РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ специальность Право и организация социального обеспечения


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
(МГУПС (МИИТ))
УТВЕРЖДАЮ
Директор колледжа
__________И.В. Новикова
«____»___________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

специальность Право и организация социального обеспечения
уровень образования __________ базовый_____________________________
квалификация выпускника_________________ юрист________
форма обучения очная
составитель программы Плетенкина Наталья Давыдовна
ОДОБРЕНО на заседании
Учебно-методической комиссии института
Протокол № ___ от «___» _________ 2016 г.
______________ М.Ю. Филиппова СОГЛАСОВАНО
на заседании кафедры института
Протокол № ___ от «___» _________ 2016 г.
______________ Г.Г. СлышкинМосква
2016/17 уч. год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины……... 3
1.1. Структура и содержание учебной дисциплины…………...... 11
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы……… 11
2.2 Условия реализации программы учебной дисциплины……………………………………………………. 11
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению…… 12
3.2. Информационное обеспечение обучения…………………..... 13
3.3. Обязательные и рекомендованные учебные издания………. 14
3.4. Интернет-ресурсы……………………………………………… 14
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины…………………………………………………… 15
4.1 Рецензирование рабочей программ осуществляют при их разработке или пересмотре в новой редакции……………....ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК И культура речи
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» предназначена для изучения русского языка и культуры речи в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования, в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения.Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи», утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 508, и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» СПО.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» может использоваться в дополнительном профессиональном образовании по программам повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования, в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППССЗ) по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» СПО. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
В соответствии с ФГОС СПО 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» учебная дисциплина «Русский язык и культура речи»
относится к вариативной части общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла - ОГСЭ.04 учебного плана ППССЗ для специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» СПО.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
-анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
-пользоваться словарями русского языка;
-отличать книжную речь от разговорной; различать функциональные стили речи, находить их отличительные признаки, делать стилистический анализ текста, создавать тексты различных стилей речи в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов;
-правильно строить монологические тексты на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;
-участвовать в различных ситуациях общения, устанавливать речевой контакт, обмениваться информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
-нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
-основные этикетно-речевые формулы для эффективного общения;
-навыки ведения деловых переговоров, полемики; тактические приёмы ведения спора и т.д.;
-риторические приемы и принципы построения публичной речи, способы привлечения внимания, доказательства и опровержения;
-особенности построения деловой документации;
- правила оформления документов, речевой этикет в документе.
Формируемые в ходе освоения дисциплины общие компетенции, включающие в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности: самостоятельное выполнение различных видов текстовых работ с применением средств Мiсrosoft Оffice и др. программных приложений текстового редактора
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы
ОК 10. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 11 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
ОК 12  В сфере деловой коммуникации:
владеть монологической и диалогической речью,
уметь перефразировать мысль, выбрать и использовать выразительные средств языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд т.д.) в соответствии с коммуникативной задачей;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
самостоятельное выполнение различных видов текстовых работ по любой тематике
Т.к. формирование компетенций происходит при изучении каждой темы, изучение русского языка и культуры речи имеет свои особенности, выражающиеся в дифференциации уровней достижения обучающимися поставленных целей:
уровень функциональной грамотности достигается при освоении наиболее распространенных коммуникативно-речевых понятий и практически полезных знаний, при чтении и обработке текстов различных стилей, в овладении способами грамотного выражения своих мыслей при устно-письменной коммуникации, а так же освоении навыков официально-делового этикета;
уровень ознакомления позволяет обучающимся осваивать элементы содержания: фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение делового человека, включенного в официально-деловую сферу современного коммуникативно-речевого этикета.
Освоение содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и культура речи а» обеспечивает достижение обучающимися результатов:
личностных:
воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
готовность и способность к самостоятельной и ответственной деятельности;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской речевой культуре, речевым культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
•метапредметных:
владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
применение навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
•предметных:
сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
сформированность навыков различных видов анализа текстовых источников;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений над собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст авторского творчества в процессе анализа текстового источника информации;
способность выявлять в различных письменных текстах темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа тестовых источников информации с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание темы, проблемы, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей и норм современного литературного русского языка.
В результате освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» обучающийся должен
уметь:
осуществлять речевой самоконтроль с точки зрения ее нормативности; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи, пользоваться словарями русского языка;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка - отличать книжную речь от разговорной; различать функциональные стили речи, находить их отличительные признаки, делать стилистический анализ текста, создавать тексты различных стилей речи в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов;
строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами - правильно строить монологические тексты на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения - участвовать в различных ситуациях общения, устанавливать речевой контакт, обмениваться информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями;
иметь навыки ведения деловых переговоров;
аудирование и чтение:
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, в результате проведения деловых переговоров;
говорение и письмо:
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
принимать участие в ведении деловых переговоров.
применение приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
воспроизведения содержания литературного произведения;
анализа и интерпретирования тестового источника информации, использование сведений по истории и теории вопроса, относящегося к сфере профессиональной деятельности;
ведения деловых переговоров.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/ понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
основные теоретико-языковые понятия;
различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
принципы нормирования русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
основные этикетно-речевые формулы для эффективного общения;
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины
Максимально: — 87 ч.,
из них:
аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся,
включая практические занятия, — 60 ч.;
внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 27 часов;
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
………………………………………………………………………………………
Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 87 ч.
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе: 60ч.
лекции 20 ч.
практические занятия 40ч.
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 27 ч.
Итоговая аттестация:
русский язык культура речи Дифференцированный зачет
(1 семестр)
2. условия реализации программы дисциплины
2.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка.
Оборудование учебного кабинета:
- комплект лингвистических словарей: толковый словарь, орфоэпический словарь, словарь ударений, словарь-справочник по русской фразеологии, словарь синонимов русского языка, словарь антонимов, словарь омонимов, словарь паронимов, орфографический словарь, грамматический словарь русского языка, словообразовательный словарь русского языка, этимологический словарь русского языка, словарь иностранных слов;
- комплект справочной литературы: справочник «Словарь трудностей русского языка», словарь-справочник «Управление в русском языке», справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению,
- комплект учебно-методических материалов.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- компьютеры;
- принтер;
- программное обеспечение общего назначения.
Технические средства обучения:
- мультимедийное оборудование (интерактивная доска);
- мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
1. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: ОИЦ «Академия» 2010. - 320с. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.
2. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура.- Русский язык и культура речи. – М.: «Феникс» Гриф Минобр.
3. Власенков А. И., Рыбченкова Русский язык. – М. «Просвещение»2009. 287с. Гриф Минобр.
4. Лекант П. А., Маркелова Т. В., Самсонов Н. Б. Русский язык и культура речи. М.: «Дрофа»2009. 224с. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.
Дополнительная литература:
1.Ожегов С. И. Словарь русского языка.- М.:«Оникс, Мир и Образование», 2010. – 640с.
2. Сазонова И. К. Толково- грамматический словарь причастий. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2008. 648с.
3. Шушков А. А. Толково- понятийный словарь русского языка.- «Астрель, АСТ, Транзиткнига», 2003. 768с.
4. Субботина Л. А., Алабугина Ю. В.Фразеологический словарь русского языка для школьников.- «Астрель, АСТ». 2010. 640с.
5. Субботина Л. А., Михайлова О. А. Словарь синонимов и антонимов русского языка для школьников.- «Астрель, АСТ». 2010. 672с.
6. Новейший словарь иностранных слов и выражений: Экономическая и техническая терминология.- «АСТ». 2007. 672с.
7. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2009. 800с.
8. Карпешин И. М. , Совчина Т. Н. Обратный словарь русского языка. М.: «АСТ- Восток- Запад», 2007. 768с.
9. Плетенкина Н.Д. Сборник лекций по русскому языку и культуре речи. Адаптированный вариант для специальности «Право и организация социального обеспечения» СПО. Методическая разработка, М: 2016, ТО «Живое слово».
Интернет-ресурсы:
Большакова Л.И. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Большакова Л.И., Мирсаитова А.А.— Электрон. текстовые данные.— Набережные Челны: Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов, 2015.— 70 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29876.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Голуб И.Б.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2014.— 432 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/39711.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Камнева Н.В. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Камнева Н.В., Шевченко Л.В.— Электрон. текстовые данные.— Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Эль Контент, 2013.— 124 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13902.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Крылова М.Н. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: практикум/ Крылова М.Н.— Электрон. текстовые данные.— Зерноград: Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия, 2013.— 69 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21921.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Плетенкина Н.Д. Рабочая тетрадь по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов 3 курса СПО Методическое пособие в 4 частях, М: 2016, ТО «Живое слово»: http://www.zivoeslovo.ucoz.ru Форма доступа-парольРудь Л.Г. Культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Рудь Л.Г., Кудреватых И.П., Стариченок В.Д.— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2013.— 271 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20083.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: методические указания по русскому языку для иностранных граждан/ — Электрон. текстовые данные.— Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2014.— 52 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30822.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Скорикова Т.П. Практикум по русскому языку и культуре речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Скорикова Т.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, 2014.— 100 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31615.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Штрекер Н.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 351 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15462.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Электронные ресурсы «Русский язык и культура речи». Форма доступа: http://www.gramota.ru