Презентацияя к проекту нарушение норм литературного языка в стихаха современных поэтов


Нарушение норм литературного языкав стихах современных поэтов ВыполнилаСеледцова НадеждаМБОУ «Сычевская СОШ имени К.Ф, Лебединской»руководитель проектаМаслова Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы Цель проекта: Установить факты нарушения норм литературного языка в произведениях поэтов современности, чтобы помочь носителям русского языка, кто вдумчиво относится к нему, в совершенствовании речевой культуры, дать мотивацию на бережное отношение к языку, скорректировать речевое поведение. Задачи проекта 1. Привлечь внимание к проблеме, которую мы обозначили в проекте: язык переживает не лучшие времена. Сегодня мы говорим не о «великом, могучем», а об «опадающем» русском языке. (И.И. Пряхин) 2. На основе анализа текстов произведений доказать, что в произведениях поэтов «перестроенной» России допускаются нарушения литературных норм языка.3. На основе работы с поэтическими текстами провести группировку нарушений норм литературного языка, имеющихся в стихотворениях поэтов нашего времени. Технология выполнения проекта 1. Находим пример, содержащий явное нарушение литературных норм.2. Опираясь на справочную литературу, словари, анализируем ошибки.Сравниваем с текстом, где есть подобные слова, словосочетания и т.д. серебряного века.4. Определяется тип ошибки. Игорь Пряхин Московский поэт Игорь Иванович Пряхин , знаток и ценитель русского языка. Игорь Иванович дважды отмечен Дипломами Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы имени Алексея Николаевича Толстого. Его очень беспокоит состояние языка в современном обществе. Вместо предисловия Строчка из стихотворения Юлиана Левчука «Вдохновение»:«Сердца в любви неразлучимы».Текст И. И. Пряхина выглядит так:Сердца в любви неразлучимы.И влагой слёз неотмочимы,И кулаком неотучимы,И пыткою неотмучимы.Слова такие настрочимыНа лист бумаги – все «не…чимы».Их пишут - в школе неучимы.Поэты эти – некончимы. Наш комментарий В рассматриваемом примере нас интересует, конечно, слово «неразлучимы». Внешне перед нами краткая форма страдательного причастия настоящего времени (суффикс -им-). Но следуя нормам образования причастий, данная форма образуется от глагола «разлучить» 2 спряжения, совершенного вида. Глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени. (ср. разлучать -1 спряжение, разлуча-ют- разлучаемые)Перед нами – факт нарушения грамматических норм литературного языка. «Опадающий русский язык» Легко опадают берёзы,И мы на старинной землеВплываем под новые звёзды-Навек на одном корабле…(Фёдор Черепанов)Легко опадают берёзы:…Да что всё берёзы, берёзы…Вот русский язык опадёт!Какая поэзия – слёзы…А время такое грядёт(Игорь Пряхин) Свойства литературного языка обработанность и нормированность (т.е. наличие норм – правил языкового употребления, осознанных, признанных и охраняемых обществом). общераспространённость, всеобщность;многофункциональность, универсальность;стилевая дифференциация;тенденция к устойчивости, стабильности. Нормы литературного языка Нормы – это относительно устойчивые правила употребления языковых единиц, принятые в обществе в качестве образцовых. Следование нормам обязательно для всех образованных людей.Нормы литературного языка охватывают разные языковые единицы:правила произношения и ударения (орфоэпические нормы), правила употребления слов и устойчивых сочетаний (лексические нормы), правила образования слов (словообразовательные нормы), Нормы литературного языка правила образования грамматических форм (например, форм рода, числа, падежа) и правила сочетаемости слов и объединения их в словосочетания и предложения (грамматические нормы), правила употребления языковых средств в соответствии со стилем речи (стилистические нормы), правила написания слов и постановки знаков препинания (орфографические и пунктуационные нормы). Таким образом, нормы действуют на всех уровнях литературного языка. Примеры нарушения лексических норм «Легко опадают берёзы, И мы на старинной земле Вплываем под новые звёзды- Навек на одном корабле." (Строки Фёдора Черепанова "Самое-самое: Пять поэтов."Обращаемся к словарю С.И. Ожегова: Опадать, см. опасть. Опасть. То же самое, что осыпаться. Примеры: 1) Листья, лепестки, семена опали. 2) Уменьшиться в объёме. Опухоль опала. Понимаем неурядицу в сочетании слов "опадают берёзы," да ещё и легко. Понимаем неурядицу в сочетании слов "опадают берёзы," да ещё и легко. Явное нарушение лексических норм. Мы нашли пародию на эти стихи у поэта Игоря Пряхина: "Опадёт русский язык!» Глагол употреблён в будущем времени, но те примеры, которые мы приводим в работе, показывают, что этот процесс уже идёт... Нарушение орфоэпических и стилистических норм На травах алмазная россыпь,И радугу солнце зажгло.Купаются в радуге росыИ радостно им — весело.Все травы лугов в колыханье,Зовут всех в объятья свои.Родное земли мирозданье,Ну где же твои соловьи?Соловушка словно услышал,Рулады свои он завёл,А ветер все травы колышет —В испуге взлетел перепел. (Ю.Левчук) Наш комментарий Выделенные нами слова, в соответствии с авторским замыслом, текстом, имеют ударения на последнем слоге: «зажгло» - «весело», «завёл» - «перепёл».В орфоэпическом словаре слово «весело», «перепел». Для сравнения: Ветер осенний в лесах подымается,Шумно по чащам идёт,Мёртвые листья срывает и веселоВ бешеной пляске несёт. (Иван Бунин)  Глупый перепел, гляди-ко,Рядом тут живет синичка;Как с железной клеткой тихо И умно сжилася птичка (А.Фет) Нарушение словообразовательных норм Юлиан Левчук Посвящение Елене РусС берёз осенних грусть струитсяИ проникает в душу мне,А лист багрянцевый кружится,И я как будто в дивном сне…Словарь А.Н. Тихонова (т. I)Словарная статья к слову багрян(ый). В словообразовательном гнезде данного слова только два прилагательных: багрец-ов-ый, багрян-ист-ый. На основании этого делаем вывод: поэт допустил нарушение словообразовательных норм. Нарушение словообразовательных норм Николай ЖуйковИ я веду лыжню туда,Где, как царевны, сосны,Где вековая красотаИ пни венценоносны.(Газета «Семья» №3 2009 год)Словарь А.Н. Тихонова (т. I)Словарная статья к слову венец показывает образование сложного прилагательного (носить венец – венц-е-нос-н-ый). На основании этого делаем вывод: поэт допустил нарушение словообразовательных норм. Примеры нарушения грамматических норм литературного языка Ю.Левчук "Голос России" М, "Голос -Пресс" «Хорошо в родном московском крае На опушке в тишине полей. Раскудрявилась берёзка в мае, И свисают локоны на ней»Законы управления в словосочетании требуют постановки вопросов: Свисают с чего? С кого? - С неё. В данном случае явное нарушение законов управления: "свисают на ней" (мы считаем, что в соответствии нормами литературного языка, фраза должна быть построена так: «…и свисают локоны с неё»). Примеры нарушения грамматических норм литературного языка Строчки из стихотворения Ю.Левчука "В летнем парке" "Нежный запах пион опьяняет, Их бутоны, как платья невест. На земле их краса неземная, А красавиц в России не счесть" Хочется процитировать того же Игоря Пряхина: "Как такое бумага-то терпит?! Мысль какую здесь можно извлечь? И рука, неужели не терпнет? Что написано- русская речь?!" Наш комментарий:Пионы- сущ. Род. падеж Пионов. Поэт явно имеет ввиду, что пионов много, об этом свидетельствует вторая строчка- «их бутоны» и третья строчка «их краса». По законам управления- запах пионов, но никак не "запах пион" . Примеры нарушения грамматических норм литературного языка Поэт Евгений Грачёв. «Предсказание»"У многих жизнь- и зависть и позор, У многих жизнь- и дурь и невезуха, Как будто белых птиц стрелять в упор, Легки ль подушки из лебяжья пуха?" Мы не будем сейчас пытаться понять, что хотел сказать читателю Евгений Грачёв. Мы опять же заострим внимание на законах построения словосочетания. Прилагательное лебяжий (пух) – притяжательное. При изменении по падежам имеет окончания в Р.п.-его; В данном контексте "из лебяжья пуха" подушки. При таком подходе к построению фразы мы считаем что подушки, о которых пишет автор – «неподъёмны». "Умом те строчки не понять, аршином общим не измерить» (пусть простит нас Фёдор Иванович Тютчев) Заключение Цель реализована: Мы проанализировали стихи современных поэтов, установили факты нарушения норм литературного языка, определили типы допускаемых ошибок. Выражаем надежду, что носители русского языка, кто вдумчиво относится к нему, после знакомства с материалами данной работы получат мотивацию на бережное отношение к языку, будут исправлять речевое поведение к лучшему. Заключение Задачи проекта решены:1. Мы привлекли внимание к проблеме, которую мы обозначили в проекте: язык переживает не лучшие времена. Сегодня мы говорим не о «великом, могучем», а об «опадающем» русском языке. (И.И. Пряхин) 2. На основе анализа текстов произведений мы доказали, что в произведениях поэтов «перестроенной» России допускаются нарушения литературных норм языка.3. На основе работы с поэтическими текстами мы провели группировку нарушений, имеющихся в стихотворениях поэтов нашего времени. Привели примеры правильного употребления речевых единиц. Необходимо помнить Речевое поведение – визитная карточка человека в обществеТ.Г. ВинокурСпасибо за внимание!