Современный урок биологии в условиях реализации ФГОС


Современный урок биологии в условиях реализации ФГОС « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи Урок есть часть жизниребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой культуры.Урок- главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Современный урок стал гибким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технических средств Отличительные черты современного урока 1 Создание познавательной атмосферы: - Оптимальный темп урока, формы урока позволяющее экономить время; -Части урока логически связаны; -Разумное разнообразие видов учебной деятельности, обеспечивающие стабильность познавательной деятельности обучающихся; - Завершённость этапов урока, чётко продуманная обратная связь; - Техническая и дидактическая оснащённость: индивидуальные, групповые задания, продуманные формы контроля. Отличительные черты современного урока 2 Применяемые методы: Система обучения, ориентированная на развитие способов учебной деятельности: на развитие ключевых и предметных компетентностей, УУД, мотивирующая учебный процесс:-Методики развивающего обучения;- Проблемно-поисковая деятельность учащихся;- Самоорганизация, познавательная деятельность обучающихся;-Использование современных образовательных технологий (СОТ), в том числе информационные, проектные;-Сведения до минимума объяснительно-иллюстрированных, репродуктивных методов 3 Организация деятельности обучающихся. -Эффективность зависит от продуктивных видов деятельности:-Деятельность должна носить развивающий характер в коммуникативной , творческой, познавательной сферах:- Направленна на развитие УУД;-Обеспечивать занятость каждого ученика класса учебной деятельностью в соответствии с его индивидуальными возможностями;-Обеспечение права выбора темпа и уровня сложности выполняемых учебных заданий.Отличительные черты современного урока Отличительные черты современного урока4 Взаимодействие учителя с обучающимися.Необходимо обеспечить:-Учебное сотрудничество, атмосферу комфорта,-Постановку вопросов побуждающих к диалогу, возможности самореализации и успешности;-Не должно быть длинных монологов со стороны учителя, учащихся, речь учителя не должна подавлять деятельность учащихся;-Учитель организатор и координатор самостоятельной учебной деятельности обучающихся.-Эмоциональную составляющую: похвала, поощрение за умно поставленный вопрос и т.п. 5 Контроль адекватный современным требованиям к результатам :-Контроль не только за ЗУН, но и за способами учебной деятельности;-Продуманная система само и в и взаимоконтроля обучающихся (передача части контролирующих функций от учителя к учащимся);-Краткая характеристика ответов учащихся на отдельных этапах урока;-Продуманная система и разнообразие форм и методов контроля, применяемых учителем.Отличительные черты современного урока 6 Целеполагание. Рефлексия.-Побуждение учащихся на совместную подготовку цели урока как возможности повышения учебной мотивации;-Отбор содержания методов и форм организации урока в соответствии с поставленной целью;-Проведение рефлексии по достижению цели урока самими учащимися. Отличительные черты современного урока Требования к современному уроку:- Самостоятельная работа обучающихся на всех этапах урока.-Учитель выступает в роли организатора, а не информатора и не руководителя.-Обязательная рефлексия обучающихся на уроке. --Высокая степень речевой активности обучающихся. Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками: - главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания; - на уроке реализуется личностно – ориентированный подход к обучению; - на уроке реализуется деятельностный подход; - организация урока динамична и вариативна; - на уроке используются современные педагогические технологии Методы обучения Активные методыИнтерактивные методы АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (АМО) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Интерактивные формы обученияДеловые и ролевые игры;Психологические и иные тренинги;Групповая, научная дискуссия, диспут;Дебаты;Кейс-метод;Метод проектов;Мозговой штурм;Разбор конкретных ситуаций;Метод работы в малых группах (результат работы исследовательских групп учащихся);Круглые столы; Презентации на основе современных мультимедийных средств Приоритетные технологии:-информационно – коммуникационные технологии;-здоровьесберегающие технологии;- технологию дистанционного обучения-групповое обучение-развивающее обучение;-проблемное обучение;-разноуровневое обучение;-коллективная система обучения (КСО); -исследовательские методы обучения;-проектные методы обучения;-технология « дебаты»;-технологию модульного и блочно- модульного обучения;-лекционно – семинарско - зачетная система обучения;-технология развития «критического мышления»;-технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов  Александра Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»! Требования к учителюУчитель точно и четко формулирует задания; Предугадывает затруднения обучающихся и меняет по ходу урока задание - от простого к более сложному.Подбирает комплексные задания, в которых предложенный материал рассматривается с нескольких сторон.Не дает новые задания ученикам в готовом виде;Не повторяет задания 2 раза;Не комментирует ответы учащихся и не исправляет их, предоставляет эту возможность учащимся;Не повторяет того, что сказали учащиеся. Действия учителя обеспечивают ситуативную направленность и коммуникативную ценность всех высказываний учащихся.Учитель использует различные формы работы и разнообразные средства обучения, стимулирующие творческую и речевую деятельность учащихся.Требования к учителю урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность… Так что же для  нас современный урок ? Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком. С.И.Гессен Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения. Ч.Дарвин Спасибо за внимание!