Литературно-музыкальная гостиная гостиная 11(12) класс Все судьбы в единую слиты


Литературно-музыкальная гостиная
«Все судьбы в единую слиты»
(Военная поэзия В.С.Высоцкого)
Цель:
развивать интерес к творческому наследию и к личности В.С.Высоцкого;
воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за нее, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны;
развивать эстетические чувства, обогащать духовный мир учащихся.
Художественное оформление. Задник сцены оформлен плакатами: «С Днем Победы», изображением красной гвоздики с гвардейской лентой; искусственной зеленью; в зале, на журнальном столике – портрет поэта, рядом – томики его стихов, цветы, гитара.
Оборудование: медиапроектор, презентация «Все судьбы в единую слиты», видеоролики, клипы.
Ход мероприятия:
1 ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы снова вместе в нашей литературной гостиной. Сегодня нам предстоит встреча с замечательным человеком: актером, поэтом, композитором, исполнителем авторской песни – Владимиром Семеновичем Высоцким.
1 слайд
2 ведущий: Не случайно, что проходит встреча в это время: 23 февраля – День Защитника Отечества. 2015 год – год особый: он посвящен 70-летию Великой Победы нашего народа над фашистской Германией. Этот год объявлен Годом литературы. И все эти события мы рассмотрим через призму творчества Владимира Высоцкого.
2 слайд
1 ведущий: Популярность Владимира Семеновича Высоцкого в нашей стране была невероятна. О нем ходило много слухов, в том числе говорили, что он — участник Великой Отечественной войны. На самом деле это, конечно, не так.
3 слайд
2 ведущий: Воевать ему не довелось: когда началась война, Высоцкому было всего три года.
4 слайд
. 1 ведущий: Тем не менее в многогранном творчестве Владимира Семеновича песни и стихотворения о войне занимают важное место. Частое обращение поэта к военной теме и послужило поводом к разговорам о его «фронтовом» прошлом.
5 слайд
2 ведущий: Сам же Высоцкий объяснял свой интерес к теме человека на войне тем, что его всегда привлекал человек в экстремальной ситуации, когда он вынужден был проявлять все грани своего характера, возможности, о которых даже и не подозревал.
6 слайд
1 ведущий: Высоцкий сумел с потрясающей достоверностью слить в своей поэтической судьбе десятки персональных судеб. И одной из первых таких судеб была судьба его отца.
7 слайд
2 ведущий: Отец Высоцкого – Смен Вольфович Высоцкий - прошел тяжелый фронтовой путь от Москвы до Берлина.
8 слайд
1 ведущий: Он не мог не ощущать сопричастность к судьбе своего народа и каждого отдельного человека. Не случайно каждый свой концерт Высоцкий либо начинал, либо заканчивал песней «Братские могилы».
Клип «Братские могилы»
9 слайд
2 ведущий: Как будто это сам поэт вместе со своими однополчанами штурмовал высоту, на которой «все судьбы с путями скрестились».
Видеоролик «Вцепились они в высоту…»
10 слайд
1 ведущий: Как будто это он сам, тяжело раненный, лежал в госпитале.
Видеоролик «Жил я с матерью и батей» («В госпитале»)
11 слайд
2 ведущий: Как будто это он сам, старый, опытный воин, передает эстафету юным новобранцам, сыновьям, свято веря в то, что они победят.
Клип «А сыновья уходят в бой»
12 слайд
1 ведущий: Как будто это он сам переживает, как свою собственную, смерть друга, с которым прошёл через всю войну.
Нам и места в землянке хватало вполне,Нам и время текло для обоих...Все теперь одному, только кажется мне,Это я не вернулся из боя.
Боль потери слышится в этих строках. Погибший товарищ настолько близок был лирическому герою, что ему кажется, будто вместе с ним погибла какая-то часть души.
Клип «Песня о друге»
13 слайд
2 ведущий: Высоцкий «воплощал постоянное желание людей видеть рядом с собой правду», каждый раз выходил к микрофону, как к «амбразуре», стучался в людские сердца, чтобы не потеряли главное – честность, милосердие, любовь. И мерилом этих нравственных качеств для него являлось боевое братство в военные годы.
Видеоролик «Тот, который не стрелял»
14 слайд
1 ведущий: Мотивы военных стихов Высоцкого разнообразны, глубоки и жизненны. Перед нами предстает человек во всех его проявлениях, раскрывается чудовищная сущность войны.
В песне «Расстрел горного эха» нарисована жуткая картина вторжения войны в мирную жизнь. Поэт использует прием олицетворения, посредством образа веселого горного эха, рассказывает о гибели на войне простых людей. Эхо в мирное время «жило-поживало» «в тиши перевала», отзывалось на крик человека, помогало альпинистам докричаться до своих товарищей в случаях беды. Но наступили военные дни. Эхо после жестоких пыток было расстреляно.
Видеоролик «Расстрел горного эха»
15 слайд
2 ведущий: В стихотворении «Смерть истребителя» повествование ведется от лица самолета, который считает, что летчик мешает ему быть свободным. Этот композиционный прием усиливает трагичность происходящего. После гибели летчика выясняется, что без пилота самолет существовать не может. Летчик-истребитель гибнет, а перед этим самолет думает о земле:
Я больше не буду покорным — клянусь! —Уж лучше лежать на земле.
Видеоролик «Смерть истребителя»
16 слайд
1 ведущий: Погибают солдаты, в каждой пяди освобождаемой земли видящие «все наши деревни, леса, города» и страстно верящие в победу.
Песня «Мы вращаем Землю»
17 слайд
2 ведущий: Военные стихи Высоцкого трагичны, но в то же время в них нет безысходности, они полны оптимизма. В основании этого оптимизма глубочайшая, неисчерпаемая, поистине сыновняя любовь поэта к родной земле: «Материнства не взять у земли, не отнять, как не вычерпать моря».
Поэтому «сыновья уходят в бой», превозмогают страдания, несмотря на то, что «крики «ура» застывали во рту, когда мы пули глотали». Цель перед бойцами святая — освободить родную землю, ведь «земля — это наша душа», а «сапогами не вытоптать душу». Сила духа, оптимизм помогает выстоять, вернуться домой живыми
«Песня о Земле»
18 слайд
1 ведущий: Родная земля близка героям Высоцкого и священна, как мать. Поэтому «сыновья уходят в бой», превозмогают страдания, несмотря на то, что «крики «ура» застывали во рту, когда мы пули глотали». Цель перед бойцами святая — освободить родную землю, ведь «земля — это наша душа», а «сапогами не вытоптать душу». Земля «почернела от горя», но она «вынесет все», ее рано записывать в калеки, потому что сыновья защищают, спасают, освобождают ее.
19 слайд
2 ведущий: В стихотворении «Мне этот бой не забыть нипочем…» Высоцкий делает страшное открытие: война убивает не только конкретных людей, но разрушает веками складывавшийся генофонд, обесценивает прошлое и уничтожает будущее, обрывает живую родовую цепочку поколений. Ведь погибший на фронте юноша, единственный или последний сын родителей, еще не успевший стать отцом, становится последним в своем роду, на нем навсегда прекращается многоликая жизнь целого рода.
Видеоролик «Звезды» («Мне этот бой не забыть нипочем»)
20 слайд
1 ведущий: Звезд этих в небе, как рыбы в прудах,
Хватит на всех с лихвою.
Если б не на смерть – ходил бы тогда
Тоже героем… -
в этих строчках не только звучит подспудная, невысказанная обида всех не вернувшихся из боя, но и ощущается восхождение погибшего в бою, «святом и правом, не ради славы, ради жизни на земле» (Твардовский), солдата к Вечности.
21 слайд
2 ведущий: Возвращаясь к теме человека на войне, следует сказать, что в лирике Высоцкого большое значение приобретает мотив бесконечности жизни, ее цикличности. Сегодня погибнет один солдат, но его жизнь продолжается в душе товарища, который будет воевать теперь за них обоих:Наши мертвые нас не оставят в беде,Наши павшие — как часовые... 22 слайд
1 ведущий: В душах сегодняшних и завтрашних поколений отражается, как небо, святая память о тех, кто, честно прожив свою жизнь, стал частичкой
этого чистого и ясного неба, кто познал высшую правду и чье незримое присутствие, как путеводная звезда, помогает нам, сохраняя веру в добро
и справедливость, не заблудиться, не пропасть в дебрях современного суматошного мира.