Рабочая программа по обществознанию. 6 класс, 70 часов (по учебнику Кравченко А.И.)


Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 6 классов составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации
«Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089).
Рабочая программа на ступени основного общего образования направлена на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
воспитание гражданственности и любви к Родине;
создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Русское слово» (А. И. Кравченко, Е. А. Певцова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы.
Данный УМК содержит обязательный минимум образования по обществознанию.
Рабочая программа 6 класс рассчитана на 70 учебных часов, по 2 часа в неделю.
Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввести учащихся в мир общественных отношений и научится жить в этом мире; будет способствовать определению учащимися места в мире и выработке жизненной стратегии; будет способствовать формированию у учащихся представления о себе как гражданине общества. В связи с добавлением одного учебного часа в учебном плане МОБУ СОШ с. Авдон на 2014/2015 учебный год появляется возможность реализовать практико-ориентированный подход при изучении обществознания.
Интегрированный курс обществознания позволяет преодолеть распад системы межпредметных и межкурсовых связей, нарушение связи между учебной и воспитательной работой.
Рабочая программа предусматривает осуществление межпредметных связей с:
Историей – темы «Трудовое воспитание детей в разные эпохи» 6 кл; «Роль книгопечатания в развитии образования» 6 кл; «Появление цивилизаций» 6 кл; «Эволюция города» 6 кл;
МХК – темы «Появление цивилизации» 6 кл.;
Географией – темы «Что такое общество» 6 кл., «Наш край как субъект федерации» 6 кл.; «Появление цивилизации» 6 кл.;
Технологией – темы: Экономическая деятельность подростков» 6 кл.,
ИЗО – темы: «Трудовое воспитание детей в разные исторические эпохи» 6 кл., «Что такое идеал» 6 кл., «Эволюция города» 6 кл.,
Курс обществознания в 6 классе является началом системного изучения учащимися обществоведческих дисциплин. Данный курс представляет единство научного, дидактического, методического и воспитательного начала. Он дает учащимся необходимые знания по всему кругу общественных дисциплин, умения разбираться в определенных жизненных ситуациях, включает методический аппарат, призванный с помощью заданий и вопросов закрепить пройденный материал, усвоить понятия и уметь найти решения в конкретных жизненных ситуациях.
Преподавание обществознания в 6 классах ориентировано на анализ конкретных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в повседневной жизни, на раскрытие нравственных и правовых основ жизни общества.
В 6 классах используются доступные для учащихся формы и приемы работы:
– обучение учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;
– формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
– обучение давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.
Исследование явлений и процессов, происходящих в обществе, требует разнообразия используемых источников:
литературные (художественные произведения, которые ученики читают самостоятельно или изучают на уроках литературы);
художественные (картины, фотографии, фильмы и т.д.);
публицистические (соответствующие тексты интернет-,печатных, телевизионных СМИ) и новостные;
научно-теоретические (фрагменты из научных текстов);
опыт самих учащихся, как собственный, так и «снятый», то есть рассказы сверстников и представителей других референтных групп.
В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно-ориентированные педагогические технологии. Учащиеся вовлекаются в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации, подготовку докладов, сообщений.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные задания.
Формы итоговой аттестации: контрольная работа, защита реферата или исследовательской работы.
В 6 классах контрольно-обобщающие уроки проводятся в виде решения задач, решения кроссвордов.
Содержание курса
6 класс
Введение. (2 часа)
Глава I. Общество – большой «дом» человечества. (30 часов)
Что такое общество. Сферы общественной жизни. Экономическая сфера общества. Труд и образ жизни людей. Политическая сфера и государственная власть. Какие бывают государства. Социальная сфера общества. Социальные различия в обществе. Духовная сфера общества. Духовные богатства общества и культурное наследие. Основные типы обществ. Общественный прогресс.
Глава II. Общество, в котором мы живем. (32 часоа)
Мир как единое целое. Современное общество. Глобальные проблемы современности. Как спасти природу. Российское общество в начале 21 века. Ресурсы экономического развития нашей страны. Конституция – основной закон государства. Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство России. Что значит быть гражданином России. Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России. Россия в современном мире.
1 час – Итоговый тест. «Общество и его сферы»
1 час – Анализ контрольной работы
4 часа – Резерв времени учителя
Тематический план
Тематическое планирование курса обществознания в 6 классах (70 часов)
№ раздела п/п Количество часов на раздел Название раздела Количество часов
на теоретические занятия на практические занятия
1 2 Введение 2 2 30 Глава I. Общество – большой «дом» человечества. 12 18
3 32 Глава II. Общество, в котором мы живем. 13 19
4 2 Итоговый тест. «Общество и его сферы» 2
5 4 Резерв времени учителя
Итого 35 25 7
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса обществознания учащиеся 6 класса должны знать: • Основные понятия и термины; • Основные черты всех сфер жизни общества; • О характере взаимоотношения между подростком и остальными социальными группами; • Свои права и обязанности;
уметь: • применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера; • получать социальную информацию из разнообразных источников; • ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом, находить ответы на вопросы. иметь представление: • о социальной, экономической, политической, духовной сферах
Владеть компетенциями:
информационно-поисковой;
учебно-познавательной;
коммуникативной;
рефлексивной;
смыслопоисковой.
Критерии и нормы оценки знаний по обществознанию, умений и навыков обучающихся
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, текст Конституции РФ, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;
При оценивании тестовых работ:
Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий
Оценка "4" - 61-80%
Оценка "3" - 41-60%
 
Учебно-методическое обеспечение
Используемый учебно-методический комплект:
Учебник. А.И.Кравченко, Е.А.Певцова «Обществознание» 6 класс. М.: Русское слово. 2012.
Рабочая тетрадь по курсу «Обществознание: 6 класс Хромова И.С. -М.: Русское слово.
Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6 класс/ сост. А.В.Поздеев. – М.: - Вако, 2011. – 112с

Дополнительные пособия для учителя:
Книга для преподавателей. Обществознание. Поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко 6 класс. Н.С.Кочетков, Волгоград: «Учитель», 2007;
Программа курса “Обществознание” для 5-7 классов. Кравченко А.И., Храмова И.С. - М: “Русское слово”, 2006.
Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. П.А.Баранов, А.В.Воронцов – М.: АСТ:Астрель, 2010. – 478
Электронные образовательные ресурсы
Педагогические средства: электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия, электронные словари, электронные справочники.
Сайты: http://lesson-history.narod.ru/ - Введение в обществознание (8-9 классы). Обществознание (10-11 классы). Обществознание (11 класс)
http://www.proshkolu.ru/ - ProШколу.ru http://www.ctege.info/content/view/ - ЕГЭ информационная поддержка
http://www.fipi.ru/ - Федеральный институт педагогических измерений