Презентация по биологии на тему Сообщества живых организмов (5 класс)


Какое животное зашифровано в ребусе?Дай ему характеристику по плану:одноклеточное или многоклеточное;к какому царству относится?какую среду обитания занимает?как приспособлено к этой среде?Среда обитания – это ……… Д*фин Живя в этой среде, животные либо дышат жабрами, либо поднимаются к поверхности для вдоха . Животные, активно передвигающиеся в этой среде, имеют обтекаемую форму тела.? Вопросы.О какой среде идёт речь?Назовите животных, живущих в этой среде. Поместите в соответствующую среду обитания животных или растения из предложенного списка. Почвенная Наземно - воздушная Водная Организменная Аскарида, дельфин, чайка, страус, акула, береза, орел, карась, комар, корень дерева, крот, медуза, личинка майского жука, ряска, постельный клоп, бабочка, олень, свиной цепень, щука, клещ собачий. Выполнение заданий письменно(на раздаточных листах) Задание № 1 - Выберите « Кто здесь лишний?» (подчеркните лишнее слово)1) страус, кенгуру, шмель, волк2) белка, дельфин, акула, щука. Задание № 1 - Какие утверждения верны? (поставьте плюс возле цифры с правильным ответом):1) Различают две среды обитания: наземно-воздушную и водную.2) Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.3) Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 м. Это помогает им схватывать пищу.4) Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде.5) Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания. Выполнение заданий письменно(на раздаточных листах) Задание № 1 - Выберите « Кто здесь лишний?» (подчеркните лишнее слово)1) страус, кенгуру, шмель, волк2) белка, дельфин, акула, щука. Задание № 1 - Какие утверждения верны? (поставьте плюс возле цифры с правильным ответом): 1) Различают две среды обитания: наземно-воздушную и водную.+2) Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела. 3) Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 м. Это помогает им схватывать пищу.+4) Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде.+5) Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания. Физкультминутка Что изображено на картинке? Как это может быть связано с новой темой урока? Тема урока: «Сообщество живых организмов» Цель урока: Изучить:взаимосвязь организмов в сообществерастительные сообщества и их разнообразие;Виды растительных сообществ;Работаем с § 10, стр. 30 Природное сообщество - совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории и влияющих друг на друга. Растительное сообщество – совокупность разных видов растений, совместно обитающих на определенной территории. Растительные сообщества: Составить слова из предложенных букв А) р, е, л, о Б) м, е, я,з В) р, а, в, а,т Г) у, ж, к Д) р, е, е, д, о, в Е) ц, з, я, а Проверь себя! Правильный ответ А) орелБ) змеяВ) траваГ) жукД) деревоЕ) заяц Как взаимосвязаны: цветок вишни - пчела рябина – свиристельклевер – шмельорех – белкаДополните пары:Сокол, муравей, почвенные бактерии, синица, почва, воздух.* Найдите в § 10 текст о взаимосвязях организмов в природном сообществе! Еловый лес:Вид – строитель: ? Сопутствующие растения елового леса: кислица майник черника брусника мхи Типы растительных сообществ Сосновый лес:Вид – строитель: ? Сопутствующие растения соснового леса: кошачья лапка сфагнум герань сон-трава Типы растительных сообществ Здесь в зарослях лесных,Где все для сердца мило,Где чистым воздухомТак сладостно дышать,Есть в травах и цветахЦелительная сила,Для всех умеющихИх тайну разгадать. (Р.Рождественский) Почему в широколиственном лесу выделяют 5-7 ярусов, а в еловом только 2 яруса? Приспособленность у растений для совместного проживания Ярусность(этажность) - надземная Глубже проникают корни деревьев, чуть выше кустарников, еще выше корни травянистых растений. Подземная ярусность позволяет растениям поглощать воду и минеральные вещества из разных по глубине слоев земли. Надземная и подземная ярусность наблюдается не только в лесном сообществе, но и у луговых растений. - подземная Разделите сообщества на 2 группы, обоснуйте свой выбор. Естественные(природные) Искусственные(созданные человеком) Поле, огород, парк, сад, аквариум Лес, луг, река, болото, степь, пустыня Растительные сообщества Физминутка для глаз Домашнее задание: Изучить текст § 10 учебника (вопросы устно)ОК (выучить)Творческое задание (по желанию): изготовить модель-аппликацию природного сообщества «лес» с его обитателями, или нарисовать одно из сообществ родного края. Итоги урока Что интересного для себя вы узнали на уроке?Как материал урока изменил твое отношение к природе?Как знания, полученные на уроке могут пригодиться в жизни?