Портфолио дошкольника как форма взаимодействия с родителями в процессе комплексного сопровождения


Портфолио дошкольника
как форма взаимодействия с родителями в процессе комплексного сопровождения
В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) ступень дошкольного образования рассматривается как предмет особой государственной политики, направленной на личностное развитие ребёнка. Новые ценности современной образовательной стратегии определяют образование как целостный, гуманный процесс, как единство социализации и индивидуализации развивающейся личности.
В связи с этим, портфолио дошкольника приобретает особую значимость в психолого-педагогической поддержке индивидуального раскрытия ребёнка, в становлении у него самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитии социального и эмоционального интеллекта, а так же реализации способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.Большое значение имеет портфолио и во взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка. Эта форма работы позволяет непосредственно вовлечь их в процесс воспитания и развития, позволяет объединить усилия семьи и детского сада в становлении ребёнка как личности.
В ДС № 193 «Земляничка» г.о.Тольятти на протяжении нескольких лет осуществляется медико-социо-психолого-педагогическое сопровождение развития дошкольников. Это комплексная технология, которая подразумевает особую культуру поддержки и помощи ребёнку в решении задач его развития, обучения, воспитания и социализации.
Сопровождение основывается на интеграции модульной системы деятельности специалистов в виде взаимодействующих модулей (управленческий модуль, медицинский модуль, психологический модуль, педагогический модуль, социально-педагогический модуль, модуль диагностики и комплексного ПМПк) с четким определением задач каждого.
Работа каждого модуля и их взаимодействие определяет выбор психолого-педагогических технологий в системе комплексного сопровождения. По результатам работы модуля диагностики и комплексного ПМПк дошкольники условно делятся на следующие типологические группы:
соматически ослабленные (часто болеющие и диспансерные);
дети «группы риска» (с проявлениями агрессии, гиперактивности, замкнутости);
дети с трудностями в обучении;
дети с ярко выраженными способностями;
дети без особенностей в развитии 1.
Следующий этап работы – коррекционная и развивающая работа. Здесь помощь оказывается как непосредственно самому ребенку, так и опосредованно – педагогам и родителям.
В коррекционно-развивающей работе выделяются два вида сопровождения – индивидуальное и общее. В индивидуальном сопровождении детей «группы риска» основной задачей специалистов является коррекция негативных форм поведения. Общее сопровождение охватывает большое количество детей, даёт возможность разрешать общие психологические проблемы и предупредить их возникновение.
Одной из основных задач при обеспечении государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования ФГОС определяет психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей и помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья. Исходя из этого, очень важным аспектом общего сопровождения развития детей является взаимодействие с родителями, поиск новых путей их просвещения и консультирования.
С этой целью в детском саду внедряются следующие формы сотрудничества с родителями:
встречи с родителями и детьми в Центре семейного творчества «Земляничкины друзья» (пикники, мастерские, песенные фестивали, конкурсы, эстафеты, тренинги и т.д.);
участие родителей в открытых просмотрах занятий специалистов в Дни открытых дверей;
участие родителей в акциях, экскурсиях, походах;
итоговые конференции с родителями выпускников;
работа мини-центров для родителей в группах
ведение детских портфолио и др.
При разработке портфолио обычно ориентируются на три основных его типа:
портфолио документов;
портфолио работ;
портфолио отзывов.
На основании данных вариантов портфолио в ходе работы можно конструировать и апробировать либо «комплексные» модели портфолио (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов), либо «простые» (реализующие один из названных типов) 2.
Наш портфолио ребенка-дошкольника является «комплексным» и включает в себя два типа портфолио – портфолио работ и портфолио отзывов 2.
Главной целью ведения портфолио ребёнка дошкольного возраста, является отслеживание его личностного развития. Портфолио дошкольника – это, прежде всего, копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, копилка его положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни. Кроме того, использование портфолио в работе с детьми помогает решать следующие задачи:
Построить индивидуальный маршрут развития ребенка.
Осуществить комплексный подход в воспитании и развитии ребенка.
Установить тесное взаимодействие с родителями.
Обобщить достижения ребенка, способствующие его личностному развитию.
Начиная работу в системе комплексного сопровождения развития ребёнка, мы пришли к тому, что воспитателям, специалистам, работающим с ребенком, намного легче представить маршрут его развития. Они знают результаты диагностики, а значит возможности и способности ребенка, знают, к какой типологической группе он относится, как работать с ребенком, учитывая его особенности, ставят и решают конкретные задачи его развития.
Самому ребенку и его родителям очень трудно представить и отследить весь путь пребывания в детском саду, сфокусировать свое внимание на положительных моментах жизни, запомнить все удачные, счастливые минуты общения с взрослыми и сверстниками. А ведь это, несомненно, способствует развитию уверенности в себе, повышает социальную компетентность, развивает субъектность и адаптивность в каждом ребенке.
Портфолио имеет определенную структуру 3. Каждый раздел получил свое название. Кроме этого, мы предложили примерную тематику того содержания, которое может быть помещено в разделах.
Структура портфолио дошкольника
Раздел I. Давайте познакомимся
Фото. Фамилия, имя ребенка, № группы.
Рубрики: «Я люблю…», «Мне нравится…», «Обожаю, когда…», «Мой дом, мой двор, мой город», «Моя родословная». Раздел II. Я расту!
Антропометрические данные (в художественно-графическом решении):
«Вот я какой!», «Как я расту!», «Я вырос!», «Я большой!» и т.д.
Раздел III. Портрет моего ребенка
Сочинение родителей.
Раздел IV. Я мечтаю…
Высказывания самого ребенка или обобщения родителей:
«Я мечтаю о …», «Я бы хотел быть…», «Я жду, когда…», «Мои любимые дела».
Раздел V. Вот что я могу!
Продукты творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки…).
Раздел VI. Мои достижения
Грамоты, дипломы.
Раздел VII.Посоветуйте мне…
Лист рекомендаций заполняется воспитателями и всеми специалистами, работающими с ребёнком.
Раздел VIII. Спрашивайте, родители!
Вопросы родителей специалистам детского сада.
Все эти разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка. Содержания отдельных разделов портфолио приводится ниже 3.
В первом разделе «Давайте познакомимся», кроме данных о ребёнке, представлены высказывания детей о том, что они любят, что им нравится, чего они ждут.
«Я люблю праздники в детском саду! Я люблю участвовать в конкурсах. Люблю гулять в городском парке». Алина, 6 лет.
«Обожаю отдыхать летом в деревне». Кирилл, 6 лет.
«Я люблю, когда мне дарят подарки. Люблю кататься на велосипеде, на санках. Очень люблю смотреть мультики, сказки»
«Мне нравится играть с папой машинками, собирать конструктор. Нравится, когда мама читает книги».
«Обожаю ездить на машине с папой. Ходить в цирк. Кататься на каруселях в парке». Костя, 6 лет.
«Я люблю играть в куклы, игрушки и посудку. Рисовать красками и лепить из пластилина разные фигурки. Люблю смотреть мультфильмы «Простоквашино» и про «Тигру».
«Мне нравится летом жить на даче, купаться в озере и кататься на велосипеде. Нравиться помогать бабушке поливать и гулять в саду».
«Обожаю, когда мама и папа дома, когда читают мне книжки: «Теремок», «Колобок», «Красная шапочка» и др. Обожаю кататься на каруселях». Карина, 6 лет.
«Я люблю ездить в гости к бабушке. Там я купаюсь в речке, катаюсь на лошадке, хожу в лес собирать разные полезные травы». Диана, 6 лет.
«Я люблю заниматься физкультурой в садике. Ещё люблю фотографироваться, а потом альбом смотреть».
«Мне нравится петь песенки на музыкальном занятии. Нравится моя группа, там я играю «в семью». Лиза, 6 лет.
«Мне нравится изучать английский язык, заниматься спортом, писать буквы, отдыхать на даче». Арно, 6 лет.
«Я люблю играть в игрушки. Особенно в лошадки. Люблю на лошадке кататься. Ещё я люблю сладкое – конфеты, печенье, мороженое». «Мне нравится, когда мне читают книги. Нравится рассматривать картинки в книгах, задавать разные вопросы».
«Обожаю, когда у мамы выходной и она со мной занимается». Наташа, 6 лет.
В разделе «Я расту!» родители могли использовать весь арсенал своих творческих возможностей, чтобы отразить развитие ребёнка оригинально и неповторимо.
Очень важным, на наш взгляд, является раздел «Портрет моего ребёнка», где родители с любовью и трепетом рассказывают о своих детях, о их индивидуальных особенностях, умениях и навыках, о своей любви к малышам.
Витя, 2,5 года.
«Живёт в городе Тольятти славный мальчик Сыпин Витя.
Любит он попрыгать вдоволь, с папой мячик попинать,
но, конечно же, чтоб в люстру обязательно попасть.
Может спорить, если даже абсолютно он не прав,
и ногою громко топнуть, показав враждебный нрав.
Виктор – значит победитель, любит в игры поиграть,
а особенно, чтоб пазлы помогали собирать.
С ребятишками играться он до ночи бы хотел,
а с соседкой Лизой – драться, и, конечно, посмеяться.
В доме нравится Витюшке маме с папой помогать.
Папе – молоток, отвёртку всегда рад он подавать.
Даже с веником охотно будет пол он подметать,
чтобы мама поскорее стала с ним опять играть.
А родители довольны, что усидчивый малыш:
почитать он любит книжку, пластилином полепить.
Внешностью похож на папу и характером в него, если что-то захотел, обязательно добьется, как бы он там не пыхтел.
Покапризничать, как мама, иногда сумеет он.
Озорно смеётся Витя, этим в мамочку пошёл.
А особенно способен Витя буквы различать,
из конструктора гараж построить, чтоб машинку загонять.
Из фигур собрать он может пирамиду тоже сам.
Ну, а весело полазить на спортивном уголке,
на канате покататься и на кольцах повисеть,
для Витька хороший стимул, чтоб здоровым был всегда,
чтоб был сильный и красивый – походил чтоб на отца!»
Эля, 4 года.
«Эля – очень сильная личность. Она – боец. Я это поняла ещё в первые месяцы её жизни, когда, несмотря на преждевременное рождение (на два месяца раньше) при тяжёлых обстоятельствах, она выжила и к году уже ничем не отличалась от своих сверстников. Я уверена, что это не только заслуга медицины и родителей, но в первую очередь, это заслуга самой Эли. Педиатры из отделения патологии недоношенных детей относят наш случай к разряду одного из чудес света.
В полтора года не только мы, её родители, но и посторонние взрослые могли разобрать её нежный лепет, а в два года Эля уже довольно чётко могла со всеми общаться. В три года дочка знала наизусть почти все сказки и стихи, которые мы ей читали, она очень это любит и с удовольствием декламирует или подпевает.
Рисунки моей дочери обычно выполняются в мрачных, тёмных красках, я не психолог, но по-моему, это связано с излишней ранимостью и впечатлительностью. Мир Эля воспринимает с точки добрый – злой: Эта игрушка – злая? – этот мультик – добрый?
У неё много двоюродных братьев и сестёр примерно её возраста, но Эля выделяется среди них (это не только моё наблюдение) каким-то здравомыслием и добротой.
А ещё наша Карамелька (Элька – Карамелька – её так зовут дома) большая модница. Нарядится дома как на праздник или в школу (она очень хочет пойти в школу, это как будто признание всеми остальными её взрослости) и изображает перед нами занятую даму.
Сейчас Эле 4 года и она знает уже все буквы и спокойно считает до десяти. Я понимаю, что это не так много для её возраста, но это, прежде всего наша вина – родителей. Дочка с удовольствием учится всему новому, но часто нам не хватает времени или терпения. К тому же, я вижу, что она не готова начать самостоятельно читать, а давить на неё я не хочу.
Думаю, будет лишним говорить, как я сильно люблю свою девочку, но я хочу сказать, что моя цель – вырастить цельную личность, с внутренним стержнем, умеющую давать и брать любовь и теплоту человеческих отношений, человека, на которого можно будет положиться и которому можно довериться. Пока рано что-то говорить определённое, но задатки всего этого я уже у неё вижу».
В разделе «Я мечтаю» дети говорят о своих мечтах, желаниях, о том, чего они хотят и о планах на будущее.
«Мои любимые дела – играть с любимыми игрушками, помогать маме, гулять по вечерам, ездить на велосипеде».
«Я хотела бы быть библиотекарем или воспитателем» Алёна, 6 лет
«Когда я вырасту, я, наверное, буду начальником, как моя мама. Я бы хотела быть добрым начальником» Соня, 5 лет.
«Я мечтаю стать спецназовцем, чтобы всех защищать! Потому, что они сильные, смелые, умные, ловкие. Умеют водить разные машины, самолёты, вертолёты, стрелять, спасать людей». Вова, 6 лет.
«Я мечтаю о маленьком пушистом котёнке» Настя, 5 лет.
«Я мечтаю научиться плавать, купить самолёт, поехать на море». Арно, 6 лет
«Я хочу, чтобы мои мама и папа никогда не стали старенькими». Люба, 6 лет.
«Миша мечтает обо всём на свете! О больших необыкновенных роботах, мотоциклах, машинах и желательно таких, которых не было. Мечтает о море, плавать, нырять, загорать, кататься на лодке, а можно и на корабле и быть на нём капитаном. Мечтает о ракете, чтобы ею управлять, и долететь до планеты, где живут инопланетяне. Мечтает обо всём, что видит в этом чудесном мире и обо всём, что ещё придумает сам!» Мама Батурина Миши, мальчику 6 лет.
В разделе «Вот что я могу!» представлены лучшие работы ребёнка за всё время пребывания его в детском саду. Это могут быть рисунки, аппликации, книжки-самоделки, написанные ребёнком первые печатные слоги и слова, решённые математические примеры и д.р.
Раздел «Мои достижения» пополняется не сразу. В младших группах это могут быть описания родителями достижений ребёнка с первых дней, месяцев его жизни.
«Андрюша начал ползать в 10 месяцев, ходить – в 12 месяцев, говорить – в 1,5 года. Пошёл в детский сад в 1год 11 месяцев!» Андрей, 3 года.
«В 8 месяцев начал ползать и появились первые зубы. Первые слова: мама, папа, баба, дай, на. В 1,5 года просился на горшок. В 2 года пошёл в детский сад». Миронов Максим, 3 года.
«За первый месяц моей жизни я прибавила в весе 1 кг 318 гр. и выросла на 2 см. Мама научила меня есть с ложки, когда мне было 3 месяца. А в 1год 1 мес. я самостоятельно начала есть ложкой. В 7,5 месяца я сделала маме на её день рождения подарок – сказала долгожданное слово «Мама». Лера, 3 года.
У детей старшего возраста к описаниям родителей могут добавляться награды ребёнка за участие в конкурсах, соревнования, олимпиадах, КВНах и т.д.
Диана, 3 года
Сертификат участника
конкурса декоративно-прикладного творчества
«Дорогою добра»
городского фестиваля искусств «Радуга надежд»
награждается
Аглиулина Диана
в номинации «Ёлочная игрушка на городскую ёлку»
МБОУ ДОД
Дом учащейся молодёжи «Мечта»
г.о. Тольятти, 2014 г.
Анастасия, 7 лет
Зимняя Феерия
в рамках Регионального фестиваля
«БЕРЕГИНЯ»
Диплом лауреата II степени
вручается Павловой Анастасии
номинация «Изобразительное искусство»
МБОУДОД Дворец
творчества детей и молодёжи,
г.о. Тольятти , 2014 г.
Даша, 7 лет
Некоммерческий фонд
«Детский епархиальный образовательный центр»
Диплом
вручается
лауреату областного фестиваля
детского и юношеского творчества
«Вифлеемская звезда 2014»
Даше Ромашовой
Номинация Художественное слово
г.о. Тольятти , 2014 г.
Ярослав , 6 лет
Грамота
Победителя Городского
фестиваля детского творчества
«ЭКОЛОГИЯ. ТВОРЧЕСТВО. ДЕТИ»
награждается
Голованёв Ярослав
Департамент городского хозяйства
Мэрии городского округа Тольятти, 2015 г.
Из года в год портфолио совершенствуется в содержательном и эстетическом плане. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребёнку на выпускном вечере. Несомненно, это подарок и ему, и его родителям. Огромную помощь в оформлении портфолио оказали педагогам именно мамы и папы. Они с любовью и душевным теплом писали о своём ребёнке в сочинениях, выражали свои надежды и чаяния. Делясь своими мыслями, родители, возможно, меняли свой взгляд на ребёнка, старались встать на его позиции, принять его точку зрения. И, значит, менялись сами, становились ближе и роднее своему сыну или дочке. А это как раз и было одной из главных целей нашей работы.
Три раза в год воспитателями, медицинскими работниками, специалистами даются рекомендации по вопросам развития и воспитания ребёнка в разделе «Посоветуйте мне…». Кроме этого, специалисты приглашают родителей на индивидуальные консультации, для того чтобы полнее и детальнее поговорить о развитии ребенка, ответить на вопросы. Благодаря портфолио, устанавливается тёплая, тесная взаимосвязь, предмет общения между педагогами и родителями становится более конкретным. Родители, прочитав рекомендации, могут воспользоваться литературой и набором игр, пособий, выставленными в мини-центре для родителей в каждой группе и позаниматься с ребёнком дома. Ещё мамы и папы могут задать вопросы каждому специалисту, работающему с ребёнком, каждому сотруднику детского сада в разделе «Спрашивайте, родители!» и получить на них ответы. Образцы данных разделов представлены в приложении.
Т.о. портфолио является эффективным методом осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в воспитании и личностном развитии ребёнка. Именно здесь воспитатель, психолог, специалисты имеют уникальную возможность давать необходимые рекомендации по воспитанию ребёнка, поддерживать и сопровождать его личностное развитие.
Литература:
1.Карабанова Н.А., Курынова С.С, Руденко И.В., Тумакова О.Е. Экология детства/ Н.А. Карабанова С.С. Курынова, И.В. Руденко, О.Е. Тумакова. - Тольятти – 2005. – 132 с.
2.Портфолио как одно из средств достижения современного качества образования в условиях профильного обучения. – Борздун В.Н., Борздун Л.А. – сб. Психолого-педагогические исследования в системе образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Москва – Челябинск: Изд-во «Образование», 2005.
3.Тумакова О.Е., Евдешина М.Ю., Курынова С.С.,Руденко И.В. Портфолио в детском саду/ О.Е. Тумакова, М.Ю. Евдешина, С.С.Курынова, И.В Руденко. – Тольятти, 2007.- 57