Рабочая программа по информатике для гуманитарного профиля


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Кабардино–Балкарский государственный университет
им. Х.М. Бербекова »
Отделение общеобразовательной подготовки
среднего профессионального образования КБГУ
Утверждаю:
Зав. ООП СПО КБГУ
____________В. С. Сабанчиева
Рабочая программа учебной дисциплины
ОДБ.04 - Информатика
и
информационно-коммуникационные технологии
для специальностей среднего
профессионального образования гуманитарного профиля
39.02.01 - Социальная работа
44.02.01 - Дошкольное образование
44.02.02 - Преподавание в начальных классах
54.02.01 - Дизайн в промышленности
Нальчик, 2014 г.
Согласовано:
Зам. Зав. ООП СПО КБГУ по УР
_________________Т. Х. Нартоков
«____»___________________2014 г.
Организация – разработчик: ФГБОУ ВПО «КБГУ им. Х. М. Бербекова»
ООП СПО КБГУ
Разработчики:
Романова М. А., преподаватель ООП СПО КБГУ им. Х. М. Бербекова;
Рабочая программа рассмотрена на заседании ПМК «физико-математических дисциплин»
Протокол №_______ от «__»___________________20___г.
Председатель _________________Е. В. Олейник
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации учебноЙ дисциплины
15
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
18
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАТИКА и ИКТ»
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» предназначена для изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий на ООП СПО КБГУ для специальностей:
39.02.01 - Социальная работа
44.02.01 - Дошкольное образование
44.02.02 - Преподавание в начальных классах
54.02.01 - Дизайн в промышленности гуманитарного профиля.
1.1.Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» в части освоения основного вида профессиональной деятельности с учетом гуманитарного профиля получаемого профессионального образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: базовая дисциплина общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
распознавать информационные процессы в различных системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
иметь представление о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
сформировать базовые навыки и умения по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
различные подходы к определению понятия «информация»;
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
назначение и функции операционных систем.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 117 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 78
в том числе: практические работы 44
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 39
в том числе: тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
доклады, рефераты 17
подготовка отчетов по практическим работам 10
работа над индивидуальными проектами 4
Составление кроссвордов 8
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»
Наименование
разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Информационное общество 6 Тема 1.1. Введение. Роль информационной деятельности человека в современном обществе Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Влияние информационных технологий на характер труда и требований к профессиональным знания и навыкам. 2 1
Тема 1.2. Основные этапы развития информационного общества Информационные революции. Основные черты информационного общества. Развитие и массовое использование информационных и коммуникационных технологий. Свобода доступа к информации и свобода ее распространения. Роль информационной культуры. Опасности информационного общества. 2 1
Тема 1.3. Правовые нормы информационной деятельности Проблема информационной безопасности. Методы обеспечения информационной безопасности: правовые, организационно-технические, экономические. Проблема информационного неравенства. Право и этика в сети Интернет. 2 1
Самостоятельная работа.
Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка докладов и рефератов по тематике:
Проблемы информации в современной науке.
Информационная культура в современном обществе
История развития средств вычислительной техники. Появление IBM PC.
Сферы применения компьютерной техники в различных областях человеческой деятельности.
Анализ современного общества различных стран по характеристикам формационного общества.
Истоки и предпосылки информатики. 3 3
Раздел 2. Информация и информационные процессы 16 Тема 2.1. Информация и информационные процессы Информация и информационные процессы: обработка, хранение информации, подходы к измерению информации, единицы измерения информации. 2 1
Тема 2.2. Арифметические основы работы компьютера Представление информации в компьютере. Системы счисления, используемые в компьютере: двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная. Правила перевода чисел. Переводы чисел из десятичной системы счисления в любую другую позиционную систему счисления. 2 1
Перевод чисел из любой позиционной системы счисления в десятичную. Использование триад и тетрад. 1 2
Контрольная рейтинговая работа №1. 1 3
Арифметические операции в различных системах счисления.
2 2
Тема 2.3. Логические основы компьютера. Функциональные схемы логических устройств. Логическое высказывание. Высказывательная форма. Простые и составные логические выражения. Логические операции: дизъюнкция, конъюнкция, инверсия, импликация, эквиваленция. Базовые логические элементы. Таблица истинности как решение логического выражения. Сумматор двоичных чисел. Триггер. 2 1
Построение таблиц истинности сложных высказываний. Логические формулы. Основные логические законы. Решение логических задач. 6
2
Самостоятельная работа.
Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка докладов и рефератов по тематике:
Сэмюэль Морзе
Аль-Хорезми
Алан Тьюринг
Эмиль Пост
Составление кроссвордов по темам: « Арифметические и логические основы ПК», «Логические формулы». 8 3
Раздел 3. Информационно-коммуникационные технологии 14 Тема 3.1. Архитектура компьютера Базовая аппаратная конфигурация персонального компьютера. Внутренние устройства системного блока. Понятие интерфейса. Системы, расположенные на материнской плате. Периферийные устройства ввода-вывода. Устройства обмена данными. Техника безопасности при работе с персональным компьютером. 1 1
Контрольная рейтинговая работа №2.
1 3
Основные компоненты компьютера и его функции. Программный принцип работы компьютера. Внешние устройства, подключаемые к компьютеру. Память, процессор, устройства ввода-вывода. 2 1
Тема 3.2. Программное обеспечение компьютера
Понятие программного обеспечения. Виды программного обеспечения. Информационный объект. Базовое программное обеспечение. Понятие и основное назначение операционных систем. Управление устройствами. Управление процессами. Прикладное программное обеспечение. Инструментальное программное обеспечение. 2 1
Файл как единица хранения информации на компьютере. Организация файловой системы. 2 1
Режимы работы с компьютером. Графические и неграфические операционные системы: MS-DOS, WindowsXP, WindowsVista, Windows 7, Linux, Mac. 2 1
Практическая работа №1. Работа с программным обеспечением персонального компьютера. Операционная система Windows. Графический интерфейс пользователя. 2 3
Тема 3.3. Хранение информационных объектов Архивация данных. Носитель. Накопитель. Использование магнитных носителей информации. Использование оптических носителей информации и флэш-памяти. Факторы качества носителей. Перспективные виды носителей. 1 1
Контрольная рейтинговая работа №3. 1 3
Самостоятельная работа.
Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка докладов и рефератов по тематике:
Операционные системы, назначение и характеристики.
Компьютерные вирусы. Разновидности вирусов.
Меры защиты информации от компьютерных вирусов.
Методы классификации компьютеров.
Принцип действия компьютера.
Базовая аппаратная конфигурация. Периферийные устройства персонального компьютера.
Подготовка кроссвордов по теме: «Устройство ПК», «Виды информации», «Состав информационного обеспечения». 7 3
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов 36 Тема 4.1. Текстовый процессор
Практическая работа №2. Общий вид - окно программы Word. Технология создания файла-документа. Создание, редактирование, копирование и форматирование текста документа. 2 2
Практическая работа №3. Использование автозамены. Ввод специальных символов. 2 2
Практическая работа №4. Основные приемы составления таблиц. 2 2
Практическая работа №5. Создание сложных таблиц методом рисования. 2 2
Практическая работа №6. Создание диаграмм на основе таблиц. 2
2
Практическая работа №7. Создание графических заголовков. Панель рисования и объекты WordArt. 1 2
Контрольная рейтинговая работа №4 1 3
Тема 4.2. Обработка графической информации Практическая работа №8. Растровые и векторные графические изображения. Графические редакторы. Форматы графических файлов. Создание векторного графического изображения. 2 2
Практическая работа №9. Создание растрового графического изображения. 2 2
Практическая работа №10. Создание интегрированного документа. 2 2
Тема 4.3. Табличный процессор Практическая работа №11. Общий вид окна программы Excel. Типы данных, используемых в Excel. Относительная и абсолютная адресация. Редактирование рабочей книги. 2 2
Практическая работа №12. Построение диаграмм. 2 2
Практическая работа №13. Формулы в Excel. 2 2
Тема 4.4. Системы управления базами данных Практическая работа №14. База данных как основа информационной системы. Понятие базы данных. Виды баз данных. Системы управления базами данных. Создание базовых таблиц. 2 2
Практическая работа №15. Создание межтабличных связей. 1 2
Контрольная рейтинговая работа №5. 1 3
Тема 4.5. Программа создания презентаций. Практическая работа №16. Основные режимы создания презентаций. Цветовые схемы. Создание фона. Вставка объектов. Анимация объектов. Сохранение презентации и подготовка к демонстрации. Алгоритм создания презентаций. 2 1
Практическая работа №17. Создание презентаций с помощью Мастера автосодержания. 2 2
Практическая работа №18. Ввод и оформление текста. Художественное оформление текста. Методика использования цветовых форматов для оформления презентации. 2 2
Практическая работа №19. Использование анимации на слайдах. Переходы между слайдами. Просмотр, печать и проведение презентации. 2 2
Самостоятельная работа.
Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов по практическим работам.
Работа над индивидуальным проектом, по тематике:
Резюме «Ищу работу»;
Работа над докладами и рефератами по тематике:
Текстовой процессор MSWord (запуск, рабочее окно, меню, создание файла, открытие ранее сохраненного файла и др.).
Создание и сохранение таблиц в MSWord.
Работа с формулами в MSWord (запуск редактора формул, вставка формулы в текст).
Работа с готовыми рисунками в MSWord.
Автофигуры в MSWord (вставка, редактирование и др.).
Проверка орфографии и грамматики в MSWord.
Microsoft Office Excel. Формулы.
Microsoft Office Excel.Графики, диаграммы.
Microsoft Office Excel. Базы данных, фильтры.
MicrosoftOfficeExcel. Работа с листами книги. Создание ведомости.
Microsoft Office Excel. Форматы ячеек, функции, работа с блоками.
Microsoft Office Excel. Обработка данных. Работа с графиками.
Ввод текста, создание таблиц в MSExcel с текстовыми данными.
Вычисление значений величин по формулам.
Базы данных и системы управления базами данных.
Создание БД с помощью «Мастера».
Запросы в БД.
Отчёты в БД.
Основы работы с MS Power Point.
Вставка в слайды различных объектов.
Создание презентации с гиперссылками. 18 3
Раздел 5. Телекоммуникацион
ные технологии. 6 Тема 5.1. Технические средства телекоммуникационных технологий Практическая работа №20. Аппаратное обеспечение сети. Топология сети. Подключение к Интернету по коммутируемым телефонным каналам. Модем. Установка и тестирование модема. Создание соединения удаленного доступа. 2 2
Тема 5.2. Программные средства телекоммуникационных технологий
Практическая работа №21. Обмен информацией по каналам связи. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных. Поиск информации в Интернете по ключевым словам. 2 2
Практическая работа №22. Электронная почта и телеконференции. 1 2
Контрольная рейтинговая работа №6. 1 3
Самостоятельная работа.
Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка отчетов по практическим работам.
Работа над индивидуальным проектом по тематике:
Разработка презентации по пройденным темам с использованием информации из сети Интернет
Подготовка докладов и рефератов по тематике:
Реферат « Путешествие по Интернет».
Реферат «Виртуальный компьютерный музей»
Электронная коммерция.
Outlook — менеджер персональной информации, предназначен для обеспечения унифицированного доступа к корпоративной информации;
Internet Explorer — Web-обозреватель для сети Интернет. 3 3
Итоговое занятие. Дифференцированный зачет. Всего часов 78 Всего: Максимальная нагрузка: 117 часов; Аудиторная учебная нагрузка: 78 часов; самостоятельная работа: 39 часов
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя, оборудованное ЭВМ.
Технические средства обучения:
Аппаратные средства
Компьютер — универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности — радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для студентов представлять результаты своей работы всей группе, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер — позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную студентом или преподавателем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети— дают доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяют вести переписку с другими учебными заведениями
Устройства вывода звуковой информации— наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами— клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Устройства создания графической информации (графический планшет) — используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) — позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон — дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи
Управляемые компьютером устройства — дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
Операционная система (графическая);
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
Антивирусная программа;
Программа-архиватор;
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы;
Звуковой редактор;
Простая система управления базами данных;
Система автоматизированного проектирования;
Виртуальные компьютерные лаборатории;
Программа-переводчик;
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: наличие персональных компьютеров, объединенных в сеть.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10–11 классов.7-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 246 с.: ил.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов.: 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 120 с.: ил.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 363 с. ил.
Дополнительная литература:
Краевский В.В., Бережнова Е.В., Основы учебно-исследовательской деятельности студентов, учебник для студентов средних учебных заведений, 2010 г.
Под редакцией Симоновича С. В. Информатика. Базовый курс: Учебник для вузов. 3-е изд. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2012.
Интернет-ресурсы
http://iit.metodist.ru - Информатика  - и информационные технологии: cайт лаборатории информатики МИОО
http://www.intuit.ru - Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру)
http://test.specialist.ru - Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям
http://www.iteach.ru - Программа Intel «Обучение для будущего»
http://www.rusedu.info - Сайт RusEdu: информационные технологии в образовании
http://edu.ascon.ru - Система автоматизированного проектирования КОМПАС-3D в образовании. 
http://www.osp.ru - Открытые системы: издания по информационным технологиям
http://www.npstoik.ru/vio - Электронный альманах «Вопросы информатизации образования»
Конференции и выставки
http://ito.edu.ru  - Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании»
http://www.bytic.ru/ - Международные конференции «Применение новых технологий в образовании»
http://www.elearnexpo.ru - Московская международная выставка и конференция по электронному обучению eLearnExpo
http://www.computer-museum.ru - Виртуальный компьютерный музей
Олимпиады и конкурсы
http://www.konkurskit.ru - Конкурс-олимпиада «КИТ – компьютеры, информатика, технологии»
http://www.olympiads.ru - Олимпиадная информатика
http://contest.ur.ru - Уральские олимпиады по программированию, информатике и математике.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, лабораторных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Знания: различные подходы к определению понятия «Информация»; внеаудиторная самостоятельная работа, доклады
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации; внеаудиторная самостоятельная работа, доклады
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей); внеаудиторная самостоятельная работа, доклады
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы; внеаудиторная самостоятельная работа, доклады
назначение и функции операционных систем. внеаудиторная самостоятельная работа, доклады
Умения: оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа.
распознавать информационные процессы в различных системах; Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа.
иметь представление о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа.
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа.
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей; Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа.
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа.
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые; Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа.
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных; Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа.
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.; Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа.
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.); Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа.
сформировать базовые навыки и умения по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа.