарем. Для этого
вам необходимо придумать свой девиз и герб. Будьте внимательны.Подумайте о том, что и каким цветом вы изобразите.

-Расскажите свой девиз и покажите герб, Объясните почему вывыбрали именно такое изображение.
-Выполняют задания.



-Выполняют творческое
задание.




-Показывают свою работу.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Посмотрите на план на все вопросы плана мы нашли ответ?
-Мы достигли поставленной цели?
-Какой вывод можем сделать?
-Прочитайте вывод с доски.
(Слайд №12)






Продолжи фразы.
-Сегодня я узнал...
-Было интересно...
-Меня удивило...
-Запишите домашнее задание: Рабочая тетрадь стр. 7. №1.
-Спасибо, ребята, вам за работу.
Наш урок окончен!
-Участвуют в обсуждении.
-Отвечают на вопрос.
-Формулируют вывод.
-Читают вывод.
{Эпоха Средних веков
оставила будущим
поколениям опыт,
достижения, внесла большой
вклад в развитие всего
человечества)

-Отвечают на вопросы.



-Записывают Д/3.









15