Методы, используемые учителем для повышения результатов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.


Тема: Методы, используемые учителем для повышения результатов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Выполнила:
Бирюкова Юлия Владимировна
Учитель биологии
МБОУ СОШ №47 им. В.А. ТамгинаХабаровск 2014
Когда я училась в университете, никто не предупреждал меня о сложностях, с которыми мне пришлось столкнуться, придя на работу. Придя работать в школу, я ожидала увидеть перед собой заинтересованные лица, блестящие глаза, учеников, жадно внимающих каждому моему слову. Мне казалось, что дети будут выполнять все домашние задания, вести проектную деятельность, тянуть руки для ответа на работы. Много времени у меня отнимала подготовка к уроку, я пыталась втиснуть в урок как можно больше информации. Мне казалось, что я вооружена всеми необходимыми знаниями о методах, средствах и принципах в обучении, что бы прийти в класс и начать общение с детьми. Было ли это так на самом деле? Готова ли я столкнуться с незапланированными ситуациями и с честью и достоинством выйти из них?
В реалии картина сложилась несколько иная. Я увидела перед собой детей с низкой учебной мотивацией, с педагогической запущенностью, отсутствием интереса. Особенно это заметно, когда работаешь с учащимися с ОВЗ. Через какое то время у меня наступило чувство неудовлетворенности своей работой, пропал «запал». Я стала задавать себе вопрос: «Что я делаю не так?»
Как же сделать так, что бы пробудить интерес у детей, повысить результаты в обучении при работе с детьми с ОВЗ? Я работаю учителем биологии в классах для детей с ОВЗ 7 вида, а также являюсь руководителем ШМО учителей коррекционно-развивающего обучения. В этой статье я хочу поделиться своим опытом.
В процессе моей работы с учащимися данной категории у меня сложилась определенная система приемов и методов, которые я использую в своей деятельности. Эти методы нам знакомы. И мой доклад не является новаторским. Хочется обобщить некоторые методы и поделиться личным опытом. Согласно Г. Гегелю: Метод - не есть нечто внешнее по отношения к исследуемому предмету, не есть нечто привносимое извне; напротив, метод есть, нечто, уже содержащееся в нем самом, метод это душа предмета. Существует множество классификаций современных методов в обучении. В своем выступлении я буду говорить о классификации разработанной Юрием Константиновичем Бабанским.
Метод обучения – это процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходить передача и усвоение знаний, умений и навыков. Методы обучения разделяются на 3 группы:
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности(словестные, наглядные, практические);
методы контроля за эффективность учебно-познавательной деятельности;
методы стимулирования учебно-познавательной деятельности.
Необходимо помнить о том, что для повышения результатов обучения учитель должен сознать на уроке благоприятную обстановку. Никто не сомневается, что личность учителя, его интеллект, манера держаться, говорить, стиль одежды, умение понимать другого – все это влияет на создание атмосферы на уроке.
Первый совет.
Помните, что от природы все дети разные, поэтому создавайте условия для реализации учебной задачи разными путями. Дайте им возможность использовать:
рисунок
рассказ
тесты
практическую работу
игровые моменты.
Второй совет.
Еще более важен психологический климат на уроке. Отношение к ошибкам и неудачам ребенка. Создавайте на уроке психологический климат при котором дети не будут боятся высказывать свое мнение, пусть даже и ошибочное. Ребенок должен знать, что вы его выслушаете и поможете найти правильный путь. Не забывайте подбадривать ребенка. Будьте щедры на похвалу.
Мы знаем, что каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Биология – это предмет, который позволяет использовать разные методы познания:
наблюдение
эксперимент
обработка данных на компьютере
написание сочинения
решение логических задач.
Большое внимание следует уделять таким классическим методам познания природы как эксперимент и наблюдение. Ведь очень часто на других уроках эти методы недоступны.
Мы должны помнить не только об индивидуальности ребенка, но и о том, что все мы по-разному воспринимаем окружающий мир. Кроме того, не следует отбрасывать знание возрастной психологии. Мы помним, что в разном возрасте человеку присуще разные виды деятельности и особенности поведения.
Для примера я возьму учащихся 6-7 классов, которым присуща повышенная эмоциональная возбудимость. Я должна направить излишек эмоций в нужное русло, извлечь максимум пользы для урока из этой возрастной особенности.
Так изучение процесса фотосинтеза является очень сложной темой в биологии. Урок можно провести по-разному. Можно просто рассказать, что это за процесс, записать его в тетрадь и констатировать факты. А можно построить урок так, что бы этот удивительный и волшебный процесс стал необычным открытие для детей, к которому они должны прийти сами, с чувством собственного открытия.
Начать урок можно с опыта Ван-Гельмонта, когда он посадил ветку ивы в горшок с землей весом 80 кг. В течение 5 лет ученый ухаживал за ивой, поливая ее водой, в которой совсем не было минеральных веществ. Спустя 5 лет Ван-Гельмонт взвесил иву и обнаружил, что ее вес увеличился на 65 кг., а вес в горше уменьшился всего на 50 г. Откуда же растение взяло питательных веществ для своего роста и развития? Можно предложить детям ответить на этот вопрос.
Вся последующая работа проводится на эмоциональном заряде, она направленна на разгадку «тайны». Конечно, не обойдется урок без предварительной подготовки к нему. Проведение с учащимися опыта «Образования крахмала на свету», «Выделение кислорода на свету», знакомство с опытом Пристли в стихах. И, конечно же, работа с новыми терминами.
Такая разнообразная деятельность на уроке, способствует формированию прочных знаний, которые надолго сохраняются в памяти детей так как она опирается на широкий спектр индивидуальных познавательных процессов.
Получение знаний по теме «Фотосинтез» Разнообразие учебной деятельности учащихся
Лист имеет клеточное строение. Лабораторная работа с микропрепаратами листа.
Зеленый цвет листьев обусловлен наличием в них зеленого пигмента – хлорофилла. Наблюдение и анализ результатов. Получение спиртовой вытяжки хлорофилла.
На свету растение поглощает углекислый газ, а выделяет кислород. Работа с текстом и рисунком учебника, объяснение демонстрационного опыта.
Образование органических веществ в листе происходит только на свету. Проведение опыта в домашних условиях, или анализ результатов проведенного в классе опыта.
Фотосинтез – процесс образования на свету в зеленых клетках органических веществ с выделением кислорода. 1224915255905Работа над схемой кислород + углекислый газ хлорофилл органическое вещество сахар + вода.
Без зеленых растений жизнь на Земле невозможна. Зарисовка и анализ результатов опыта Пристли.
Из кислорода и углекислого газа на свету образуются органические вещества (разгадка опыта Ван - Гельмонта) Использование знаний о фотосинтезе для обоснования результатов опыта Ван – Гельмонта.

Таким образом, на уроке были использованы разнообразные методические приемы для достижения главной цели – обоснование значения зеленых растений на Земле.
Не менее важно правильно использовать вторую группу методов – это методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельностью. Мы должны помнить об индивидуальном подходе и строить систему контроля так, чтобы каждый ребенок получил посильное задание.
Пример.
На доске могут быть записаны задания:
1 2 3 4 5 6
Опыт Пристли Строение клеток листа:
а. клетки кожицы;
б. зеленые клетки. Новые термины Опыт Ваг-Гельмонта (расчетная задача) Биологическая задача Опыт: «Какие условия необходимо создать для фотосинтеза?»
Как видно из этой таблицы, задания в ней являются разноуровневыми. Дети сами выбирают, какое задание они будут выполнять.
Третий совет.
При объяснении и контроле знаний используйте сочетания разных форм работы. Предложите детям возможность выбора пути решения учебной задачи, исходя из их индивидуальных особенностей.
В помощь учителю можно применять некоторые советы психолога, касающиеся «законов запоминания».
«Законы запоминания» (по Дейлу Карнеги)
Нужно получить яркое впечатление о том, что необходимо запомнить.
Получить впечатление с помощью возможно большего числа органов чувств.
Старайтесь, прежде всего, опираться на зрительное впечатление.
Повторяя, можно много достигнуть.
Старайтесь ассоциировать один факт с другим.
Кроме того, за годы обучения в школе ученики должны получать не только знания, но и развивать свои способности. Одна из таких способностей, самая важная, на мой взгляд, это способность вести конструктивный диалог. Для этого необходимо умение выдвигать гипотезу и подтверждать ее полученными фактами. На уроках биологии можно создавать обстановку дискуссии. Возникает несколько мнений, но только в том случае, если учитель работает над формированием правильного отношения учащихся к ошибкам, когда правильная мысль поощряется и уважается чужое мнение.
Необходимо еще одно условие – умение учителя направлять решение поставленной задачи в определенной логической последовательности. Помните о том, что проводя дискуссии, вы не должны поддерживать то или иное суждение. Вы только лишь направляете течение дискуссии в нужное русло. Это умение приходит не сразу, а с опытом.
Работая в классах, где обучаются дети с ОВЗ, я столкнулась с еще одной их особенностью. Для этих детей характерно раннее наступление полового созревания. У них возникает много вопросов, но они не идут с ними к родителям, так как стесняются или боятся. Они идут к учителю. В 8 классе на уроках биологии изучается «анатомия, физиология, и гигиена человека». В самом конце курса есть раздел: «Индивидуальное строение организма». Я считаю, что правильное половое воспитание детей убережет их от серьезных ошибок и проблем в будущем, а, главное, научит управлять их своими эмоциями сейчас. Знаю, что многие учителя касаются этой темы лишь вскользь, большинство тем в этом разделе даются детям на само изучение. Я же стараюсь как можно шире раскрыть эту тему. На своих уроках я использую обучающие фильмы, где профессионально медицинскими работниками освещаются данные вопросы. Они формируют у детей представление о строении мужской и женской половых системах. Кроме того, в этих фильмах говорится о том, как тяжело зачать ребенка, что сложно его выносить и как сам ребенок должен бороться, что бы родится. После этих фильмов дети получают мощный эмоциональный заряд, у них возникает желание откровенно и честно поговорить и волнующих темах. Одни будут задавать вопросы в присутствии всего класса, другие «один на один», но интерес к самому себе будет работать на усвоение необходимых знаний. Именно интерес побуждает подростка к активной мыслительной деятельности и делает учебный процесс более продуктивным.
Для подростков характерно избирательное отношение к предметам связанным с будущим. Их стремление видеть перспективу, в том числе и в учебной деятельности, ставит учителя перед необходимостью планировать не только свою учебную работу, но и учебную деятельность учащихся.
Четвертый совет.
Помните об изречении Конфуция: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму».
В заключении моего выступления хочется сказать, что когда меня попросили поучаствовать в этом семинаре, я немного переживала. Когда готовишься к такого рода мероприятию, не знаешь с чего подступится. Но в процессе подготовки я смогла заглянуть на свою работу со стороны и проанализировать ее. Я увидела свои ошибки, а так же свои сильные стороны. Поэтому хочется озвучить еще один совет, пусть таких мероприятий будет больше, участвуйте в них, обменивайтесь опытом и эмоциями, рефлексируйте и анализируйте себя.
Спасибо за внимание.