Кружок духовно нравственного напрвления Вежливые ребята, рабочая программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 3 города Бирска
муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании Зам.директора по ВР Директор МБОУ СОШ № 3 г. Бирска РБ
методическом совета школы МБОУ СОШ №3 г. Бирска РБ
_______________________ _______________ (Матюхина Э.Ф.) ________________ (Мусаев Р.Г.)
«___»_____________ 2016 г. «___»_____________ 2016 г. «___»_____________ 2016 г.



Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Вежливые ребята»
(Духовно – нравственное направление)
для 3 а класса
на 2016-2017 учебный год


Составила учитель начальных классов Бурикова О.В.





Пояснительная записка

1. Роль и место дисциплины
Курс «Вежливые ребята» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в третьем классе. Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.


2. Адресат
Программа по внеурочной деятельности адресована учащимся третьих классов общеобразовательных школ.



3. Соответствие Государственному образовательному стандарту
Курс «Вежливые ребята» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в третьем классе. Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения.


4. Нормативные
документы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г.№373);
2. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10;
3. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 3 г. Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан (с изменениями), рассмотрена на заседании совета школы протокол №1 от 29.08.2012 г., рассмотрена и принята на заседании педагогического совета МБОУ СОШ №3 протокол №1 от 30 августа 2012 г., утверждена директором МБОУ СОШ №3 г. Бирска 30.08.2012 года;
4. Учебный план МБОУ СОШ № 3 г. Бирска на 2016-2017 учебный год, утвержден приказом директора школы № 187-к от 31.08.2015 года;
5. Календарный учебный график МБОУ СОШ № 3 на 2016-2017 учебный год, утвержден приказом директора школы № 185-к от 31.08.2015 года;
6. Положение о рабочих программах по учебным предметам (курсам) начального общего образования МБОУ СОШ №3 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан



5.Сведения о примерной программе по учебному предмету (курсу)
Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы учреждения. Начальная школа. 4-е издание, переработанное. М. изд. «Просвещение». 2012; Концепции духовно – нравственного воспитания российских школьников – М.: Просвещение, 2009. На основе программы «Азбука добра» (автор И.С. Хомякова, В.И. Петрова).



6. Цели и задачи
Цель курса – формирование навыков общения и культуры поведения третьеклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .
Задачи:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.



7.Специфика программы
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Основные разделы программы:
я среди людей;
речевой этикет;
культура поведения;
в мире сказок.
Воспитательные идеи программы:
Старайся делать добро!
Бойся обидеть человека!
Люби и прощай людей!
Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
Познай мир и себя!
Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!


8.Основные содержательные линии курса
Формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.


9.Описание ценностных ориентиров содержания
курса
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация поведение правило; от правила к поведению. Оценка нравственных поступков.
Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения.
Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.
Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.


10.Структура программы
1раздел (1ч.) Вводное занятие. Знакомство с планом работы на год.
2 раздел (6ч.) Я среди людей. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.
3раздел ( 6ч.) Речевой этикет. Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа.
4 раздел ( 12ч.) Культура поведения. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.
5 раздел (2ч.) В мире сказок. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей.
6 раздел (2ч.) Итоговое занятие. Праздник вежливых ребят.


11.Результаты изучения (личностные, метапредметные, предметные)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы. В процессе освоения программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие.

11. Формы организации учебного процесса
Основная форма - занятие 45 минут.

12.Предпочтительные
формы контроля
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.


13. Контроль и
оценка планируемых результатов.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.
Результаты второго уровня ( формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.


14. Объем и сроки изучения
На изучение курса «Вежливые ребята» отводится 1 час в неделю, всего – 34 часа:
Количество часов в неделю по программе 1
Количество часов в неделю по учебному плану 1
Количество часов в год по программе 34
Количество часов в год по учебному плану 34


Учебно-тематический план
N п\п
Содержание программы
Всего часов
Теория
Практика

1.
Вводное занятие
1
1
-

2.
Я среди людей
6
3
3

3.
Речевой этикет
6
2
4

4.
Культура поведения
12
6
6

5.
В мире сказок.
7
-
8

6.
Заключительное занятие
2
-
2


Итого:
34
12
22



Тематическое планирование курса
Раздел программы
№ п/п
Тема занятия
Содержание, методические приемы
Кол-во часов
Дата

Вводное занятие
(1ч)
1
Давайте познакомимся.
Знакомство с планом работы на год. Игра-тест «Какой я?»
1


Я среди людей
(6 ч)
2
Кто я и как выгляжу?
Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.
1



3
Что в нашем имени?
Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.
1



4
Плохо одному
Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.
1



5
Товарищи и друзья
Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.
1



6
Как завоевывать друзей
Правила общения с товарищами и друзьями.
1



7
Бескорыстие в дружбе
Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.
1


Речевой этикет
(6 ч)
8
Что такое этика и этикет
Роль мимики, жестов и позы в общении
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.
Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

1



9
О вежливых словах и их применении.

Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.


1



10
Правила знакомства, представления и обращения
Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.
1



11
Правила приветствия и прощания
Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.
1



12
Правила извинения и просьбы
Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.
1



13
Правила благодарности и отказа
Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.
1


Культура поведения
(12 ч)
14
Отношение к старшим
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.
1



15
Отношение к учителю
Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.
1



16
Отношение к малышам
Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.
1



17
Как вести себя в школе, на переменах
Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.
1



18
Правила поведения в столовой, за столом
Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».
1



19
Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей
Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».
1



20
Искусство делать подарки
Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.
1



21
Как правильно разговаривать по телефону
Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»
1



22
Правила поведения в общественном транспорте
Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».
1




23




Как вести себя в общественных местах
Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.
1



24
Правила поведения в театре и кино
Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций.
1



25
Поведение в библиотеке и музее
Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.
1


В мире сказок
(7 ч)
26-27
Добро и зло в сказках
Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.
2



28-29
Сказки – волшебство, чудо и правда
Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.
2



30-32
Сказка – ложь, да в ней намек
Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.
2


Итоговые занятия
(2 ч)
33-34
Что мы узнали и чему научились
Заочное путешествие по «Школе вежливых наук».
Праздник вежливых ребят
2





Учебно – методическая литература для учителя

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.



Заголовок 115