Методическая разработка на тему Формирование гражданской позиции школьников на уроках обществознания и во внеурочное время

Тимерханов Амирхан Шамильевич
учитель истории и обществознания
МБОУ Лицей №21 Кировского района
ГО г. Уфа Республики Башкортостан


Формирование гражданской позиции школьников на уроках обществознания и во внеурочное время


Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! будет с нас купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!
Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин»


Актуальность изучаемой темы обусловлена особенностями политического развития Российской Федерации как демократического государства, проходящего период становления. С учетом произошедших изменений в обществе, в сфере образования и культуры, развитие институтов гражданского общества является необходимым условием обеспечения стабильности и процветания страны путем формирование гражданской позиции школьников.
В условиях роста социального неравенства в стране перед системой образования все более выступают задачи обеспечения консолидации различных слоев гражданского общества, уменьшения социальной напряженности между представителями различных конфессий и национальных культур. Одной из основных задач стратегии социокультурной модернизации образования, без решения которых будут нарастать социальные риски в процессе общественного развития страны, является целенаправленное формирование гражданской идентичности как предпосылки становления гражданского общества и солидарности в российском обществе. По словам нашего национального лидера Владимира Путина, «Россия нередко сталкивается с серьезными вызовами, чтобы достойно на них ответить, укрепить наше самосознание, самостоятельность и суверенитет, нужно в первую очередь создавать атмосферу сотрудничества и доверия в обществе».
Что такое гражданское общество? Учебник «Обществознание» для 9 класса, под редакцией Л.Н. Боголюбова, понимает под гражданским обществом следующее: «это та часть общества и те сферы его жизнедеятельности, в которых личность и организации свободных и равноправных граждан ограждены законами от прямого вмешательства органов государственной власти». Большой юридический словарь дает следующее определение: «гражданское общество – в теории конституционного права совокупность отношений в экономике, культуре и других сферах, развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства». И наконец, философский словарь определяет гражданское общество как «сфера спонтанного самопроявления свободных индивидов и добровольных ассоциаций и организаций, огражденная законом от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны органов государственной власти». Итак, гражданское общество представляет собой некую совокупность людей, которые выстраивают определенные взаимоотношения защищенные законом без вмешательства со стороны государства.
История развития общества ярко демонстрирует, что вопросы гражданского воспитания с первых дней находились в центре внимания каждого возникающего государства. Однако, поиск ответов на эти вопросы в различные исторические эпохи происходил по-разному в зависимости от социальных потребностей общества, от экономических условий и т.д. Для мыслителей античности, таких как Сократ, Платон, Аристотель, была характерна мысль, что идея идеального гражданина заключается в его служении закону, идеальному государству. Период раннего Средневековья характерен преобладанием идеи божественного предопределения, суть которой заключалась в полнейшем подчинении церкви и искупления своих грехов перед Богом. Говорить о каких-либо зачатках гражданского общества в это период не приходится. На смену Средним векам вскоре приходит эпоха так называемого Возрождения, где личность постепенно удалялась от церкви и становилась свободной. Именно в это период начинает рассматриваться идея гармонично развитой личности и общественного воспитания всех граждан.
Параллельно с техническим прогрессом, происходил и прогресс общественный. Английский мыслитель Дж. Локк положили начало развитию идеи общественного договора, согласно которой гражданином является человек, выполняющий законы государства и получающий взамен частично потерянной личной свободы право защиты со стороны государства.
Восприятие гражданина как личность, имеющего основные жизненные права, способного участвовать в жизни своего общества, государства нашли свое отражение в «Декларации прав человека и гражданина» ставшее результатом Великой французской буржуазной революции. В ней были провозглашены свобода личности, слова, совести, равенства граждан перед законом. Однако, как было уже выше сказано, технический прогресс находился в постоянном движении, который приводил к расколу общества и его расслоению. На фоне происходящих процессов стала формироваться социалистическая модель воспитания гражданственности, суть которой заключалась в создании «нового человека» вне связи с религиозными и культурно-историческими процессами. Начало XX века, на фоне бурно развивающегося империализма, стало временем развитием идеи воспитания, прежде всего, личности.
Для России вопрос воспитания гражданина стоял краеугольным камнем. Это было связано с теми процессами, которые происходили в обществе. Необходимо сказать, что до 60-х годов XIX века Россия оставалась закрепощенной, хотя нельзя исключать и того, что процессы формирования гражданской позиции стали возникать уже к концу XVIII века в лице Александра Николаевича Радищева. Он подчеркивал, что воспитание гражданина в человеке не возможно без его личностной свободы. Вскоре, на арене борьбы за демократические права и свободы появится плеяда молодых революционеров, в лице Герцена А.Н., Белинского В.Г., Чернышевского Н.Г., для которых было важно воспитать «сына Отечества» и гражданина-патриота своей Родины.
XX век для России, в период великих потрясений, несомненно, стал периодом мощного подъема гражданственности, формированием особенной, твердой личности, способной на решительные шаги. Особый всплеск гражданского самосознания, национального самосознания и духовной идентичности, конечно же, пришелся на годы Великой отечественной войны. В последующем гуманистические идеи В. А. Сухомлинского сформируют систему всесторонне развитой личности основанной на его гражданском воспитании.
Несомненно, гражданская позиция находит свое отражение и формируется в конкретных действиях. Желание проявить свое отношение к людям, обществу, способность реализовать себя во взаимодействие с окружающим миром человек получает в деятельности. Именно благодаря ей человек познает окружающую среду, себя как личность, формирует свое самосознание, реализует свое я. «Научиться жить – значит выработать свою позицию в жизни, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, понять себя, других, общественные процессы, поставить себе задачу, чтобы действовать в соответствии с ней». Также одним из важных аспектов становления гражданского общества является формирование политической культуры, которая, в свою очередь, включает три составляющих: знания об обществе и политике, отношения различных государственных и социальных структур, а также активные действия.
Развитие общества, его трансформация является закономерным процессом, который влияет на все сферы жизни, в том числе и на науку. Наиболее выраженному воздействию, несомненно, подвергаются общественные науки, потому что они напрямую связаны с обществом (изучают деятельность людей, их мысли стремления). Для общественных наук важно обнаружить не только объективные взаимозависимости между различными социальными процессами, но и мотивы людей, которые в них участвуют. Помимо изучения общих признаков однородных общественных явлений, общественные науки занимаются изучением черт отдельного, неповторимого события, особенностей единичного социально значимого действия, состояния общества в данной стране в определенный период, политики конкретного государственного деятеля и т. п. Немаловажным, в сфере развития общественных наук в контексте школы является организация различного рода дискуссионных площадок и политклубов. Данный вид деятельности может позволить учащимся более глубоко узнать особенности развития общества.
Изучение общественных наук начинается со школьной скамьи, где учащимся преподают такие предметы как историю, обществознание (с элементами философии, социологии, политологии), экономику, филологию. Нас из представленного интересуют только два направления – история и обществознание, так как именно они входят в сферу нашей педагогической деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт четко определяет результаты освоения школьных программ по истории и обществознанию: овладение представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах. Изучение данных школьных предметов, направлено на достижение конкретных целей и задач, среди которых наиболее важно выделить следующие:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям народов, правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, толерантное отношение к представителям других народов и стран;
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности.
Выделенные компетенции, несомненно, являются важными для развития общественных наук, в связи с тем, что у школьников они формируют понимание особенностей развития общества как единого организма частью которого они являются сами.
Итак, как мы уже выяснили, что основой формирования гражданского общества является прежде всего молодежь. Следовательно, молодое поколение нужно подготовить к такой ответственной социальной роли: развить необходимые навыки, укрепить теоретическую базу учащихся, сформировать гуманистическое мировоззрение, воспитать важные качества гражданина, а также дать установку на активную гражданскую позицию. Отсюда и вытекает наша идея создания политического клуба старшеклассников – «Я – гражданин» (ПРИЛОЖЕНИЕ).
Зачастую у учащейся молодежи возникают определенные проблемы на пути к осознанию себя как полноценных участников общественных процессов. У ребят часто присутствуют трудности с развитием критического мышления, лидерских качеств, активности, формирования правовой и политической культуры, воспитания духовных и нравственных качеств. В рамках работы создаваемого нами политического клуба «Я – гражданин» имеется возможность помочь его участникам справиться с описанными трудностями и наиболее полно реализовать себя как личность.
Клуб не является чисто теоретической организацией. К участию в заседаниях привлекаются представители органов местного самоуправления, общественные деятели, квалифицированные специалисты республики.  Такие отношения учащихся и властей дают понять молодежи, что государство неравнодушно к ее судьбе, делает ставку именно на активность и инициативность молодого поколения.
Основная цель политического клуба – формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мир, гуманистического мировоззрения, правовой и политической культуры. Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- проведение заседаний политического клуба для обсуждения наиболее интересующих социальных и политических проблем;
- привлечение к работе клуба специалистов в области, соответствующей тематике заседаний, с целью получения квалифицированного аргументированного мнения на поставленный вопрос;
- привлечение представителей органов местного самоуправления к обсуждению социально значимых проблем в рамках деятельности клуба;
- информирование учащихся об актуальных событиях, происходящей в стране и в мире.
Участвуя в заседаниях, зачитывая доклады, готовя информационные выступления и обсуждая наиболее острые проблемы страны и мира, учащиеся смогут полностью реализовать свою интеллектуально-творческую инициативу, развить коммуникативные, лидерские качества, способность отстаивать собственную идею, воспитать в себе патриотизм, гражданственность и культуру.
Таким образом, гражданское воспитание должно быть нацелено на формирование у школьников способности находить свое место в обществе и становиться полноценным участником общественной жизни.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Политический клуб «Я – гражданин»
Краткая аннотация. Актуальность проекта обусловлена особенностями политического развития Российской Федерации как демократического государства, проходящего период становления. С учетом произошедших изменений в обществе, в сфере образования и культуры, развитие институтов гражданского общества является необходимым условием обеспечения стабильности и процветания страны. Развитие общества, его трансформация является закономерным процессом, который влияет на все сферы жизни, в том числе и на науку. Наиболее выраженному воздействию, несомненно, подвергаются общественные науки, потому что они напрямую связаны с обществом (изучают деятельность людей, их мысли стремления). Изучение общественных наук начинается со школьной скамьи, где учащимся преподают такие предметы как история и обществознание.
В условиях роста социального неравенства в стране и моем регионе перед системой образования все более выступают задачи обеспечения консолидации различных слоев гражданского общества, уменьшения социальной напряженности между представителями различных конфессий и национальных культур. Одной из основных задач стратегии социокультурной модернизации образования, без решения которых будут нарастать социальные риски в процессе общественного развития страны, является целенаправленное формирование гражданской идентичности как предпосылки становления гражданского общества и солидарности в российском обществе. По словам нашего национального лидера Владимира Путина, «Россия нередко сталкивается с серьезными вызовами, чтобы достойно на них ответить, укрепить наше самосознание, самостоятельность и суверенитет, нужно в первую очередь создавать атмосферу сотрудничества и доверия в обществе».
Основой формирования гражданского общества является прежде всего молодежь, отсюда и вытекает идея создания политического клуба старшеклассников – «Я – гражданин». Следовательно, молодое поколение нужно подготовить к такой ответственной социальной роли: развить необходимые навыки, укрепить теоретическую базу учащихся, сформировать гуманистическое мировоззрение, воспитать важные качества гражданина, а также дать установку на активную гражданскую позицию.
Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект. Зачастую у учащейся молодежи возникают многие трудности на пути к осознанию себя как полноценных участников общественных процессов. У ребят часто возникают трудности с развитием критического мышления, лидерских качеств, активности, формирования правовой и политической культуры, воспитания духовных и нравственных качеств.
В рамках работы создаваемого нами политического клуба «Я – гражданин» имеется возможность помочь его участникам справиться с описанными трудностями и наиболее полно реализовать себя как личность.
Участвуя в заседаниях, зачитывая доклады, готовя информационные выступления и обсуждая наиболее острые проблемы страны и мира, учащиеся смогут полностью реализовать свою интеллектуально-творческую инициативу, развить коммуникативные, лидерские качества, способность отстаивать собственную идею, воспитать в себе патриотизм, гражданственность и культуру.
Также одним из важных аспектов становления гражданского общества является формирование политической культуры, которая, в свою очередь, включает три составляющих: знания об обществе и политике, отношения различных государственных и социальных структур, а также активные действия.
Клуб не является чисто теоретической организацией. К участию в заседаниях привлекаются представители органов местного самоуправления, общественные деятели, квалифицированные специалисты республики.  Такие отношения учащихся и властей дают понять молодежи, что государство неравнодушно к ее судьбе и делает ставку именно на активность и инициативность молодого поколения.
Основные целевые группы, на которые направлен проект. Участниками политического клуба являются учащиеся 9-11 классов
Основная цель проекта: Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мир, гуманистического мировоззрения, правовой и политической культуры.
Задачи проекта:
- проведение заседаний политического клуба для обсуждения наиболее интересующих социальных и политических проблем;
- привлечение к работе клуба специалистов в области, соответствующей тематике заседаний, с целью получения квалифицированного аргументированного мнения на поставленный вопрос;
- привлечение представителей органов местного самоуправления к обсуждению социально значимых проблем в рамках деятельности клуба;
- информирование учащихся об актуальных событиях, происходящей в стране и в мире.
Методы реализации проекта:
«Входное» и «выходное» анкетирование. С целью мониторинга знаний учащихся в области права, политики, истории будет проведено «входное» анкетирование. В результате мониторинга будет проведен анализ полученных данных, в соответствии с которыми оргкомитет подготовит тематическое планирование заседаний политклуба. «Выходное» анкетирование будет на направлено на рефлексию полученных знаний старшеклассниками
Дебаты, дискуссии, брифинги организованные совместно с государственными органами, органами местного самоуправления, политическими партиями и иными общественными организациями. В соответствии с тематическим планированием актив политклуба проведет различного рода заседания с привлечением представителей гос.органов, общественных организаций и научных структур для решения задач и поиска ответов по тем или иным волнующим современную молодежь вопросам.
Сотрудничество со СМИ, пресс-конференции. Проведение заседаний политклуба будет сопровождаться их освещением в средствах массовых информаций. Перед каждым заседанием и после него будут организованы пресс-конференции, в которых примут участие участники политклуба и его гости.
Информирование: использование социальных сетей, сайтов общеобразовательных учреждений, информационного стенда для распространения информации. С целью дальнейшей пропаганды деятельности политклуба и привлечения новых членов и участников политклуба будут использоваться социальные сети, сайт образовательного обучения, информационные стенды образовательного обучения.
Проведение политической информации. С целью постоянного информирования учащихся об актуальных событиях, происходящей в стране и в мире, будут организованы заседания политической информации, на которых участники клуба смогут обсудить те или иные политические ситуации.
Команда проекта. Организационный комитет политического клуба будет сформирован из активных педагогов, которые будут оказывать школьникам помощь в работе и координации клуба, а также из числа старшеклассников, которые в последующем сформируют актив – Высший орган политклуба. К компетенции актива будут относиться решение следующих вопросов:
- определение приоритетных направлений деятельности политического клуба;
- избрание президента клуба;
- прием и исключение членов политического клуба;
- утверждение плана работы клуба
- публичный годовой отчет.
Качественные показатели. Участвуя в заседаниях политического клуба, зачитывая доклады, встречаясь с представителями гос.власти, общественных организаций, местного самоуправления и научных кругов, готовя информационные выступления и обсуждая наиболее острые проблемы страны и мира, учащиеся смогут полностью реализовать свою интеллектуально-творческую инициативу, развить коммуникативные, лидерские качества, способность отстаивать собственную идею, воспитать в себе патриотизм, гражданственность и культуру.
Методы оценки результатов. Главным методом оценивания результатов может стать «входное» и «выходное» анкетирование, благодаря которым будет возможно сделать выводы об изменениях личностных позиций участников до проведения проекта и после.
 Обществознание. 9 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И.; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2010, с. 38
 Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских, А.Я. Сухаревой. – М.: Инфра-М.  2003.
 http://enc-dic.com/philosophy/Grazhdanskoe-Obschestvo-3053.html
 Казаева Е. А. Основные направления развития гражданского воспитания / Е. А. Казаева, Л. А. Дорошук // Известия Уральского государственного университета. – 2009. – № 4(68), с.154-163.
 Гуляева И. Л. «Гражданином быть обязан»: формирование гражданской позиции личности // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Гл. ред. Г. В. Судаков. Сост. С. А. Тихомиров. – Вологда: Книжное наследие, 2007, с. 683-686.
 Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). – М., 1992, с. 19.












Заголовок 115