Отчет о работе учебно-опытного участка


Утверждаю
Директор МБОУ СОШ п. Солидарность:
_________Купавцева Татьяна Ивановна
Отчёт
о работе учебно-опытного участка
филиала МБОУ СОШ п. Солидарность-
«ООШ д.Екатериновка»
за 2015-2016 учебный год
Заведующая учебно-опытным участком:
Скуридина Лилия Александровна

Содержание
Глава 1.
1-1. Положение об учебно-опытном участке общеобразовательной школы -----------3-10
1-2. Инструкция по технике безопасности ------------------------------------------------------- -11-12
Глава 2.
2-1. Физико-географическое положение и экологическое состояние
учебно-опытного участка --------------------------------------------------------------------------------13
Глава 3. Паспорт учебно-опытного участка.
3-1. Карта-схема территории школы и УОУ ----------------------------------------------------------14
3-2. Информация о работе УОУ за 2014-2015 учебный год ---------------------------------15- 16
3-3. План работы УОУ в 2015-1016 учебном году ---------------------------------------------------17
3-4. Календарный план агротехнических мероприятий ---------------------------------------18-19
3-5. Технологические карты по выращиванию сельскохозяйственных растений --- 20-26
Глава 4. План работы на УОУ по отделам.
4-1. Отдел овощных культур -------------------------------------------------------------------------------27
4-2. Производственный отдел -----------------------------------------------------------------------------28
4-3. Цветочно-декоративный отдел ---------------------------------------------------------------- ----29
4-4. Дендрологический отдел. Защищенный грунт ------------------------------------------------30
4-5. Отдел биологии растений. Коллекционный отдел. ------------------------------------------31
Глава 5. Севооборот на учебно-опытном участке -----------------------------------------------32-34
Глава 6. Полевой опыт на УОУ -------------------------------------------------------------------------35-37
Глава 7. Наличие детских объединений сельскохозяйственного
и экологического направления ---------------------------------------------------------------- ------38-40
Глава 8. Социально-культурная деятельность ------------------------------------------------------41
Приложение


ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
  Назначение учебно-опытного участка, его структура
1. Учебно-опытный участок создается в начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школах, школах-интернатах всех типов для проведения в I - XI классах учебных занятий по трудовому обучению, уроков по природоведению, биологии; организации общественно полезного, производительного труда; внеклассной юннатской, опытнической и природоохранительной работы; воспитания у учащихся интереса и любви к природе и сельскому хозяйству; обеспечения тесной связи изучения основ наук с сельскохозяйственным трудом, воспитания ответственного отношения к труду.
2. В соответствии с Земельным кодексом РСФСР отведение земельных участков школам для учебных целей производится на основании решения исполнительного комитета Совета народных депутатов.
3. На учебно-опытном участке школ организуются отделы: полевых, овощных и плодово-ягодных культур, цветочно-декоративный, коллекционный, зоолого-животноводческий, начальных классов. В состав участка входят защищенный грунт, "зеленый класс", подсобное помещение, географическая площадка. На учебно-опытном участке могут создаваться и другие отделы: производственный, дендрологический. Площадь участка определяется руководством школы с учетом местных условий и количества учащихся, привлекаемых к работе.
4. Отдел начальных классов неполных средних и средних школ (учебно-опытный участок начальных школ) состоит из делянок, на которых учащиеся I - IV классов выращивают сельскохозяйственные культуры и другие растения в соответствии с программой по трудовому обучению и природоведению.
5. В отделах полевых и овощных культур выращиваются в системе севооборотов важнейшие культуры данной зоны. Отдел плодово-ягодных культур состоит из сада, ягодников, питомника. В дендрологическом отделе создается коллекция древесных и кустарниковых растений. В цветочно-декоративном отделе выращиваются однолетние, двулетние и многолетние цветочно-декоративные растения. В коллекционном отделе возделываются типичные представители основных сельскохозяйственных и систематических групп растений, распространенные лекарственные, медоносные растения, новые для данной местности культуры. Рекомендуется выращивать также разнообразные виды растений, необходимые при изучении курса общей биологии (для демонстрации явлений изменчивости и наследственности, искусственного и естественного отбора, относительной приспособленности, многообразия видов и др.).
6. В зоолого-животноводческом отделе в зависимости от местных условий могут быть крольчатник, птичник, пасека и т.д. В состав отдела входит уголок живой природы.
7. В производственном отделе выращиваются овощи, картофель, фрукты и ягоды для школьной столовой. Защищенный грунт создается для выращивания овощных и цветочно-декоративных растений, рассады, размножения плодово-ягодных и декоративных растений. Он состоит из теплиц, парников, рассадников.
8. "Зеленый класс" предназначается для занятий, он оснащается учебно-наглядными пособиями и учебным оборудованием.
9. В подсобном помещении хранятся сельскохозяйственный инвентарь, аптечка с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами. В непосредственной близости от подсобного помещения устанавливается противопожарный инвентарь. Удобрения хранятся в специальной таре с четкими надписями названий.
Для хранения семенного и посадочного материала, выращенной продукции на территории земельного участка школы создается хранилище.
10. Учебно-опытный участок обеспечивается сельскохозяйственным инвентарем в соответствии с Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ, утвержденными Министерством просвещения СССР, и Списком новых учебно-наглядных пособий и технических средств обучения для I - IV классов общеобразовательной школы, утвержденным коллегией Министерства просвещения РСФСР от 10 января 1985 года, протокол N 1.
11. Вокруг участка создается естественная (из зеленых насаждений) или искусственная изгородь. Участок обеспечивается водой для полива растений.
12. Сельскохозяйственная продукция, выращенная на учебно-опытном участке, используется для организации питания учащихся в школьной столовой.
13. Учебно-опытный участок городской школы, в которой трудовое обучение учащихся V - VII классов не предусматривает сельскохозяйственные работы, может иметь следующие отделы: начальных классов, коллекционный, цветочно-декоративный, дендрологический, а также защищенный грунт, "зеленый класс".
  Содержание и организация работы учащихся на учебно-опытном участке
  14. Основными направлениями деятельности учащихся на участке являются выращивание растений и животных, наблюдение за их ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опытов в соответствии с программами трудового обучения, природоведения, биологии, кружковых занятий. В сельских школах, в которых организованы ученические производственные бригады, тематика наблюдений и опытов должна учитывать направление научно-исследовательской, опытнической работы УПБ. Для работы на участке из учащихся каждого класса формируются звенья.
15. Учащиеся работают на участке в процессе трудового обучения, изучения природоведения, биологии. На участке организуются общественно полезный, производительный труд, трудовая практика школьников, внеклассная юннатская, опытническая и природоохранительная работа. Режим труда учащихся на учебно-опытном участке устанавливается с учетом Положения об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ, утвержденного Приказом Министерства просвещения СССР от 11 мая 1985 г. N 81, Правил по технике безопасности при работе по биологии в общеобразовательных школах Министерства просвещения СССР (инструктивное письмо от 26 марта 1981 г. N 235-123/12).16. Работа учащихся на участке организуется в соответствии с планом, являющимся составной частью плана учебно-воспитательной работы школы. В него целесообразно включить такие разделы:
планировка территории учебно-опытного участка (размещение отделов, полей севооборотов, их площадь, распределение территории участка между классами, звеньями, кружками, группами продленного дня);
содержание и организация работы (перечень растений, возделываемых на участке, выращиваемых животных, тематика наблюдений и опытов, распределение опытов между классами, звеньями, кружками; список изготавливаемых учебно-наглядных пособий; календарные сроки и порядок выполнения учащимися работ, расписание учебных, кружковых занятий, график работы учащихся в процессе общественно полезного, производительного труда, в том числе в период летних каникул);руководство работой учащихся на участке (закрепление учителей, классных руководителей, воспитателей групп продленного дня за отделами участка, график их работы в период летних каникул);
материальное обеспечение работы на участке (определение потребности в инвентаре, оборудовании, удобрениях, посевных и посадочных материалах, кормах для животных и пр.).
17. Ежегодно в начале учебного года подводятся итоги работы на участке, организуется выставка, проводится Праздник урожая.
18. Директор школы несет ответственность за состояние учебно-опытного участка, осуществляет общее руководство работой на нем. Он вместе с педагогическим работником школы, ответственным за организацию общественно полезного, производительного труда, трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, обеспечивает: расстановку учителей, классных руководителей, воспитателей групп продленного дня, лаборантов для руководства работой учащихся; развитие материальной базы учебно-опытного участка; привлечение базового и других предприятий, общественных организаций, родителей к участию в организации работы на участке.
19. Непосредственное руководство работой на участке (включая летнее время) осуществляет заведующий учебно-опытным участком, назначаемый директором школы, как правило, из числа учителей биологии. Заведующий несет ответственность за состояние участка и содержание работы на нем, за его обеспечение посевными и посадочными материалами, кормами, оборудованием и инвентарем; инструктирует учителей, воспитателей, лаборантов, привлекаемых к работе на участке; обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, а также правил пожарной безопасности.
Имущественно-материальные ценности, необходимые для организации работы на учебно-опытном участке, находятся на ответственном хранении у заведующего учебно-опытным участком. Он ведет учет этих ценностей в установленном порядке.
Учителям за заведование учебно-опытным участком производится дополнительная оплата в соответствии с п. 69 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. N 94.
В начальной школе непосредственное руководство работой на учебно-опытном участке осуществляет директор школы.
20. Заместитель (помощник) директора по хозяйственной части принимает меры по своевременному обеспечению учебно-опытного участка инвентарем, посевными и посадочными материалами, кормами для животных, водой для полива растений. Он организует хранение и реализацию продукции, полученной на учебно-опытном участке, охрану участка.
21. Учителя, привлекаемые к руководству занятиями, трудом учащихся на учебно-опытном участке, обучают их правильным и безопасным приемам работы, обеспечивают соблюдение школьниками правил техники безопасности и санитарно-гигиенического режима, а также осуществляют надзор за исправным состоянием и безопасной эксплуатацией оборудования, инвентаря.
22. Урожай, продукция, полученные с учебно-опытного участка, используются школой в соответствии с действующим в республике законодательством. Доходы и расходы, связанные с работой учащихся по выращиванию растений и разведению животных на учебно-опытном участке, планируются и учитываются по сметам специальных (внебюджетных) средств.
23. Школа освобождается от обязательных поставок государству сельскохозяйственных продуктов с учебно-опытного участка, а также налога с оборота (Постановление Совета Министров СССР от 16 февраля 1952 г. N 869 "О мерах по улучшению преподавания биологии в семилетних и средних школах и работы на пришкольных учебно-опытных участках").
24. В соответствии с Положением о базовом предприятии общеобразовательной школы базовое предприятие оказывает школе содействие в укреплении материальной базы учебно-опытного участка, организации его работы.
Общие положения.
Учебно-опытный участок (участок) организуется при школе для проведения в I-XI (XII) классах учебных занятий по трудовому обучению, уроков по природоведению, биологии, организации общественно полезного труда, внеклассной опытнической, исследовательской, природоохранной работы.
Работа учебно-опытного участка осуществляется в соответствии с ФЗ РФ «Об образовании», Уставом школы, Инструкцией по технике безопасности при работе на учебно-опытном участке, настоящим Положением.

Структура учебно-опытного участка.
На учебно-опытном участке действуют отделы: овощных культур, плодово-ягодных культур, цветочно-декоративный, коллекционный, дендрологический отдел, теплица. В состав участка входит подсобное помещение, в котором хранится хозяйственный инвентарь (обеспечивается в соответствии с Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ), аптечка с необходимым для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами.
-На учебно-опытном участке могут быть созданы иные отделы (зоолого-животноводческий отдел, экологический отдел и другие). Решение о создании нового отдела учебно-опытного участка принимается директором школы по согласованию  с заведующим учебно-опытным участком.
-Площадь каждого отдела определяется директором школы по согласованию с заведующим учебно-опытным участком.
-В отделах полевых и овощных культур выращиваются в системе севооборотов важнейшие культуры данной зоны. В цветочно-декоративном отделе выращиваются однолетние, двулетние и многолетние цветочно-декоративные растения.
-Семенной и посадочный материал, выращенная на учебно-опытном участке продукция хранится в помещении на территории школы, выделенном в качестве хранилища.
Вокруг участка создана искусственная изгородь. Участок обеспечивается водой для полива растений.
Содержание деятельности учащихся на учебно-опытном участке.
Основными направлениями деятельности учащихся на учебно-опытном участке являются выращивание растений, наблюдение за их ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опытов в соответствии с программами трудового обучения, природоведения, биологии, кружковых занятий, исследовательская работа.
Учащиеся работают на участке в процессе трудового обучения, изучения природоведения, биологии. На участке организуются общественно-полезный труд, трудовая практика школьников, внеклассная опытническая, исследовательская и природоохранная работа.
План работы учебно-опытного участка.
Работа учащихся на участке организуется в соответствии  с планом, являющимся составной частью плана учебно-воспитательной работы школы.
В план входят следующие разделы:
Планировка территории учебно-опытного участка (размещение отделов, их площадь, распределение территории участка между звеньями);
Содержание и организация работы (перечень растений, возделываемых на участке, тематика наблюдений и опытов, распределение опытов между классами, исследовательскими группами, календарные сроки и порядок выполнения учащимися работ, расписание учебных, кружковых занятий, график работы учащихся в процессе общественно-полезного труда, в том числе в период летних каникул);
Руководство работой учащихся на участке (закрепление руководителей из числа педагогов школы за отделами участка, график их работы в период летних каникул);
Материальное обеспечение работы на участке (определение потребности в инвентаре, оборудовании, удобрениях, посевных и посадочных материалах и пр.).
План работы составляется заведующим учебно-опытным участком на учебный год с сентября текущего календарного года, по август следующего календарного года. Допускается отсутствие планирования работ в зимний период. Распределение учащихся для работ в период летних каникул происходит в мае месяце.
Руководство работой учебно-опытного участка.
Общее руководство работой на учебно-опытном участке осуществляется директором школы.
Директор школы обеспечивает расстановку педагогов, работников школы для руководства работой на участке, назначает ответственного за хранение и реализацию продукции, выращенной на участке, охрану участка, развитие материальной базы учебно-опытного участка.  
Директор школы имеет право проверять состояние работы на участке, в том числе состояние подсобного помещения, документацию по учебно-опытному участку, давать указания по организации работы на участке.
Общее руководство опытнической, исследовательской работой  на участке осуществляется заместителем директора по научно-методической работе (НМР).
Заместитель директора по НМР организует опытническую, исследовательскую работу на участке, совместно с заведующим учебно-опытным участком.
Заместитель директора по НМР несет ответственность за подготовку исследовательских проектов, научных работ, разрабатываемых на базе учебно-опытного участка.
Заместитель директора по НМР имеет право совместно с заведующим учебно-опытным участком определять направления опытнической, исследовательской работы на участке, проверять состояние данной работы, давать указания по ее организации.  
Непосредственное руководство работой на участке осуществляется заведующим учебно-опытным участком, назначаемым директором школы.
Заведующий учебно-опытным участком несет ответственность за состояние участка и содержание работы на нем, инструктирует учителей и учащихся, работающих на участке, обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда и техники безопасности, а также правил пожарной безопасности.
Имущественно-материальные ценности, необходимые для организации работы на учебно-опытном участке находятся на ответственном хранении у заведующего учебно-опытным участком.
Учителям за заведование учебно-опытным участком производится дополнительная оплата по приказу директора школы.
Заместитель директора по административно-хозяйственной части принимает меры по своевременному обеспечению учебно-опытного участка инвентарем, посевными и посадочными материалами, водой для полива растений.
Учителя, привлекаемые к руководству занятиями, трудом учащихся на учебно-опытном участке, обучают их правильным и безопасным приемам работы, обеспечивают соблюдение школьниками правил техники безопасности и санитарно-гигиенического режима, а также осуществляют надзор за исправным состоянием и безопасной эксплуатацией оборудования, инвентаря.
Организация работы учащихся на учебно-опытном участке.
Непосредственную организацию работы учащихся на учебно-опытном участке осуществляет заведующий учебно-опытным участком.
Перед началом работ на участке заведующий учебно-опытным участком в обязательном порядке проводит с учащимися и педагогами инструктаж по технике безопасности.
Организуя работу учащихся на участке, заведующий учебно-опытным участком руководствуется Нормами предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет  при подъеме и перемещении тяжестей вручную (Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 07.04.1997 №7), Перечнем тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет (Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 №163), а также Инструкцией по технике безопасности при работе на учебно-опытном участке.
При выполнении учащимися работы на учебно-опытном участке, ответственность за их жизнь и здоровье возлагается на педагога, непосредственно руководящего работами.
В летний период обучающиеся работают на УОУ по графику, составленному заведующим УОУ и утвержденным директором школы. С учетом индивидуальных особенностей из обучающихся 6-8 классов формируются звенья. От прохождения практики освобождаются школьники по состоянию здоровья после предоставления врачебной справки. Работа обучающихся на участке организуется в соответствии с планом работы УОУ.
Образовательные программы, реализуемые на учебно-опытном участке
Учебно-опытный участок школы позволяет решить познавательные и воспитательные задачи:
реализация биологического образования, опытнической работы и трудового обучения;
практическая направленность учебно-опытного участка позволяет вырастить овощи для школьной столовой, рассаду цветов и овощей для населения;
развивает у школьников интерес к сельскохозяйственным профессиям;
формирует у школьников ответственное отношение к труду, к организации мер по защите окружающей среды;
развивает интеллект  и эстетические чувства школьников;
учебно-опытный участок – это место проведения экскурсий и практических занятий в течение всего учебного года. Для более полной реализации поставленных задач на участке школьники под руководством учителя биологии производят закладку опытов; самостоятельные наблюдения, групповые экскурсии;
учащимися закладываются опыты по изучению темы «Дарвинизм» в 9 классе. Эти опыты демонстрируют различные формы борьбы за существование. Так опыт с морковью, показывающий влияние густоты посадки на рост, развитие и плодоношение.
Учащиеся 6 классов эти опыты могут использовать для установления оптимальной густоты посадки бархатцев на клумбах и густоту посева моркови;
В результате реализации предусмотренных программ обучающиеся должны:
Уметь:
Собирать семена, производить калибровку, проверять их всхожесть, производить посев;
Использовать органические и минеральные удобрения;
Проводить работу по размножению и пересадке комнатных растений, распознавать их виды;
Проводить прополку, знать сорные растения, болезни растений;
Проводить механическую, химическую и биологическую борьбу с вредителями растений;
Проводить простейшие опыты с растениями на учебно-опытном участке, наблюдать и объяснять результаты, анализировать.
Выращивать комнатные растения, ухаживать за ними;
Подготавливать к посеву цветковые, бобовые, корнеплоды и овощные растения;
Обрабатывать почву и вносить удобрения;
Выращивать рассаду цветочно-декоративных растений
Производить посев семян овощных культур и ухаживать за ними;
Производить посадку плодово-ягодных, декоративных кустарников и ухаживать за ними;
Использовать способы размножения растений;
Уметь вести учет полученного урожая;
Проводить опыты в соответствии с программой и оформлять полученные наблюдения
Знать:
Что такое почва, плодородие, её структура и химический состав;
Способы повышения плодородия с помощью внесения удобрений;
Зерновые технические, кормовые, овощные, лекарственные растения, цветочно-декоративные растения, комнатные, плодово-ягодные культуры;Способы размножения растений;
Значение зеленых растений для других живых организмов на Земле.
1-2.
Охрана труда школьников
Инструкция по охране труда при работе на учебно-опытном участке
Общие требования безопасности:
К работе на учебно-опытном участке допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. К работе на учебно-опытном участке допускаются учащиеся с 1-го класса.
В процессе работы учащихся на учебно-опытном участке обязательно наличие аптечки с необходимым набором медикаментов и перевязочных средств;
При получении учащимся травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
Опасные производственные факторы:
переноска тяжестей сверх допустимой нормы;
травмы при небрежном обращении с сельскохозяйственным инвентарем;
травмирование рук при очистке почвы от посторонних предметов и при прополке делянок;
заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении немытых овощей, ягод и фруктов
Требования безопасности перед началом работы:
Надеть одежду и обувь, соответствующую конкретным погодным условиям, не затрудняющую движений. В жаркие солнечные дни надеть светлый головной убор. При работе по прополке делянок надеть перчатки.
Проверить исправность и заточку сельскохозяйственного инвентаря.
Убедиться в наличии и укомплектованности медицинской аптечки.
Требования безопасности во время работы:
Соблюдать осторожность при работе с использованием сельскохозяйственного инвентаря, переносить его только в вертикальном положении заостренной частью вниз, не передавать его друг другу броском, не класть на землю заостренной частью вверх, не направлять заостренной частью на себя и на своих товарищей.
Не использовать сельскохозяйственный инвентарь, предназначенный для работы
Масса любого инструмента, используемого учащимися до 10 лет, не должна превышать 400-600 г. Ручки инвентаря должны быть округлыми, гладкими, без заусенцев и трещин, прочно прикрепленными, немного короче и на 2-3 см в диаметре меньше, чем для взрослых.
При переноске земли, воды, удобрений и пр. не превышать предельно допустимую норму переноски тяжестей для учащихся:
Для детей 8-10 лет – не более 3 литров
Для детей 11-12 лет – не более 4 литров
Для детей 13-14 лет – не более 6литров
Для детей 15-16 лет – не более 8 литров
Для предотвращения быстрого переутомления необходимо чередовать виды работа, а также через каждые 45 минут работы делать перерыв на 15 минут для активного отдыха.
Общая продолжительность ежедневной работы учащихся в период каникул не должна превышать: для учащихся 1-6 –х классов – 2 часа, для учащихся 7-8–х классов – 3 часа, для учащихся 8-9-х классов – 4 часа, для учащихся 10-х классов – 6 часов. В свободное от учебы время продолжительность ежедневной работы учащихся уменьшается в два раза.
Очистку почвы от посторонних предметов (камней, осколков стекла, кусков металла и пр.) производить только с помощью лопат, граблей и другого инвентаря.
При прополке делянок во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не употреблять немытые корнеплоды, овощи, фрукты и ягоды.
Запрещается какая-либо работа учащихся с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами.
Требования безопасности в аварийных ситуациях:
При выходе из строя сельскохозяйственного инвентаря или его затупления прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).
При получении учащимся травмы сообщить об этом учителю (преподавателю), оказать первую помощь пострадавшему, сообщить администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
Требования безопасности по окончании работы:
Очистить и сдать на хранение сельскохозяйственный инвентарь.
По окончании работы на учебно-опытном участке тщательно вымыть руки с мылом.
Заведующая учебно-опытным участком: Скуридина Л.А.
Адрес школы: Липецкая область, Елецкий район, д. Екатериновка.
Липецкая область
left0Географическое положение. Липецкая область расположена в центре Европейской части России, на транспортных магистралей, связывающих столицу Российской Федерации с Югом России и Северным пересечении важнейших Кавказом, а западные районы России – с Поволжьем. Площадь области — около 24 тыс. кв. км, что составляет 0,14% от площади РФ. Протяжённость с севера на юг – 200 км, с запада на восток – 150 км. 
-381002390775Елецкий район
Район расположен в центральной части Липецкой области. Территория района относится к северо-западному агроклиматическому району и характеризуется умеренно-континентальным климатом с теплым летом и сравнительно холодной зимой.
д. Екатериновка
Поселение находится в 15 км. от города Ельца. Через него проходит трасса М-
4 «Дон». Вокруг располагаются лесополосы, сельскохозяйственные поля.
На территории находятся 2 пруда.
2-1. Физико-географическое положение УОУ и его экологическое состояние
       Пришкольный участок Екатериновской основной общеобразовательной школы расположен к северо- западу от основного здания школы. Трасса М-4 Москва-Ростов проходит в 500 м., но отделена от нее лесополосой и деревьями, растущими на территории школы. Расстояние от школы и жилых домов – 20 м. Территория участка ограждена забором высотой 1, 5 м. Участок хорошо освещен солнцем. Имеется искусственное освещение.Характеристика почвы: черноземная почва.
Анализ почвы на кислотность
Пробы Глубина почвы Кислотность
№ 1 35см рН – 5,2
№ 2 35см рН – 5,4
№ 3 35см рН – 5,4
Зеленые насаждения занимают 60% участка. Учебно-опытная зона составляет 25% площади участка. Состав флоры учебно-опытного участка: деревья (липа, сосна, ель, кедр), цветочно-декоративные растения (однолетние, двулетние и многолетние), декоративно-лекарственные, растения газонов).Размещение травянистых растений: клумбы, рабатки, бордюры, газоны.

Паспорт учебно-опытного участка.
Заведующая учебно-опытным участком – учитель биологии
Скуридина Лилия Александровна
Участок основан – в 1964 году.
Площадь- 0,369 га.
Отделы учебно-опытного участка:
№п\пОтделы Площадь,га.
1 Овощные культуры 0,003
2 Производственный отдел 0,15
3 Защищённый грунт 0,0025
4 Цветочно-декоративный отдел 0,01
5 Семенной участок 0,003
6 Коллекционный участок. Отдел биологии растений. 0,00065
7 Дендрологический отдел 0,2
8 Подсобное помещение для хранения инвентаря есть
9 Альпийская горка, цветочные часы, календарь -
Почва – чернозём.
Наличие водопровода – есть.
Наличие емкости для воды – есть.
Наличие изгороди – есть.
Наличие парника – есть.
Наличие освещения – есть. Глубина пахотного слоя – 27см. Минеральные и органические удобрения периодически вносятся. Сорняки: пырей ползучий, вьюнок полевой, марь белая, щирица запрокинутая, осот полевой, звездчатка средняя (мокрица) , хвощ полевой и другие
Информация о работе  на учебно-опытном участке
за предыдущий год
Работы  на участке способствуют расширению и углублению знаний по биологии, приобретению знаний и умений по выращиванию растений, воспитанию у обучающихся качеств рачительного хозяина земли, бережного отношения к природе, творческого отношения к труду.
Учебно-опытный участок позволяет школе иметь возможности для обеспечения школьной столовой продуктами питания.
 Самое пристальное внимание при организации труда учащиеся на учебно-опытном  участке должно быть уделено опытнической работе. Тематические опыты с растениями направляем на решения вопросов, связанных с повышением урожайности растений.
Учебно-опытная работа на пришкольном участке направлена на получение знаний и представлений учащихся о главных агрономических приёмах возделывания сельскохозяйственных растений и ухода за ними. В процессе работы на УОУ у обучающихся воспитываются организаторские и коллективистские навыки, культура труда и эстетические чувства. Мы  стараемся проводить не менее 5-6 опытов в каждый учебный год.
Затем подводим итоги, результаты опытов используем при изучении соответствующих тем по биологии в 6-7 классах.
Человек не может представить свою жизнь без растений, поэтому очень важно научить ребёнка с раннего детства понимать, беречь и создавать живую красоту своими руками.
Семена для учебно–опытного участка на следующий год готовим самостоятельно (семена моркови, свеклы, укропа, салата и цветочных культур).
На учебно-опытном участке проводим экскурсии, практические занятия и опыты, предусмотренные учебной программой (6 – 7 классы). Заготавливаем раздаточный и демонстративный материалы для преподавания предметов естественно – научного направления.
По итогам работы в октябре месяце проводим общешкольное мероприятие «Праздник Урожая».
Анализ производственной деятельности за 2008-2013 год
Наименование 2011-2012 2012-2013 2013-2014 2014-2015 2015-2016
Морковь 200 кг 220кг 300 кг 320 кг 350 кг
Капуста 200 кг 250 кг 250,5 кг 240 кг 300 кг
Свекла 300 кг 240 кг 300 кг 270 кг 200 кг
Огурцы 200 кг 180 кг 190кг 150 кг 100 кг
Помидоры 300 кг 200кг 150 кг 250 кг 150 кг
Кабачки 60 кг. 70 кг 75 кг 60 кг 40 кг
Перец 10 кг 30кг 35 кг 30 кг 25 кг
Лук репчатый 20 кг. 25 кг 27 кг - --
Чеснок 5 кг. 8 кг 11 кг 10 кг 12 кг
Зеленные культуры 3 кг. 4 кг. 4.8 кг 3 кг 5 кг
Информация о реализации овощей с учебно-опытного участке
за 2015-2016 уч. год
Культура Площадь (сотки) Реализовано (кг) Реализовано на сумму (руб)
Морковь 5.5 250 2400
Свекла столовая 3 300 1500
Информация о выращенной рассаде в 2016 году.
№ п/пКультура Количество, штук
1 Перец 150
2 Помидоры 300
3 Капуста 400
4 Петуния 100
5 Астра -
6 Бархатцы 150
7 Сальвия100
8 Агератум150
9 Герань 50
10 Цинерария 100
11 Бальзамин -

План работы на учебно-опытном участке
№ п/пСодержание и организация работы Календарные сроки
Планировка территории учебно-опытного участка
(размещение отделов, их площадь, распределение территории участка между звеньями)(См. план участка)
март -
Перечень растений, возделываемых на участке март
Определение тематики наблюдений, опытов и исследовательских работ апрель
Распределение опытов между классами апрель
Определение календарных сроков и порядка выполнения учащимися работ апрель
Определение потребности в инвентаре, удобрениях, посевных и посадочных материалов Март-апрель
Составление графика летней практики май
Наличие сельхозинвентаря.
№ п/пНаименование инвентаря Количество
1 Лопаты различных типов 20
2 Вилы различных типов 5
3 Грабли 15
4 Мотыги 10
5 Маркер 2
6 Ведра, лейки 14
7 Секатор 3
8 Рулетка 1
9 Шнур для разметки делянок 1
10 Шланги для полива 3
11 Перчатки садовые 20
12 Инструменты для работы с рассадой 10
13 Газонокосилка 1
14 Тачка садовая 1
15 Опрыскиватель 1
Наличие семенного материала.
№ п/пНазвание культуры Площадь посадок, м. кВ. Требуется семян, гр.
1 Морковь «Московская зимняя» 55 55
2 Столовая свекла «Бордо» 55 90
3 Помидоры «Новичок» 10 5
4 Перец «Молдавский» 10 5
5 Капуста «Подарок» 20 50
6 Огурцы «Засолочные» 20 10
7 Укроп «Грибовский» 6 6
8 Петрушка «Кудрявая» 6 6
9 Чеснок 10 1000
График
прохождения летней полевой практики на пришкольном участке
учащихся образовательного учреждения
Класс Число рабочих дней Время работы
5 10 дней 2 часа
6 10 дней 2 часа
7 10 дней 3 часа
8 10 дней 3 часа
Календарный план агротехнических мероприятий
№ п/пНаименование работ Отделы участка Сроки работ
1 Изготовление этикеток для участка Для всех отделов Январь-март
2 Снегозадержание Все отделы Декабрь-февраль
3 Анализ посевного материала Кабинет биологии 20-28.02
4 Посев семян перца Кабинет биологии 15-20.02.
5 Посев семян цветов Кабинет биологии 1-10.03.
6 Посев семян томатов Кабинет биологии 1-10.03.
7 Уход за рассадой (полив, подкормка) Кабинет биологии апрель
8 Весенняя обработка почвы Все отделы 20-30.04
9 Посев семян(укроп, петрушка, поздняя капуста) Овощной отдел 25-30.04.
10 Посев семян цветов в грунт Цветочно-декоративный отдел 01-10.05.
11 Посев семян столовой свеклы, моркови Овощной отдел 01.-10.05.
12 Посев огурцов Овощной отдел 20-25.05.
13 Высадка рассады томатов Овощной отдел 20-30.05.
14 Высадка рассады капусты Овощной отдел 20-30.05.
15 Прореживание моркови Овощной отдел 20-30.05
16 Окучивание капусты Овощной отдел 01-10.06.
17 Полив Все отделы По мере необходимости
18 Прополка сорняков Все отделы По мере необходимости
19 Прореживание свеклы Овощной отдел 01-10.06.
20 Подвязка томатов к опоре Овощной отдел 20-30.06.
21 Пасынкование томатов Овощной отдел 20-30.06.
22 Прореживание всходов огурцов Овощной отдел 08-20.06.
23 Подкормка удобрениями Овощной отдел По плану
24 Окучивание томатов Овощной отдел 15-20.06.
25 Прищипка огурцов Овощной отдел 10-15.06.
26
Уборка огурцов, томатов Овощной отдел август
27 Срез и засушка зеленных культур Овощной отдел август
28 Сбор семян Овощной отдел, цветочно-декоративный отдел сентябрь
29 Уборка свеклы, моркови, капусты Овощной отдел 05-20.10.
30 Уборка растительных остатков, закладка компостной ямы Все отделы сентябрь
31 Осенняя обработка почвы с внесением удобрений Все отделы Сентябрь-октябрь
Подведение итогов. Праздник Урожая. октябрь

Практические занятия
Структура практического занятия определяется его содержанием и методами, но на каждом этапе должны иметь место следующие моменты:
Организационная часть
Вводная беседа, во время которой разъясняются теоретические и практические задачи данного занятия.
Инструктаж по разъяснению трудовых заданий, показ приемов работы и проверка усвоения обучающимися.
Определение трудовых заданий каждому звену и выдача необходимых для работы
инструментов и материалов.
Практическая работа обучающихся по выполнению трудовых заданий при контроле учителя (основная часть).
Заключительная часть: оценка труда обучающихся, приведение в порядок инвентаря и
участка.
Записи о выполненных агроприемах и проведенных учетах и наблюдениях.
Мероприятия по природоохранной работе
благоустройство школьной территории; обрезка кустарников; удаление больных, усохших ветвей; уход за газонами;
декоративное оформление газонов и клумб на территории школы: подбор и посадка цветочно-декоративных культур, уход за ними в течение лета;
поддержка чистоты на улице прилегающих к школе
посадка саженцев деревьев и кустарников и уход за ними.
Технологические карты выращивания культурных растений

Морковь
Вид работы Требования к выполнению работы Сроки
Посев семян Сеять с песком на глубину 1-2 см. в бороздки с мульчированием Апрель - начало мая
Прополка сорняков Семена покрыты плотной оболочкой, и всходы появляются через 18-20 дней, поэтому важно не допускать появление сорняков Май - август
Полив Обильные и регулярные поливы в начале роста растений. Май - август
Рыхление почвы в междурядьях Рыхлят после дождя, полива, по мере появления корки ( не повреждать корнеплоды, они могут вырасти уродливыми). Май - август
Прореживание
первое
второе Проводят через 2 недели после появления всходов. Расстояние между растениями – 2-3 см.
Проводят, когда корнеплод образуется в палец толщиной, на расстояние 4-5 см. май
июнь
Подкормка
первая
вторая После первого прореживания подкормка азотными, фосфорными, калийными удобрениями: по 10-13 г. каждого на 10 л. воды. Раствор расходуется на 10 м. длины борозд.
После второго прореживания - азотными, фосфорными, калийными удобрениями: по 10-15 г. каждого на 10 л. воды.
Раствор расходуется на 10 м. длины борозд.
май
июнь
Уборка урожая Убирают в сентябре- октябре до ночных заморозков. Сентябрь - октябрь
Столовая свёкла

Вид работы Требования к выполнению работы Сроки
Посев семян Сеять на глубину 2-3 см. в бороздки с мульчированием Апрель - начало мая
Прополка сорняков По мере появления сорняков Май - август
Полив Обильный, 2-3 раза за лето, так, чтобы почва пропиталась на глубину пахотного слоя. Май - август
Рыхление почвы в междурядьях Рыхлят после дождя, полива, по мере появления корки. Май - август
Прореживание
первое
второе После дождя или полива
Проводят после появления2-го настоящего листа. . Расстояние между растениями – 2-3 см.
Проводят после появления 4-го настоящего листа. Расстояние между растениями 4-6 см. май
июнь
Подкормка
первая
вторая После дождя или полива
После первого прореживания подкормка азотными, фосфорными, калийными удобрениями: по 20-30 г. каждого на 10 л. воды. Раствор расходуется на 10 м. длины борозд.
После второго прореживания – азотными (20-25 г.), калийными(40-50 г.) удобрениями, каждого на 10 л. воды.Раствор расходуется на 10 м. длины борозд.
май
июнь
Уборка урожая Убирают в сентябре- октябре до наступления холодов Сентябрь - октябрь


Чеснок
Вид работы Требования к выполнению работы Сроки
Посадка До наступления устойчивых заморозков в борозды на глубину 4-5 см. октябрь
Прополка сорняков По мере появления сорняков Апрель - июль
Полив В начале роста растения поливают 1 раз в неделю по бороздам. В июне полив прекращают. Апрель - май
Рыхление почвы в междурядьях Рыхлят после дождя, полива, по мере появления корки. Апрель - май
Подкормка
первая
вторая После дождя или полива
Весной, сразу после появления всходов, азотными удобрением ( 100-200 г. на 10 м2)
Во второй половине мая полным минеральным удобрением (40-70 г. азотных, 100 г. калийных, 130170 г. фосфорных удобрений на 10 м2)
Апрель
май
Удаление стрелок По мере отрастания, не допуская образования бульбочек, что повышает урожай на 20-39%. июнь
Уборка урожая При созревании луковиц, т.е. когда подсохнут листья. июль


Лук репчатый
Вид работы Требования к выполнению работы Сроки
Посадка В борозды на глубину 3-4 см. май
Прополка сорняков По мере появления сорняков Май - август
Полив В начале роста растения поливают 1 раз в неделю по бороздам. В июле полив прекращают. Май - август
Рыхление почвы в междурядьях Рыхлят после дождя, полива, по мере появления корки. Май - август
Подкормка
первая
вторая После дождя или полива
Весной, сразу после появления всходов, азотными удобрением ( 15 г. ) и калийными удобрениями (20 г.) на 10 л. воды. Раствор расходуется на 10 м. длины бороздок. Бороздки делаются на расстоянии 5 см. от рядка растений.
В период образования луковиц калийными (40 г.) и фосфорными (40 г.) удобрениями на 10 л. воды. Раствор расходуется на 10 м. длины бороздок. май
июнь
Уборка урожая При созревании луковиц, т.е. когда подсохнут листья. Июль-август
Огурец
Вид работы Требования к выполнению работы Сроки
Посадка В лунки на глубину 1-2 см. май
Прополка сорняков По мере появления сорняков Май - август
Полив Норма полива: до цветения 5-10 л. на 1 м2, в начале цветения полив временно прекращают; с начала плодоношения 10-15 л. на 1 м2. Май - август
Рыхление почвы Рыхлят после дождя, полива, по мере появления корки до смыкания листьев. Май - август
Прореживание При появлении первых настоящих листьев на расстоянии 10-15 см. июнь
Подкормка
Первая- после прореживания
Последующие
После дождя или полива
В 10 л. воды растворяют 20 г. азотных, 30 г. суперфосфата и 20 г. калийных удобрений. Для последующих подкормок дозу увеличивают до 40-50 г. Раствор расходуется на 10 м. длины бороздок.
До образования огурцов- через каждые 10-12 дней. После начала плодоношения- 1 раз в неделю. Органическими удобрениями ( 1 часть куриного помета на 10 частей воды). 5 л. раствора расходуют на 1 м2.. июнь
Июнь-август
Уборка урожая Собирают зеленцы размером 8-12 см. Июль-август
Помидоры
Вид работы Требования к выполнению работы Сроки
Посадка Высаживать рассаду после прекращения ночных заморозков май
Прополка сорняков По мере появления сорняков Май - август
Полив Обильный полив в период нарастания листьев и образования плодов. Затем полив сокращают. Май - август
Рыхление почвы Рыхлят после дождя, полива, по мере появления корки. Май - август
Удаление боковых побегов По мере образования пасынков июнь
Подкормка
Первая
Начало цветения
Последующие
Налив плодов
После дождя или полива
Аммиачная селитра 25 г. на 10 л. воды.
Удобряют комплексным минеральным удобрением: азотные (25 г), фосфорные (40 г) и калийные удобрения (15 г), которые разводятся в 10 л воды. Используют 0,6-0,7 л смеси на каждое растение.
Через неделю удобряют сульфатом магния 10 г. и фосфорным удобрением25 г.
Кальциевая селитра(20 г. на 10 л. воды) май
июнь
июнь
июль
Уборка урожая Собирают плоды по мере созревания. Июль-сентябрь
Капуста белокочанная
Вид работы Требования к выполнению работы Сроки
Посев семян на рассаду Семена высеваются в холодный рассадник. Перед посевом внести 0,5 ведра навоза, 20 г. хлористого калия, 20 г. аммиачной селитры, 30 г. суперфосфата на 1м2. Апрель
Посадка В лунки; обильно поливают. май
Прополка сорняков По мере появления сорняков Май - август
Полив 2 раза в неделю, за 2 недели до уборки - 1 раз в неделю. Май - август
Рыхление почвы Рыхлят после дождя, полива, по мере появления корки. Май - август
Подкормка
Первая- через 1.5 недели после посадки.
Последующие - 1 раз в неделю
При пожелтении нижних листьев После дождя или полива
Подкормка аммиачной селитро15 г. на 10 л. воды.
расходуют на 1 м2..
Чередовать мочевину и нитрофоску (15 г. на 10 л. воды.)
Оборвать нижние листья и окучить, предварительно рассыпав в междурядьях 40 г. двойного суперфосфата июнь
Июнь-август
сентябрь
Уборка урожая Убирают после наступления первых заморозков. октябрь


План работы на учебно-опытном участке по отделам
Здесь нужно учитывать всё: и как обработать землю, что внести, чтобы почва была плодородной, что и сколько сажать, чтобы хватило до весны в столовой, как собрать урожай, как его хранить и др.
Красивый, ухоженный пришкольный участок воспитывает в школьниках эстетические чувства, любовь к родной природе, к сельскохозяйственному труду. Школьный участок – место, где учащиеся приобретают основы экологических знаний, знания дизайнерского искусства. Правильно спланированный пришкольный участок обеспечит большую часть работы на открытом воздух
Отдел овощных культур.
В отделе выращивают овощные растения открытого грунта:
капустные – капуста поздняя;
плодовые – томат, перец, кабачки, огурцы;
корнеплодные – морковь, свекла, петрушка;
луковые – лук репчатый, чеснок;
зеленые –петрушка, укроп, лук многолетний;
Планируется проведение опытов:
1. «Влияние рыхления почвы на урожайность моркови»
2.«Влияние органоминеральных удобрений на урожайность помидоров»
3. «Влияние пасынкования на развитие и урожайность помидоров»
4. «Влияние прищипки плетей на развитие и урожайность огурцов»
5. «Использование биологических средств защиты при выращивании овощных растений»
Исследовательская работа:
«Использование микроорганизмов при выращивании томатов» (см.Приложение)
Производственный отдел.
Данный отдел имеет производственные цели и решает задачу – обеспечение школьной столовой овощами. Работа в огороде начинается весной.
Март Проверка всхожести семян; посев рассады томатов.
Апрель Планируем огород с учетом севооборотов; пикировка рассады; высадка семенников моркови, свеклы в грунт.
Май Посев семян капусты в рассадник, посев моркови, свеклы, огурцов, зеленных культур, высадка рассады перца, помидоров.
Июнь Высадка рассады капусты в грунт, уход за высаженной рассадой – поливка, прополка; прореживание моркови; пасынкование томатов.
Июль Полив, прополка, борьба с сорняками и вредителями , окучивание капусты; 2-е прореживание моркови; пасынкование томатов.
Август Уход за растениями; сбор урожая томатов, огурцов.
Сентябрь Сбор урожая свеклы, сбор семян моркови, свеклы.
Октябрь Убираем урожай моркови, капусты. Уборка растительных остатков. Осенняя обработка почвы.
Ноябрь Подготовка участка к зиме.
Цветочно-декоративный отдел
Данный отдел представлен разнообразными клумбами, расположенными по территории школьного двора и учебно-опытного участка.
Цветы украшают наш быт, создают радостное настроение, формируют эстетические вкусы. Очень важно создать в этом отделе сад непрерывного цветения с ранней весны до поздней осени. Этому предшествует огромная работа в течение всего учебного год
План работы на год
Январь Проверка всхожести семян цветов.
Февраль Выбираем место для цветника, определяем видовой состав в соответствии с их ростом и колористической гаммой, не забывая о срок цветения. Посев сальвии, цинерарии.
Март Составляем план цветника и производим массовый посев цветочной рассады.
Апрель Пикировка рассады.
Май Подготавливаем клумбы к посеву (перекопка, боронование)
Июнь Согласно плана начинаем высаживать цветочную рассаду; производим уход за растениями.
Июль Полив растений, борьба с сорняками, поддержание почвы в рыхлом состоянии. Во время бутонизации произвели подкормку комплексными удобрениями.
Август Уход за растениями (полив, прополка). Для улучшения декоративности цветника и вторичного цветения удаляем отцветшие соцветия (агератум, астры, петуния, бархатцы, герань, сальвия).
Сентябрь Размножение растений, цветущих весной; сбор семян.
Октябрь Сбор семян, подготовка участка к зиме (уборка растительных остатков, перекопка)
Ноябрь Производим стратификацию семян цветочных культур.
Декабрь Готовимся к проверке всхожести семян
Видовой состав отдела
Однолетние Многолетние
Агератум мексиканский
Астры.
Бальзамин
Бархатцы
Петуния гибридная.Сальвия.Цинерария серебристая
Герань
Петуния обыкновенная Пионы
Тюльпаны
Ирисы
Дендрологический отдел.
Создана коллекция из древесных и кустарниковых пород, которые создают защитный экран от шума и зеленую зону школы. Она насчитывает больше десятка пород деревьев и кустарников и дает представление о разнообразии древесно-кустарниковой флоры.
ДеревьяБереза бородавчатаяКленОсинаРябина обыкновеннаяТополь дрожащийТополь черный
Дуб
Ель
Сосна
Терн
Можжевельник
Туя КустарникиАкация желтаяЖимолость каприфольСирень обыкновеннаяШиповник морщинистыйШиповник молочноцветковыйРябинолистникСпирея
Информация о работе дендрологического отдела за 2015-2016 учебный год.
Заложено (кол-во) : аллей 1
скверов -
Высажено (шт.) : деревьев 12
кустарников -
оформлено клумб 5
Защищённый грунт.
Имеется теплица и рассадник. В теплице выращивается рассада овощных культур, цветов. В холодном рассаднике выращиваем рассаду поздней капусты.
ОТДЕЛ БИОЛОГИИ РАСТЕНИЙ.
ПОДОТДЕЛ МОРФОЛОГИИ РАСТЕНИЙ.
Для получения наглядного материала по теме «Виды корней» используем:
Горох, репа, морковь – стержневая система;
Овес, пшеница, лук репчатый- мочковатая система;
Георгин – клубневидный;
Капуста, томаты – придаточные корни;
Кукуруза – воздушные.
Для демонстрации видов стеблей:
Ячмень - прямостоячий, огурец - ползучий, горох – лазящий, фасоль – вьющийся, крапива – подземный, корневище, картофель – клубни, лук – репчатый – луковица, одуванчик – укороченный. Для демонстрации типов соцветий:
Капуста, редис – кисть, тысячелистник – щиток, клевер – головка, укроп – зонтик, пшеница – сложный колос, просо – метелка, подсолнечник – корзинка, кукуруза – метелка и початок.Приспособление к опылению:
Ветром: кукуруза
Перекрестное опыление шмелями: львиный зев.
Самоопыление: помидоры
Приспособление к опылению бабочками: петуния.
ПОДОТДЕЛ СИСТЕМАТИКИ РАСТЕНИЙ.
СЕМЕЙСТВА:
Крестоцветные: капуста кочанная (1-го и 2-го года), редька посевная.
Розоцветные: земляника, лапчатка, ползучая и серебристая.
Пасленовые: томат съедобный, баклажаны, паслен черный, перец сладкий, перец горький.
Сложноцветные: подсолнечник однолетний,
Бобовые: горох посевной, бобы конские, чина, соя.
Лилейные: лук репчатый, чеснок, лилия тигровая.
Злаки: пшеница, овес, кукуруза.
КОЛЛЕКЦИОННЫЙ ОТДЕЛ.
Овощные культуры:
капустные – капуста ранняя и поздняя, краснокочанная;
плодовые – томат, перец, баклажан, патиссоны, кабачки, огурцы;
бахчевые – арбуз, дыня;
корнеплодные – морковь, свекла, петрушка, редька;
луковые – лук репчатый, чеснок;
зеленые – салат, укроп, щавель;
малораспространенные – ревень, горчица, базили Севооборот.
Севооборот или плодосмен - это  обязательное чередование культур.
    Чередование культур в севообороте продумываем заранее. Не забываем при этом учитывать отношение растений к свежему навозу, их потребность в различных солях. Известно, что огурец, удобренный навозом, резко увеличивает урожай, а корнеплоды моркови трескаются, сильно ветвятся избытком в удобрении азота.
    При составлении севооборота стараемся разместить культуры так, чтобы представители одного семейства, скажем капусты, возвращались на старое место не раньше чем через 3-4 года. Очень важно, чтобы под овощные растения ранних сроков сева или посадки поле освобождались пораньше.
        Это возможно, если перед ними выращивать теплолюбивые культуры томат, огурцы и др. После их уборки поле можно успеть как следует обработать.
Отличные предшественники для всех культур:
-чистый и занятый пар
-бобовые культуры
-ранние овощи
Нельзя сажать:
- две культуры подряд одного семейства;
- после поздней капусты - морковь;
- после картофеля - помидоры.
Допустимые и недопустимые предшественники овощных культур
Культуры Лучшие
предшественники Минимальный срок возврата на старое  место,  лет Недопустимые предшественники
Капуста Лук, огурцы, морковь, свекла, картофель, томаты 4-5 Репа, редька,
 редис
Картофель Морковь, свекла, лук Томаты
Лук, чеснок Морковь, огурцы, укроп, салат, капуста 3-4 Томаты
Морковь,
петрушка Картофель, томаты, огурцы, горох, капуста 2-3 Огурцы, кабачки, тыква, патиссоны Картофель, лук, морковь, капуста, горох 2-3 Репа, редька, редис Картофель, лук, морковь, свекла 3-4 Капуста
Свекла Картофель, огурцы, лук 2-3 Томаты Морковь, свекла, лук 2-3 Картофель
Севооборот на учебно-опытном участке Екатериновской школы
2011 год
укроп капуста свекла морковь помидоры парник
петрушка капуста свекла морковь помидоры огурцы
перец капуста свекла морковь помидоры огурцы
перец капуста свекла морковь помидоры огурцы
перец капуста свекла морковь помидоры огурцы
перец капуста свекла морковь помидоры парник
чеснок капуста свекла морковь помидоры огурцы
чеснок капуста свекла морковь помидоры огурцы
капуста кабачки кабачки капуста капуста капуста капуста

2012 год
капуста свекла морковь помидоры укроп парник
капуста свекла морковь помидоры огурцы укроп
капуста свекла морковь помидоры огурцы перец
капуста свекла морковь помидоры огурцы перец
капуста свекла морковь помидоры огурцы перец
капуста свекла морковь помидоры огурцы парник
капуста свекла морковь помидоры огурцы чеснок
капуста свекла морковь помидоры огурцы чеснок
кабачки капуста капуста капуста капуста капуста кабачки

2013 год
укроп укроп петрушка свекла морковь парник
огурцы петрушка капуста свекла морковь помидоры
огурцы перец капуста свекла морковь помидоры
огурцы перец капуста свекла морковь помидоры
огурцы перец капуста свекла морковь помидоры
огурцы перец капуста свекла морковь парник
огурцы чеснок капуста свекла морковь помидоры
огурцы чеснок капуста свекла морковь помидоры
капуста кабачки кабачки капуста капуста капуста капуста


2014 год
помидоры укроп укроп петрушка свекла парник
помидоры огурцы петрушка капуста свекла морковь
помидоры огурцы перец капуста свекла морковь
помидоры огурцы перец капуста свекла морковь
помидоры огурцы перец капуста свекла морковь
помидоры огурцы перец капуста свекла парник
помидоры огурцы чеснок капуста свекла морковь
помидоры огурцы чеснок капуста свекла морковь
капуста капуста капуста кабачки кабачки капуста капуста

2015 год
морковь помидоры укроп укроп петрушка парник
морковь помидоры огурцы петрушка капуста свекла
морковь помидоры огурцы перец капуста свекла
морковь помидоры огурцы перец капуста свекла
морковь помидоры огурцы перец капуста свекла
морковь помидоры огурцы перец капуста парник
морковь помидоры огурцы чеснок капуста свекла
морковь помидоры огурцы чеснок капуста свекла
капуста капуста капуста капуста капуста кабачки кабачки

2016 год
свекла морковь помидоры укроп укроп парник
свекла морковь помидоры огурцы петрушка капуста
свекла морковь помидоры огурцы перец капуста
свекла морковь помидоры огурцы перец капуста
свекла морковь помидоры огурцы перец капуста
свекла морковь помидоры огурцы перец парник
свекла морковь помидоры огурцы чеснок капуста
свекла морковь помидоры огурцы чеснок капуста
кабачки кабачки капуста капуста капуста капуста капуста
Организация постановки полевого опыта на школьном учебно-опытном участкеУспех в выполнении опытных работ на пришкольном участке зависит прежде всего от учителя биологии. Хороший руководитель может содержание труда на участке сделать интересным, захватывающим, а сама работа вызовет у детей любовь к труду, желание стремиться к новаторству. План опытной работы будет выполним еще при том условии, если все работы спланированы и учащиеся хорошо подготовлены к проведению опытов.С осени по мере прохождения учебного материала учитель дает звеньям задания по постановке опытов и наблюдений. Например, при изучении темы «Корень» может быть проведен ряд опытов по определению влияния органических и минеральных удобрений на повышение урожайности сельскохозяйственных культур, по выяснению эффективности минеральных удобрений и т. д. Учитель организует работу так, что каждый учащийся еще зимой начинает готовиться к проведению опыта: читает в рекомендованной литературе о биологических особенностях того растения, с которым будет ставить опыт, намечает примерные сроки выполнения агротехнических мероприятий. При этом нельзя допускать чрезмерной опеки учащихся, давать им в готовом виде задачу и схему самого опыта, потому что в этом случае школьники приступают к работе с меньшим интересом, чем тогда, когда они сами активно участвуют в разработке плана.Эффективность опытнической работы зависит от ее правильной организации. Постановке опыта должен предшествовать подробный план, где обозначены следующие параметры:– тема опыта;– цель опыта;– биологические особенности культуры;– агротехнические особенности культуры;
– потребность в инвентаре, семенах, удобрениях; – выбор участка;– подготовка почвы;– схемы полевых опытов;– посадка;– уход;– перечень основных наблюдений;– примерные сроки и порядок выполнения работ.Приступая к выполнению опыта, учащиеся должны знать основные задачи, которые им предстоит решить, выполняя опыт, его варианты, повторности и основы методики полевого опыта. Школьникам необходимо разъяснить, почему важно соблюдать принцип равенства условий роста и развития растений на опытных и контрольных делянках, и особенно тщательно выполнять все приемы, намеченные ими в агротехническом плане.Каждое звено, как правило, выполняет один опыт. Ознакомление учащихся со всеми опытами, проводимыми на пришкольном участке, учитель осуществляет, проводя планомерные экскурсии.С момента закладки опыта каждый ученик последовательно отмечает в дневнике все работы, которые он проводит, наблюдения за растениями, а осенью при уборке урожая учитывает урожай с опытной и контрольной делянок, пересчитывает урожай на 1 га и делает заключение о поставленном опыте, все данные и выводы записывает в дневникДневник – это документ, по которому осенью члены звена отчитываются о своей работе и получают за нее оценку.Осенью возможно проведение в школе Праздника урожая, к которому учащиеся готовят выставку, демонстрируют результаты учебной и опытной работы (натуральные экспонаты, гербарии, дневники наблюдений, описания результатов опытнической работы, изготовленный демонстрационный и раздаточный материал и т. д.). Часть материала оформляют для пополнения биологического кабинета.Опытническая работа на пришкольном участке дает возможность школьникам получить основы биологических и экологических знаний. Кроме того, в процессе постановки, проведения и анализа результатов опыта у школьников вырабатываются наблюдательность, исследовательские навыки, способность к планированию работы, умение делать выводы, творческое отношение к труду, т. е. формируется деятельностно-коммуникативная и ценностно-ориентационная составляющие качества образования.
Каждый учитель должен понимать, что только методически правильно поставленный опыт может принести пользу. В этом случае возрастет его воспитательное значение. Методически неправильно поставленные опыты могут подорвать уверенность учащихся в своих силах. Определив направление работы, учитель должен подробно ознакомиться с историей изучаемого вопроса и сообщить учащимся, что уже известно науке и практике по данному вопросу, а что еще необходимо узнать. В соответствии с этим учащиеся сознательно выбирают тему опыта. В этом случае они чувствуют себя первооткрывателями, работающими совместно с учеными над разрешением общественно важных проблем, что намного повышает их заинтересованность в работе.
Тематика опытнических работ
№ п\пКультура Тема опыта Площадь делянки
Опыт Контроль
1.
Томаты
Влияние органоминеральных удобрений на урожайность помидоров
Влияние пасынкования на развитие и урожайность помидоров
Исследовательская работа. Использование микроорганизмов при выращивании томатов 10 м2
10 м2
10 м2
10 м2
10 м2
10 м2
2.
Морковь
Влияние рыхления почвы на урожайность моркови 6 м26 м23.
Огурцы
Влияние прищипки плетей на развитие и урожайность огурцов
10 м2
10 м24. Капуста Использование биологических средств защиты растений для борьбы с вредителями
10 м2
10 м2
(см. Приложение)
Наличие детских объединений сельскохозяйственного и экологического направления.
2014-2015 уч. год.
Кружок «Тепличное хозяйство»
Автор рабочей программы: Скуридина Л.А. учитель биологии, технологии, заведующая учебно-
опытным участком.
Возраст обучающихся: 14 -15 лет
Количество обучающихся: 15
Срок обучения в период реализации: 2 года
Цель и задачи:
познакомить обучающихся
- с видами защищенного грунта;
- с внутренним обустройством теплиц;
- с биологическими особенностями культурных растений;
- с агротехникой выращивания овощных, зеленных, цветочно-декоративных культур в защищенном грунте;
- с правилами ухода за комнатными растениями;
- с влиянием различных условий на жизнь и развитие растения;
в результате обучающиеся должны уметь:
- составлять культурооборот в защищенном грунте;
- подготовить семена к посеву;
- составлять почвенные смеси;
- определять причины болезни растений, осуществлять профилактику заболеваний, бороться с вредителями различными методами;
- выращивать рассаду овощных и цветочно-декоративных культур;
- осуществлять уход за комнатными растениями;
- выполнять наблюдения и практические работы, фиксировать их результаты;
- осуществлять размножение растений различными способами, приготавливать растворы для подкормки культур.
Методическое обеспечение:
Учебно-методическая литература.
1.Емельянов А. «Парники и теплицы».- Ростов-на-Дону: «Владис», 2011 г.
2. Малышевский К. «Умная теплица».- Ростов-на-Дону: «Владис», 2011 г.
3.Бунин В.А. «Цветоводство. Практикум». – Львов: «Высшая школа», 1987 г
4. Рогожкин А.Г. «Энциклопедический словарь юного натуралиста», - Москва: «Педагогика», 1981 г.
5. Родина В.А. «Цветоводство в школе». – Москва: «Просвещение», 1974 г.
6. Чувикова А.А. «Учебная книга цветовода». - Москва: «Колос», 1980 г.
Ресурсы интернета:
http://metsrv.ru/stati/viraschivanie-pomidorov-ogurcov-v-teplice/http://www.bibliotekar.ru/teplica/17.htmhttp://chudo-ogorod.ru/ogurcy-v-teplice-obrabotka-pochvy-prorashhivanie-uborka-i-zasolkahttp://moyhutor.net/parnik4.phphttp://sferasada.ru/vyirashhivanie-ovoshhey/uhod-za-pomidorami-v-teplitse2015-2016 уч. год
Кружок «Цветоводство».
Автор рабочей программы: Скуридина Л.А. учитель биологии, технологии, заведующая учебно-
опытным участком.
Возраст обучающихся: 14 лет
Количество обучающихся: 8
Срок обучения в период реализации: 1 год
Цель и задачи:
познакомить обучающихся
-с биологическими основами цветоводства;
- с ассортиментом цветочных растений, при озеленении объектов;
-биологией роста и развития цветочных растений;
-приемами цветочного оформления;
в результате обучающиеся должны
- научиться пользоваться справочной литературой;
- осуществлять размножение, посев, посадку цветов, уход за ними;

Методическое обеспечение курса:
Учебно-методическая литература.
1.Бунин В.А. «Цветоводство. Практикум». – Львов: «Высшая школа», 1987 г.
2.Головкин Б.Н. «Декоративные растения СССР»- Москва: «Мысль», 1986 г.
3. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. «Комнатные растения». – Москва: «Просвещение», 1986 г.
4. Николаенко Н.П. «Икэбана. Японское искусство аранжировки цветов». – Москва: «Изограф», 1996 г.
5. Рогожкин А.Г. «Энциклопедический словарь юного натуралиста», - Москва: «Педагогика», 1981 г.
6. Родина В.А. «Цветоводство в школе». – Москва: «Просвещение», 1974 г.
7. Федорук А.Т. «Справочник цветовода». – Минск: «Ураджай», 1984 г.
9. Хессайон Д.Г. «Все об аранжировке цветов». – Москва: «Кладезб-Букс», 2002 г.
10. Чувикова А.А. «Учебная книга цветовода». - Москва: «Колос», 1980 г.!!. Янтра Гельмут. «Комнатные растения». Москва: «АСТ», 2003 г.
Ресурсы интернета:
1. http://www.klumba.info/2. http://vseocvetah.ru/magicheskie-svojstva-komnatnyx-cvetov/3. http://www.flowers-house.ru/4. http://avflower.com/Социально-культурная деятельность.
Участие в районном этапе областной акции «Ломоносовская аллея». 2014-1015 учебный год.
1. Количество человек , принявших участие в акции – 15
2. Количество заложенных аллей – 1
3. Количество высаженных деревьев – 24
4. Место высадки: территория школы