Статья Современные методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.


М.Р.Аксенова,
учитель математики высшей категории,
воспитатель первой квалификационной категории
КГБ СКОУ «Барнаульская краевая специальная коррекционная
общеобразовательная школа-интернат VI вида» (Барнаул).
Современные методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В статье говориться о возможностях применения дистанционного обучения, о его принципах, характеристиках, об опыте работы в дистанционном центре.
Развитие новейших технологий обусловило появление иного вида образования, как-то дистанционное. Конечно же, классная комната считается основным местом получения знаний, умений, навыков. Но что делать тем людям, которые живут в наиболее удаленных районах или людей с ограниченными возможностями здоровья? Решить проблему в настоящее время стало возможным.
Дистанционное обучение детей-инвалидов – это остро-актуальное направление. В рамках национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы 24 декабря 2008 года на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике одобрен План поэтапного создания в течение 4 лет в каждом субъекте Российской Федерации условий для дистанционного обучения детей-инвалидов.
Дистанционное обучение – это технология обучения, при которой учитель и ученик находятся в различных географических точках, причем в ходе обучения предусматривается постоянный контакт учитель-ученик. Дистанционное образование характеризует ряд принципов: - гуманизация; - интерактивность; - индивидуализация; - регламентность обучения; - педагогическая целесообразность применения средств новых информационных технологий; - открытость и гибкость обучения. Применение дистанционных технологий вносит в учебный процесс определенные специфические средства и формы взаимодействия. А отсюда вытекает система подготовки и повышения квалификации учителя.
На базе Алтайского краевого педагогического лицея работает Центр дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках мероприятий «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы. На рабочем месте каждого участника дистанционного образования (дети и педагоги) установлено компьютерное, телекоммуникационное и специализированное оборудование, программное обеспечение, а также подключение к сети Интернет. Каждому ребенку за счет средств федерального и краевого бюджетов предоставляется комплект оборудования: компьютер, принтер, сканер, наушники, микрофон, веб-камера, графический планшет, цифровой микроскоп, фотоаппарат, комплект датчиков для проведения опытов (при необходимости – специальная клавиатура с большими кнопками или сенсорная, роллер-джойстик).
С каждым ребенком проводиться краткий курс начального обучения работы с полученным комплектом оборудованием. Учителя обучаются на курсах. Содержание курсов предполагает изучение психолого-педагогических особенностей обучения детей-инвалидов, образовательной информационной среды и формирование навыков работы с комплектом оборудования, необходимых для создания условий дистанционного образования. Особое внимание на занятиях уделяется рассмотрению методических приемов ведения дистанционного урока и применению программных средств дистанционных технологий.
Дистанционное обучение позволяет: - снизить затраты на проведение обучен; - проводить обучение большого количества человек; - повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т. д.; - создать единую образовательную среду . По словам одной из участниц проекта, «с приходом дистанционного образования появилась возможность выйти из замкнутого пространства, найти друзей, быть востребованным. Конечно, дело это новое. Много есть вопросов, но, как говорится, «дорогу осилит идущий»!».
Литература
1.Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 1997.
2.Зайченко Т. П. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис : учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 167 с.
3.Малитиков Е. М. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ / Е. М. Малитиков, М. П. Карпенко, В. П. Колмогоров // Право и образование. — 2000. — № 1(2). — С.42-54.
4.Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2006.
5.Хуторской А. В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. — 2002. — № 36. — С. 26-30.
6.www.altai.aif.ru/society/article/19032