Рабочая программа по обществознанию для 9 классса к учебнику А. И. Кравченко

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Славкинская средняя школа»

РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО
_______________
Заместитель директора по УВР
Директор школы


Протокол №
_____________ ____(Ф.И.О.)______
________________А.Г. Алмаев

от «___ » ____ 2016 г.
«___» ________ 2016 г.
Приказ от __.___._______№___






Рабочая программа



Наименование учебного предмета ___обществознание_____________
Класс__9
Уровень общего образования: основная школа

Учитель: Юдина Наталья Евгеньевна
Срок реализации программы 1 год, учебный год___2016-2017
Количество часов по учебному плану: всего 34 часов в год;
в неделю____1 час
Планирование составлено на основе_ «Рабочии программы. Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией А. И. кравченко 5 – 9 классы», Москва , « Просвящение» 2014.
Учебник «Обществознание. 9 класс» под редакцией А. И. Кравченко , Москва, « Русское слово », 2016
(название, автор, год издания, кем рекомендовано)
Рабочую программу составил (а) _________________ ________________
подпись расшифровка подписи









Рабочая программа разработана с учетом преемственности преподавания обществознания и на основе следующих нормативных документов:
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Федерального закона от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.22 ст.2; ч.1,5 ст.12; ст.30; п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.48);
- Закон « Об образовании» от 10.07.1992 № 32661( с уточнениями и дополнениями);
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 « Об утверждении федерального государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего полного (общего) образования;
- Приказ Министерства образования РФ от 20 августа 2008 года № 241 « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ реализующих программы общего образования. Утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2011 № 1312;
- Распоряжение №2207-р от 27июня 2011 года;
- СанПиН2.4.2.-2821-10, Санитарно-эпидемилогические требования к условиям организации и обучения в образовательных учреждениях.
- учебного плана МБОУ « Славкинская СШ» на 2016/2017 учебный год
Рабочая программа для 9 класса соответствует программе
А. И. Кравченко « Программа курса обществоведение для 8 – 9 классов 2-е издание – М. – ТИД « Русское слово – РС», 2010.
Рабочая программа построена на основе учебника А. И. Кравченко « Обществознание» для 9 класса издательства « Русское слово», 2009 г
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа по 1 часу в неделю в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение обществознания по базисному учебному плану в 9 классе.

Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
- формирование у обучающихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, становлению правосознания и гражданской позиции.
Рабочая программа  имеет  направление на  достижение следующих задач  при обучении девятиклассников:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.














































3. Содержание учебного предмета, курса.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА
Три основные формы правления; власть- законодательная, исполнительная, судебная; власть как средство и как цель. Злоупотребления властью, как одно из проявлений коррупции. Государство как важнейшая составная часть политической системы общества; внутренние и внешние функции государства; принцип появления государства. Ущерб государству от казнокрадства и взятничества чиновников. Объединение наций; отделение наций; централизованное государство. Три основных правильных формы правления; источники власти; особенности демократии в России. Особенности коррупции при разных формах правления. Сущность и классификация; исторические формы; происхождение и особенности. Два значения гражданского общества; признаки гражданского общества; понятие о правовом государстве и история его становления.
Антикоррупционные мероприятия в правовом государстве. Голосование как форма участия граждан в политической жизни; активность электората; конкуренция политических партий. Партия как система определяющая политику государства; функции политической партии; отрасли права.
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПРАВА
Социальные нормы; функции и структура права; представление об юридической ответственности; права и обязанности. Равенство перед законом; структура Федерального Собрания; институт президентства; состав и функции правительства. Разработка основных направлений борьбы с коррупцией на современном этапе развития общества и закона. Основной закон государства и его структура; правовой статус человека; характеристика прав; нарушение прав Принцип равенства участников гражданских правоотношений; потребитель и его права. Соответствие стандарту, санитарные нормы. Взаимоотношения супругов; общегражданские права в Семейном Кодексе. Действие и бездействие; признаки преступления; вина; ответственность; наказание несовершеннолетних.
-.
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
Культура народа; значение слова « культура»; элементы культуры. Элементы культуры относящиеся к социальным нормам, образцам поведения. Массовая культура; контркультура, шоу- бизнес. Религия как один из источников духовной сферы человеческого общества; основное значение мировых религий. Искусство в узком и широком смысле; субъекты художественной культуры. История развития образования за рубежом и в России. Наука как самая сложная область интеллектуальной деятельности человека
















4. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В процессе изучения курса обществознания обучающиеся 9 класса должны освоить
-информационную компетенцию: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунка, схем, умение работать со справочными материалами;
-познавательную компетенцию: сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким основаниям;
-коммуникативную компетенцию: владение монологической и диалогической речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге,
-рефлексивную компетенцию: владение умениями совместной деятельности, владение навыками контроля и оценки свой деятельности.
В результате изучения обществознания в 9 классе обучающийся должен
Знать/понимать
-социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
- первичного анализа и использования социальной информации;
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

5. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.





Наименование разделов, тем
Количество часов

1
Политическая сфера.
16

2
Человек и его права.
11

3
Духовная культура
7


Итого
34

































Приложение к рабочей программе:
6.1 Календарно-тематическое планирование


№ урока
Тема урока
Домашнее задание
Дата проведения














План
Факт

1
2
3
3
4

Раздел 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА


1-2
Власть.
1 стр. 5-11



3-4
Государство.
2 стр. 12-19



5-6
Национально- государственное устройство.
3 стр. 20-28



7-8
Формы правления.
4 стр. 39-45



9-10
Политические режимы.
5 стр. 39-45



11-12
Гражданское общество и правовое государство.
6 стр. 46-54



13-14
Голосование, выборы, референдум.
7 стр. 55-59



15-16
Политические партии.
8 стр. 60-68



Раздел 2. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПРАВА


17-18
Право
9 стр. 70-81



19-20
Закон и власть.
10 стр. 82-89



21-22
Конституция .
11 стр. 90-96



23
Права и имущественные отношения.
12 стр. 97-102



24
Потребитель и его права.
13 стр. 102-106



25
Труд и право.
14 стр. 106-110



26
Право, семья, ребенок.
15 стр. 110-117



27
Преступление .
16 стр. 117-125



Раздел 3 ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

28
Что такое культура.
17 стр. 127-135



29
Культурные нормы.
А°18 стр. 136-143



30
Формы культуры.
19 стр. 144-152



31
Религия.
20 стр. 153-162



32
Искусство.
21 стр. 163-179



33
Образование.
22 стр. 173-179



34
Наука.
23 стр. 180-186





6.2 Контрольно – измерительные материалы
Тест 1. « Политическая сфера»
1.Влияние на основе закона или традиции, т.е. нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая – это:
Сила;
Власть;
Иерархия;
Авторитет;
 2. К признакам государства не относится:
           1. Единая территория;
           2. Суверенитет;
           3. Право на взимание налогов;
           4. Существование больше продолжительности жизни одного индивида
3. К внутренним функциям государства относится:
            1. Обеспечение обороны страны;
            2. Взаимовыгодное сотрудничество;
            3. Регулирование социальных отношений;
            4. Защита интересов страны на международной арене;
4. Что не относится к причинам появления государства:
            1. Монополия на легальное применение силы;
            2. Плотность населения;
            3. Страх пред внешней агрессией;
            4. Фактор силы;
5. К формам национально – государственного устройства относится:
            1. Федерация;
            2. Президентская республика;
            3. Абсолютная монархия;
            4. Смешанная республика;
6. Стремление к отделению, обособлению – это:
            1. Суверенитет;
            2. Интеграция;
            3. Глобализация;
            4. Сепаратизм;
7. Укажите признак унитарного государства:
            1. Двойное гражданство;
            2. Полная самостоятельность субъектов;
            3. Единая судебная система;
            4. Двухканальная система налогов;
8. Евросоюз по форме национально – государственного устройства:
            1. Конфедерация;
            2. Содружество;
            3. Федерация;
            4. Унитарное государство;
9. Организация власти , характеризуемая её формальным источником – это:
            1. Форма государства;
            2. Форма национально – государственного устройства;
            3. Форма правления;
            4. Форма политического режима;
10. Власть толпы – это:
             1. Тирания;
             2. Охлократия;
             3. Олигархия;
             4. Аристократия;

Тест 2. « Человек и его права»
1. Права человека - это:
а) исключительная льгота, предоставляемая кому-либо в отличие от других;
б) узаконенная возможность что-то делать, удовлетворять свои потребности;
в) отсутствие каких-либо ограничений.
2. В зависимости от чего человек обладает всеми правами и свободами?
А) от национальности, расы;
Б) пола;
В) религии;
Г) от богатства;
Д) политических убеждений;
Е) ни от чего, (все должны обладать равными правами).
3. Герои известной серии «Бременские музыканты» поют: «Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы» Почему люди ценят свободу выше богатства?
А) её ценят те, кто не был богат;
Б) так считают только романтики;
В) это неотъемлемое право человека.
4.  В каких международных документах закреплены права ребенка?
А) «Декларация прав ребенка" (1959г.);
Б) «Всеобщая декларация прав человека" (1948г.);
В) «Конвенция о правах ребенка" (1989г.)
5. Ребенком считается любое лицо:
А) не достигшее 18 лет;
Б) не достигшее 16 лет;
В) не достигшее 14 лет.
6. Права человека связаны с:
А) гражданством;
Б) фактом рождения;
В) общей правоспособностью.
7. Укажите универсальные международные документы в области прав человека.
А) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;
Б) Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах;
В) Конституция РФ.
8. Право избирать и быть избранным в федеральные, региональные органы власти и органы местного самоуправления относится к системе:
А) гражданских;
Б) политических;
В) социальных;
Г) экономических;
Д) культурных.
9.  Субъектом социально-экономических прав является:
А) человек;
Б) гражданин;
В) иностранец;
Г) лицо  с двойным гражданством.
10. Экономические права, опосредующие активность человека-это права:
А) в сфере власти отношений;
Б) производственно- хозяйственной сфере общества;
В) духовно-культурной сфере.
11. Социально-экономические права предусмотрены:
А) Гражданским кодексом;
Б) Законом о предпринимательской деятельности;
В) Трудовым кодексом;
Г) Уголовным кодексом.
12. Высшей ценностью в России согласно ее Конституции является:
А) Российское государство;
Б) ее территория;
В) человек, его права и свободы.
13. Конституция РФ закрепляет:
А) право на труд;
Б) обязанность трудиться;
В) свободу труда;
Г) право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
14. Гражданство Российской Федерации:
А) неразрывная связь лица с Российским государством, выражающая в совокупности их взаимных прав и обязанностей;
Б) устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупность их взаимных прав и обязанностей.
15. Конституционные обязанности человека и гражданина:
А) платить налоги;
Б) трудиться;
В) нести воинскую службу.
Тест 3. « Духовная культура»
1. Понятие « культура» в широком смысле включает в себя:
1) все, что создано человеком    2) только духовные ценности    3) исключительно правила культурного поведения   4) только высшие достижения человеческой деятельности.
2. На материальную и духовную традиционно разделяют:
1) культуру  2) мораль   3) науку   4) религию.
3. Элитарная культура, в отличие от массовой:
1) ориентирована на получение коммерческой прибыли   2) учитывает запросы самых широких слоев общества   3) характеризуется сложностью форм художественного освоения   4) имеет развлекательный характер.
4. К элитарной культуре относится:
1) «мыльная опера»  2) народная песня  3) шлягер  4) симфоническое произведение.
5. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется:
1)наукой  2) искусством    3) образованием   4) творчеством.
1) верно только А.   2) верно только Б.   3) оба верны   4) оба неверны.
6.  Верны ли суждения:
А. Гражданам РФ гарантируется получение бесплатного основного образования независимо от национальности, языка, вероисповедания.
Б. Гражданам РФ гарантируется получение бесплатного основного образования независимо от места жительства, возраста, наличия судимости.
1) верно только А.   2) верно только Б.   3) оба верны   4) оба неверны.
7. Характерным признаком искусства является:
1) удовлетворение потребностей  человека   2) эстетическое освоение окружающего мира
3) установление законов развития общества   4) отражение сущности природных и социальных явлений.
8. Культуру, включающую в себя произведения анонимных творцов, получившие широкое распространение, называют:
1) контркультурой  2) субкультурой   3) народной культурой  4) элитарной культурой.
9. К характеристике науки не относится:
1) логичность  2) рациональность   3) сверхъестественность   4) творчество.
10 . Верны ли суждения:
А. Духовная деятельность современного человека изменяет все, что существует в природе.
Б. Формой существования и передачи духовной культуры могут быть только материальные предметы.
1) верно только А.   2) верно только Б.   3) оба верны   4) оба неверны.
11. Известно, что крестоносцы принесли в Европу с Востока ряд культурных норм, например, привычку мыть руки перед едой. О какой тенденции в развитии культуры свидетельствует этот факт?
1) о сохранении самобытности   2) о возрождении традиций   3) о национальной изоляции
4) о взаимном обогащении.
12. Какое из понятий соответствует определению: « Самостоятельная работа по приобретению знаний о природе, обществе, человеке»?
1) самоанализ   2) самообразование    3) самореализация   4) самодеятельность.
13. Какой из признаков характеризует религию как феномен культуры:
1) описание и объяснение природных и социальных явлений   2) утверждение идеи сотворенности мира   3) достоверное долгосрочное прогнозирование развития
4) эстетическое освоение окружающего мира.
14. Массовая культура:
1) появилась с развитием средств массовой информации     2) сопровождала всю история человечества    3) является продуктом тоталитарных обществ с их стремлением к контролю, в том числе и средствами культуры   4) зародилась в Древнем Риме как зрелище для народа.
15. К средствам массовой коммуникации, возникновение которых связано с переходом к постиндустриальному обществу, относится:
1) телевидение    2) радио   3) периодическая печать   4) Интернет.



6.2 .Лист коррекции (в случае необходимости) в связи с отменой занятий (карантин, низкая температура и т. д.)

класс
Название раздела, темы
Дата проведения
по плану
Дата проведения
по факту
Причина корректировки
Корректирующие мероприятия






















































































6.3 Критерии оценивания различных видов работ
За теоретический вопрос при устном или письменном опросе.
Отметка «5» ставится, если обучающийся продемонстрировал системные знания по поставленному вопросу. Раскрыл его логично, показав понимание общественных взаимосвязей и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использовал необходимую терминологию. Подкреплял теоретические положения конкретными примерами.
Отметка «4» ставится за ответ, из которого ясно, что учащийся имеет основные знания по данному вопросу, представления о причинно-следственных связях, влияющих на различные процессы и явления, но в котором отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется терминология
Отметка «3» ставится за ответ, в котором учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о процессах и явлениях, но не может раскрыть их сущности.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не увидел проблему, не смог ее сформулировать; не раскрыл проблему; собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);  представил информацию не в контексте задания 
Отметка «1»  ставится за отказ от ответа
За вопрос, проверяющий сформированность умения использовать различные источники информации для решения практических задач:
Отметка «5» ставится, если учащийся смог правильно выбрать необходимые источники информации, чётко следовал ходу решения и верно выполнил задание.
Отметка «4» ставится, если из ответа видно, что учащийся представляет последовательность выполнения задания, но не полностью использовал необходимые источники информации и в процессе работы допустил некоторые неточности.
Отметка «3» ставится, если учащийся имеет общее представление о том, какого рода источники информации он может использовать, но сам затрудняется в их выборе или имеет общее представление о последовательности выполнения задания, но не может практически его реализовать, или отобрал не все источники информации, допустил ошибки в ходе выполнения и в интерпретации полученных результатов.
 Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся  выполнил менее одной четвертой части предлагаемых заданий; не смог определить основную идею, мысль текста; не раскрыл проблему; собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с мнением автора)  аргументация отсутствует;  информация дана не в контексте задания
Отметка «1»  ставится за отказ от ответа

Критерии оценок в форме тестов:
«5» - 89-100%
«4» - 11-88%
«3» - 35-50%
«2» - 0-34%





15